Архитектурные ансамбли архаического периода. Дельфы, Афины, Олимпия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

• Святилище Аполлона в Дельфах.

Одно из главных святилищ Аполлона, огромный комплекс. Располагается на плато, храм в окружении гор – здание обыгрывается на фоне огромного горного массива. К храму ведет петляющая дорога. Визуально явленная модель мира. Образ космоса, организованного целого господствует над хаосом природы. Удачные точки зрения – храм виден издалека. Господство храма, вписанность в окружающую среду (нет восточной идеи подавления). Отсутствие фронтальной точки зрения. Дорога извилиста (а не прямая!), четко продуманная: с каждым подъемом храм виден с новой точки зрения (всегда угловой ракурс). Сакральность места. Аполлон и Пифон – борьба Космоса и Хаоса. Нет жесткой оси. Нет дидактики, симметрии и арифметики – характерно для греческого ансамбля (Афинский Акрополь). Явленное наглядно господство, которое не навязывается. Прочувствованная арх-ра, ее пластика, связь со скульптурой. Свободное живописное расположение элементов арх-ной формы в пространстве. Расположение по вертикали и горизонтали (святилище как сфера). Внизу – маленькие здания, храмики. Движение вверх к главному храму Аполлона, дальше – святилище.

Храмы простильного типа – сокровищницы. Визуальная ассиметрия, ни одна сокровищница не расположена четко фасадно, нет единой оси. Сокровищница мегарян в Дельфах (вт.пол. 6 в.) – тип простиля, триглифы точно совпадают с колоннами.

Движение от маленьких храмов полисов к общегреческому большому храму. Угловой ракурс – от входа (визуальная продуманность). Храм Аполлона – см. выше.

На склоне – театр в Дельфах (с противоположной дороге стороны). Туда попадаешь только поднявшись по дороге и дойдя до храма, обогнув его.

Древнейший толос в Дельфах – ок. 580 г. Нет идеи борьбы несомой и несущей конструкции.

506 г. – Греция превращается из страны независимых полисов в сильную державу. Эта тенденция отражена в храмовых комплексов этого периода.

2) Олимпия

3)Акрополь в Афинах

Греческая скульптура раннеархаического периода. Статуи богов и смертных, произведения мелкой пластики (статуя из Ауксеры Артемиды с о. Делос, ранние куросы).

Школы

До 7 в. не было своей скульптурной школы. В основе генезиса:

- Критская: дедалическая традиция

- Египетская:

Варианты дорической пластики:

- Спартанская: лаконическая

- Аргосская: именно отсюда - дорика

- Сикионская:

- Аттическая: вт.пол. 6 в.

Совсем другая традиция:

- Ионийская: нач. 7 в. - формирование

Ранняя архаика (650 -580 гг.)

Основные темы:

- женское тело (кора)

- мужское тело (курос)

- скульптурная группа

- тема движения

Ранняя архаика:

Ксоаны.

• Бронзовые (ок. 650 г.): Вотивные статуэтки из Олимпии (условные, схематичные, четкая взаимосвязь конструкции и внутреннего движения, акцентирован жест). Аполлон, Артемида и Лета.

Мужские образы:

• Дедалический курос (ок. 640 г.). Бронза. Аполлон из Дипилона.

Архитектоничность (части скул-ры как части несущей и несомой конструкции). Нет замкнутости и цельности абриса, хотя руки прижаты к бедрам. Тело как идеальная конструкция.

• Голова куроса из Дипилона (ок. 620 г., плотный известняк)

Более объемно, из лица исчезает плоскостное решение (раньше – как маска). Поиск пластики – начиная с лица. Предельная симметрия: ц. ось. Зеркальность. Светотеневая моделировка. Архаическая улыбка (спокойствие и гармония). Принципиальная орнаментальность статуй – зеркальность ритма. Всегда раскрашена. Тонировка воском.

Женские образы:

• Дама из Ауксера (Лувр, известняк, ок. 640 г.)

Близка критской традиции. Фронтальность, жесткая статуарность, плоскостность, застылость и монолитность – наследие Востока (+ прическа). 4хгранный пьедестал. Ритуальный, обозначенный жест, акцентированный гипертрофированностью кисти. Символическое видение мира. Жесткая ось. Лицо как маска, остановленный взгляд и улыбка. Волосы – мощный, плотный, нерасчлененный объем – ощущается тяжесть падения волос. Нет разности в фактуре. Статика. Мягкий материал, но он воспринимается как глыба. Четкий контур. Нет фактурной игры. Монументальность, эстетика мощи. Тело сквозь ткань.

• Статуя Артемиды с о. Делос (крупнозернистый известняк).

Постепенно утрачивается разносоставность (волосы здесь сливаются с деталями одежды). Не сумма, а общность пластического решения.

Движение:

• Ника Архерма.

Динамика тела в пр-ве. Акцент только на это. либо акротерий, либо отдельно стоящая. Мотив коленопреклоненного бега. Предельно условное общее решение. Смелый эксперимент: механическое соединение 2х проекций: торс анфас и ноги в профиль. Рисунок движения. Знак. Набросок.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 277.