История искусства Древней Греции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

История искусства Древней Греции

Конспекты ответов на основные вопросы к курсу

Периодизация искусства Древней Греции.

• МИКЕНСКОЕ ИСКУССТВО (15 – 12 вв. до н.э.)

• ИСКУССТВО ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО СТИЛЯ (Гомеровское время: 11 – 8 вв. до н.э.)

Протогеометрика (11 – нач. 10 вв.)

Ранняя геометрика (сер/вт.пол. 10 – нач. 9 вв.)

Зрелая геометрика (9 – сер. 8 вв.)

Поздняя геометрика (тр.четв. 8 в.)

• ИСКУССТВО ЭПОХИ АРХАИКИ (8/7 – 6/нач. 5 вв. до н.э.)

Ранняя архаика (кон. 8 – нач. 6 вв. до н.э.)

Зрелая архаика (вт.четв. 6 – тр.четв. 6 в.)

Поздняя архаика (кон. 6 – нач. 5 вв.)

• КЛАССИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО V В. ДО Н.Э.

Живопись и вазопись: Полигнот, Аполлодор и Агатарх

Скульптура строгого стиля: Каламид и Пифагор

Скульптура высокой классики: Мирон и его школа, Поликлет

• ИСКУССТВО ПОЗДНЕЙ КЛАССИКИ ( 4 в. до н.э.)

Скульптура переходной эпохи: Алкамен, Каллимах, Пэоний

Скульптура 4 в. до н.э.: Кефисодот, Эвфранор, Скопас, Пракситель, Леохар, Лисипп

• ИСКУССТВО ЭЛЛИНИЗМА (334 г. до н.э. – 30 г. до н.э.)

Искусство Микенской Греции, его назначение и особенности. Архитектура ахейских крепостей. Тиринф, Микены. (15 – 12 вв. до н.э.)

Ахейская Греция. Центры – Микены, Тиринф, Пилос. Связь с поздней культурой Крита, но есть принципиальные отличия. Культура воинской элиты («ахейский заказ», мастера могут быть и греками, и критянами, и местными). Индоевропейская к-ра: воинская тематика, сакральное второстепенно, синкретизм. Город – 2 части: Акрополь (с мегароном) и «нижний город». Рациональная арх-ра.

Скульптура: Терракотовые статуэтки: изображение Богини-Матери (восходит к критскому прототипу, но двойственная природа) – фронтальность, птицеобразная богиня, максимальная условность силуэта, не расчлена, сохр. цвет глины, орнамент, попытка разложить на первичные эл-ты.

• «Нижний город»: циклопическая кладка (как у хеттов). Вход ограничен воротами: «Львиные ворота» в Микенах. Рельеф: условный, фронтальный (в ц. – колонна, ее фланкируют 2 льва, «львиная тема» хар-на для военной и рассудочной ахейской культуры, тема терзания, раненных хищников). Хеттские заимствования: характер кладки, проходы под крепостной стеной (как в Хатуссе).

Дворцовые комплексы Микен, Тиринфа, Пилоса и дворцы Крита.

Специфика: город – на самой высокой горной вершине, мощная крепостная стена. Нет идеи вписанности в пейзаж, ландшафтности (как на Крите), четкое противопоставление города и прироы, логика и порядок. Крит: ассиметрия и сложность. Здесь: симметрия, предельная лапидарность. Воинственная, «мужская» культура.

• Акрополь: в центре – ряд построек с микенским мегароном (влияние типа «бит-хилани», но упрощение плана, сведение его частей до минимума, лаконизм, исчезают фланкирующие башни, 1этажный, через тип «троянского мегарона»). Мегарон – культово-общественное сооружение. Ограниченность пространства – внутрь допускаются лишь избранные e основные культовые процессии проходят вне храма (потом в Греции – та же концепция храмового пространства).

• «Дворец Нестора» в Пилосе: уже сложившаяся конструкция мегарона и всей планировки Акрополя. Системообразующий центр – мегарон. Совмещение культовых и официальныо-политических функций. 1 центр – по главной оси. Принцип Критских дворцов: ритм открытых дворов, обрамленных арх-рой. Здесь: закрытое пространство, творение рук человеческих. Вся структура подчинена жесткой оси. Женское начало заменено мужским. В 9 в. до н.э. из мегарона рождается типология «антового храма».

Раскопки шахтовых гробниц в Микенах (гробницы круга А и Б).

