История искусства Древней Греции
Конспекты ответов на основные вопросы к курсу
Периодизация искусства Древней Греции.
• МИКЕНСКОЕ ИСКУССТВО (15 – 12 вв. до н.э.)
• ИСКУССТВО ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО СТИЛЯ (Гомеровское время: 11 – 8 вв. до н.э.)
Протогеометрика (11 – нач. 10 вв.)
Ранняя геометрика (сер/вт.пол. 10 – нач. 9 вв.)
Зрелая геометрика (9 – сер. 8 вв.)
Поздняя геометрика (тр.четв. 8 в.)
• ИСКУССТВО ЭПОХИ АРХАИКИ (8/7 – 6/нач. 5 вв. до н.э.)
Ранняя архаика (кон. 8 – нач. 6 вв. до н.э.)
Зрелая архаика (вт.четв. 6 – тр.четв. 6 в.)
Поздняя архаика (кон. 6 – нач. 5 вв.)
• КЛАССИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО V В. ДО Н.Э.
Живопись и вазопись: Полигнот, Аполлодор и Агатарх
Скульптура строгого стиля: Каламид и Пифагор
Скульптура высокой классики: Мирон и его школа, Поликлет
• ИСКУССТВО ПОЗДНЕЙ КЛАССИКИ ( 4 в. до н.э.)
Скульптура переходной эпохи: Алкамен, Каллимах, Пэоний
Скульптура 4 в. до н.э.: Кефисодот, Эвфранор, Скопас, Пракситель, Леохар, Лисипп
• ИСКУССТВО ЭЛЛИНИЗМА (334 г. до н.э. – 30 г. до н.э.)
Искусство Микенской Греции, его назначение и особенности. Архитектура ахейских крепостей. Тиринф, Микены. (15 – 12 вв. до н.э.)
Ахейская Греция. Центры – Микены, Тиринф, Пилос. Связь с поздней культурой Крита, но есть принципиальные отличия. Культура воинской элиты («ахейский заказ», мастера могут быть и греками, и критянами, и местными). Индоевропейская к-ра: воинская тематика, сакральное второстепенно, синкретизм. Город – 2 части: Акрополь (с мегароном) и «нижний город». Рациональная арх-ра.
Скульптура: Терракотовые статуэтки: изображение Богини-Матери (восходит к критскому прототипу, но двойственная природа) – фронтальность, птицеобразная богиня, максимальная условность силуэта, не расчлена, сохр. цвет глины, орнамент, попытка разложить на первичные эл-ты.
• «Нижний город»: циклопическая кладка (как у хеттов). Вход ограничен воротами: «Львиные ворота» в Микенах. Рельеф: условный, фронтальный (в ц. – колонна, ее фланкируют 2 льва, «львиная тема» хар-на для военной и рассудочной ахейской культуры, тема терзания, раненных хищников). Хеттские заимствования: характер кладки, проходы под крепостной стеной (как в Хатуссе).
Дворцовые комплексы Микен, Тиринфа, Пилоса и дворцы Крита.
Специфика: город – на самой высокой горной вершине, мощная крепостная стена. Нет идеи вписанности в пейзаж, ландшафтности (как на Крите), четкое противопоставление города и прироы, логика и порядок. Крит: ассиметрия и сложность. Здесь: симметрия, предельная лапидарность. Воинственная, «мужская» культура.
• Акрополь: в центре – ряд построек с микенским мегароном (влияние типа «бит-хилани», но упрощение плана, сведение его частей до минимума, лаконизм, исчезают фланкирующие башни, 1этажный, через тип «троянского мегарона»). Мегарон – культово-общественное сооружение. Ограниченность пространства – внутрь допускаются лишь избранные e основные культовые процессии проходят вне храма (потом в Греции – та же концепция храмового пространства).
• «Дворец Нестора» в Пилосе: уже сложившаяся конструкция мегарона и всей планировки Акрополя. Системообразующий центр – мегарон. Совмещение культовых и официальныо-политических функций. 1 центр – по главной оси. Принцип Критских дворцов: ритм открытых дворов, обрамленных арх-рой. Здесь: закрытое пространство, творение рук человеческих. Вся структура подчинена жесткой оси. Женское начало заменено мужским. В 9 в. до н.э. из мегарона рождается типология «антового храма».
Раскопки шахтовых гробниц в Микенах (гробницы круга А и Б).
