• Святилище Аполлона в Дельфах.
Одно из главных святилищ Аполлона, огромный комплекс. Располагается на плато, храм в окружении гор – здание обыгрывается на фоне огромного горного массива. К храму ведет петляющая дорога. Визуально явленная модель мира. Образ космоса, организованного целого господствует над хаосом природы. Удачные точки зрения – храм виден издалека. Господство храма, вписанность в окружающую среду (нет восточной идеи подавления). Отсутствие фронтальной точки зрения. Дорога извилиста (а не прямая!), четко продуманная: с каждым подъемом храм виден с новой точки зрения (всегда угловой ракурс). Сакральность места. Аполлон и Пифон – борьба Космоса и Хаоса. Нет жесткой оси. Нет дидактики, симметрии и арифметики – характерно для греческого ансамбля (Афинский Акрополь). Явленное наглядно господство, которое не навязывается. Прочувствованная арх-ра, ее пластика, связь со скульптурой. Свободное живописное расположение элементов арх-ной формы в пространстве. Расположение по вертикали и горизонтали (святилище как сфера). Внизу – маленькие здания, храмики. Движение вверх к главному храму Аполлона, дальше – святилище.
Храмы простильного типа – сокровищницы. Визуальная ассиметрия, ни одна сокровищница не расположена четко фасадно, нет единой оси. Сокровищница мегарян в Дельфах (вт.пол. 6 в.) – тип простиля, триглифы точно совпадают с колоннами.
Движение от маленьких храмов полисов к общегреческому большому храму. Угловой ракурс – от входа (визуальная продуманность). Храм Аполлона – см. выше.
На склоне – театр в Дельфах (с противоположной дороге стороны). Туда попадаешь только поднявшись по дороге и дойдя до храма, обогнув его.
Древнейший толос в Дельфах – ок. 580 г. Нет идеи борьбы несомой и несущей конструкции.
506 г. – Греция превращается из страны независимых полисов в сильную державу. Эта тенденция отражена в храмовых комплексов этого периода.
2) Олимпия
3)Акрополь в Афинах
Греческая скульптура раннеархаического периода. Статуи богов и смертных, произведения мелкой пластики (статуя из Ауксеры Артемиды с о. Делос, ранние куросы).
Школы
До 7 в. не было своей скульптурной школы. В основе генезиса:
- Критская: дедалическая традиция
- Египетская:
Варианты дорической пластики:
- Спартанская: лаконическая
- Аргосская: именно отсюда - дорика
- Сикионская:
- Аттическая: вт.пол. 6 в.
Совсем другая традиция:
- Ионийская: нач. 7 в. - формирование
Ранняя архаика (650 -580 гг.)
Основные темы:
- женское тело (кора)
- мужское тело (курос)
- скульптурная группа
- тема движения
Ранняя архаика:
Ксоаны.
• Бронзовые (ок. 650 г.): Вотивные статуэтки из Олимпии (условные, схематичные, четкая взаимосвязь конструкции и внутреннего движения, акцентирован жест). Аполлон, Артемида и Лета.
Мужские образы:
• Дедалический курос (ок. 640 г.). Бронза. Аполлон из Дипилона.
Архитектоничность (части скул-ры как части несущей и несомой конструкции). Нет замкнутости и цельности абриса, хотя руки прижаты к бедрам. Тело как идеальная конструкция.
• Голова куроса из Дипилона (ок. 620 г., плотный известняк)
Более объемно, из лица исчезает плоскостное решение (раньше – как маска). Поиск пластики – начиная с лица. Предельная симметрия: ц. ось. Зеркальность. Светотеневая моделировка. Архаическая улыбка (спокойствие и гармония). Принципиальная орнаментальность статуй – зеркальность ритма. Всегда раскрашена. Тонировка воском.
Женские образы:
• Дама из Ауксера (Лувр, известняк, ок. 640 г.)
Близка критской традиции. Фронтальность, жесткая статуарность, плоскостность, застылость и монолитность – наследие Востока (+ прическа). 4хгранный пьедестал. Ритуальный, обозначенный жест, акцентированный гипертрофированностью кисти. Символическое видение мира. Жесткая ось. Лицо как маска, остановленный взгляд и улыбка. Волосы – мощный, плотный, нерасчлененный объем – ощущается тяжесть падения волос. Нет разности в фактуре. Статика. Мягкий материал, но он воспринимается как глыба. Четкий контур. Нет фактурной игры. Монументальность, эстетика мощи. Тело сквозь ткань.
• Статуя Артемиды с о. Делос (крупнозернистый известняк).
Постепенно утрачивается разносоставность (волосы здесь сливаются с деталями одежды). Не сумма, а общность пластического решения.
Движение:
• Ника Архерма.
Динамика тела в пр-ве. Акцент только на это. либо акротерий, либо отдельно стоящая. Мотив коленопреклоненного бега. Предельно условное общее решение. Смелый эксперимент: механическое соединение 2х проекций: торс анфас и ноги в профиль. Рисунок движения. Знак. Набросок.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 277.