• Шахтовые гробницы: (круг А и Б): трупосожжения (хар-ны для индоевропейцев). 16 в – возникновение. Инвентарь из погребений: Золотые маски (нет портретного сходства, выпуклые глаза – монеты?). Оружие (богато инкрустировано, тип коротких микенских мечей, оружие как пок-ль принадл-ти к опр-ному соц-му слою, военной аристократии, инкрустация по бронзе – очень тонкие пластинки золота, серебра и электра). Композиция: противопоставление человеческого и природного (на Крите – фрагментарность и безграничность), ритмика (энергия битвы и утверждение победы человека). Есть изображения и на старые темы – птиц (критский круг?), но тут же – сцена охоты хищника «кошачьей породы» (противоборство, а не гармония).

Критские влияния: тема тавромахии, но трактовка иная: композиция – деления на регистры (ц. – сюжет, бок. – спиралевидный орнамент). Принципиальная разница: на Крите изображается поединок в тот момент, когда не известно, кто одержит победу, в микенском искусстве – предопределение, ритуальное убийство быка. Рассказ, имеющий начало, кульминацию и конец.

Школы

До 7 в. не было своей скульптурной школы. В основе генезиса:

- Критская: дедалическая традиция

- Египетская:

Варианты дорической пластики:

- Спартанская: лаконическая

- Аргосская: именно отсюда - дорика

- Сикионская:

- Аттическая: вт.пол. 6 в.

Совсем другая традиция:

- Ионийская: нач. 7 в. - формирование

Ранняя архаика (650 -580 гг.)

Основные темы:

- женское тело (кора)

- мужское тело (курос)

- скульптурная группа

- тема движения

Ранняя архаика:

Ксоаны.

• Бронзовые (ок. 650 г.): Вотивные статуэтки из Олимпии (условные, схематичные, четкая взаимосвязь конструкции и внутреннего движения, акцентирован жест). Аполлон, Артемида и Лета.

Мужские образы:

• Дедалический курос (ок. 640 г.). Бронза. Аполлон из Дипилона.

Архитектоничность (части скул-ры как части несущей и несомой конструкции). Нет замкнутости и цельности абриса, хотя руки прижаты к бедрам. Тело как идеальная конструкция.

• Голова куроса из Дипилона (ок. 620 г., плотный известняк)

Более объемно, из лица исчезает плоскостное решение (раньше – как маска). Поиск пластики – начиная с лица. Предельная симметрия: ц. ось. Зеркальность. Светотеневая моделировка. Архаическая улыбка (спокойствие и гармония). Принципиальная орнаментальность статуй – зеркальность ритма. Всегда раскрашена. Тонировка воском.

Женские образы:

• Дама из Ауксера (Лувр, известняк, ок. 640 г.)

Близка критской традиции. Фронтальность, жесткая статуарность, плоскостность, застылость и монолитность – наследие Востока (+ прическа). 4хгранный пьедестал. Ритуальный, обозначенный жест, акцентированный гипертрофированностью кисти. Символическое видение мира. Жесткая ось. Лицо как маска, остановленный взгляд и улыбка. Волосы – мощный, плотный, нерасчлененный объем – ощущается тяжесть падения волос. Нет разности в фактуре. Статика. Мягкий материал, но он воспринимается как глыба. Четкий контур. Нет фактурной игры. Монументальность, эстетика мощи. Тело сквозь ткань.

• Статуя Артемиды с о. Делос (крупнозернистый известняк).

Постепенно утрачивается разносоставность (волосы здесь сливаются с деталями одежды). Не сумма, а общность пластического решения.

Движение:

• Ника Архерма.

Динамика тела в пр-ве. Акцент только на это. либо акротерий, либо отдельно стоящая. Мотив коленопреклоненного бега. Предельно условное общее решение. Смелый эксперимент: механическое соединение 2х проекций: торс анфас и ноги в профиль. Рисунок движения. Знак. Набросок.

Греческое искусство IV в. до н.э. - новый этап в искусстве классического периода. Греческая архитектура на материке, в Ионии и областях Малой Азии (храм Афины Алеи в Тегее, Галикарнасский мавзолей, храм Артемиды в Эфесе).

Греческое искусство эллинистического периода, его значение. Вопросы периодизации (ранний, средний, поздний эллинизм). Основные школы греческого искусства.

Греческое прикладное искусство в классический период. Памятники ювелирного искусства и торевтики Причерноморья и скифских курганов. Произведения греческой глиптики и нумизматики в классический и эллинистический периоды.

 

История искусства Древней Греции

Конспекты ответов на основные вопросы к курсу

Дата: 2019-02-25, просмотров: 245.