• Шахтовые гробницы: (круг А и Б): трупосожжения (хар-ны для индоевропейцев). 16 в – возникновение. Инвентарь из погребений: Золотые маски (нет портретного сходства, выпуклые глаза – монеты?). Оружие (богато инкрустировано, тип коротких микенских мечей, оружие как пок-ль принадл-ти к опр-ному соц-му слою, военной аристократии, инкрустация по бронзе – очень тонкие пластинки золота, серебра и электра). Композиция: противопоставление человеческого и природного (на Крите – фрагментарность и безграничность), ритмика (энергия битвы и утверждение победы человека). Есть изображения и на старые темы – птиц (критский круг?), но тут же – сцена охоты хищника «кошачьей породы» (противоборство, а не гармония).
Критские влияния: тема тавромахии, но трактовка иная: композиция – деления на регистры (ц. – сюжет, бок. – спиралевидный орнамент). Принципиальная разница: на Крите изображается поединок в тот момент, когда не известно, кто одержит победу, в микенском искусстве – предопределение, ритуальное убийство быка. Рассказ, имеющий начало, кульминацию и конец.
Школы
До 7 в. не было своей скульптурной школы. В основе генезиса:
- Критская: дедалическая традиция
- Египетская:
Варианты дорической пластики:
- Спартанская: лаконическая
- Аргосская: именно отсюда - дорика
- Сикионская:
- Аттическая: вт.пол. 6 в.
Совсем другая традиция:
- Ионийская: нач. 7 в. - формирование
Ранняя архаика (650 -580 гг.)
Основные темы:
- женское тело (кора)
- мужское тело (курос)
- скульптурная группа
- тема движения
Ранняя архаика:
Ксоаны.
• Бронзовые (ок. 650 г.): Вотивные статуэтки из Олимпии (условные, схематичные, четкая взаимосвязь конструкции и внутреннего движения, акцентирован жест). Аполлон, Артемида и Лета.
Мужские образы:
• Дедалический курос (ок. 640 г.). Бронза. Аполлон из Дипилона.
Архитектоничность (части скул-ры как части несущей и несомой конструкции). Нет замкнутости и цельности абриса, хотя руки прижаты к бедрам. Тело как идеальная конструкция.
• Голова куроса из Дипилона (ок. 620 г., плотный известняк)
Более объемно, из лица исчезает плоскостное решение (раньше – как маска). Поиск пластики – начиная с лица. Предельная симметрия: ц. ось. Зеркальность. Светотеневая моделировка. Архаическая улыбка (спокойствие и гармония). Принципиальная орнаментальность статуй – зеркальность ритма. Всегда раскрашена. Тонировка воском.
Женские образы:
• Дама из Ауксера (Лувр, известняк, ок. 640 г.)
Близка критской традиции. Фронтальность, жесткая статуарность, плоскостность, застылость и монолитность – наследие Востока (+ прическа). 4хгранный пьедестал. Ритуальный, обозначенный жест, акцентированный гипертрофированностью кисти. Символическое видение мира. Жесткая ось. Лицо как маска, остановленный взгляд и улыбка. Волосы – мощный, плотный, нерасчлененный объем – ощущается тяжесть падения волос. Нет разности в фактуре. Статика. Мягкий материал, но он воспринимается как глыба. Четкий контур. Нет фактурной игры. Монументальность, эстетика мощи. Тело сквозь ткань.
• Статуя Артемиды с о. Делос (крупнозернистый известняк).
Постепенно утрачивается разносоставность (волосы здесь сливаются с деталями одежды). Не сумма, а общность пластического решения.
Движение:
• Ника Архерма.
Динамика тела в пр-ве. Акцент только на это. либо акротерий, либо отдельно стоящая. Мотив коленопреклоненного бега. Предельно условное общее решение. Смелый эксперимент: механическое соединение 2х проекций: торс анфас и ноги в профиль. Рисунок движения. Знак. Набросок.
Греческое искусство IV в. до н.э. - новый этап в искусстве классического периода. Греческая архитектура на материке, в Ионии и областях Малой Азии (храм Афины Алеи в Тегее, Галикарнасский мавзолей, храм Артемиды в Эфесе).
Греческое искусство эллинистического периода, его значение. Вопросы периодизации (ранний, средний, поздний эллинизм). Основные школы греческого искусства.
Греческое прикладное искусство в классический период. Памятники ювелирного искусства и торевтики Причерноморья и скифских курганов. Произведения греческой глиптики и нумизматики в классический и эллинистический периоды.
История искусства Древней Греции
Конспекты ответов на основные вопросы к курсу
Дата: 2019-02-25, просмотров: 275.