- Ориентализирующий стиль:
В 7 в. происходит знакомство с восточным искусством, расцвет стиля. Восточные животные и фантастические существа смешиваются с образами греч. миф-гии. Орнамент полностью заполняет все свободное место. Используются и белая, и красная краски. Излюбленная тела – фриз животных. Декоративный размах доходит порой до хаотической пестроты и перегруженности. Формы: округлые, сочные, пухлые. Хар-ны ойнохои и пиксиды. Лак, белая и пурпурная краски, полихромия – нек-рая пестрота. Процарапывание. Орнамент: розетты, пальметты, стилизованные цветы и бутоны лотоса. Плоскостный хар-р живописи. Хар-но изоб-ние в профиль. Фантастика и реальность. Лев и пантера. Развитие данного стиля – по 2 направлениям: родосско-ионийское (очень сильно восточное влияние) и коринфское.
а) Родосско-ионийская традиция:
Шарообразная форма напоминает критские сосуды, линия плавная, скользящая. Новое: мерность композиции, ее ритмичность, решена через пластику живого тела. Стилизация + попытка оживить образ, сделать его полноценным. Равновесие графического и живописного: изоб-ние нарисовано и процарапано, графика дает объем. Изображения животных, в них – сочетание реализма с восточной пестротой и острой стилизацией линий.
Родосская ойнохоя (т.н. ойнохоя Леви, 7 в. до н.э. Лувр). Сохраняется деление тела на регистры, практически одинаковые по ширине. Повторяется сис-ма изображения. Господствует животное. Орнамент второстепенен. Тематика – с Востока. Фон желтоватый. Роспись темно-коричневым лаком, тонкий, контурный рисунок, им выделен объем. Активно используется белая и пурпурная краска на удаленных частсях тела. Многоцветие как акцент, сопутствующий объему. Наиболее важное – на выпуклой части сосуда. Животное выделяется, господствует и в композиции, и в цвете, и в ритме – ипостась Артемиды. «Ковровый» стиль. Метафоричность, причудливость ткани произведения. х
б) Коринфская традиция:
Жесткая тектоника формы. Плавность, но в то же время идея тектоники, массы зрительно упорядочены. Целостность и сжатость. Регистров меньше. Животные изображены крупно и подробно. Тяжеловесность. Значение пятна, а не силуэта. Орнамент на 2ом плане. Декор монументализирован. Хар-ны пузатые, приземистые формы. Пиксида – сосуд для косметики, цилиндрическая форма. Фриз живописи. Трактовка фигур сочным пятном с округлыми, по большей части выпуклыми очертаниями. Расцветка, процарапывание. Просветы светло-желтой глины между пятнами лака придают его цвету особую насыщенность, обилие пурпурной и белой краски – «ковровый» хар-р. Сочное расплывчатое пятно – и в изоб-ниях, и в орнаменте. Неск. вялое движение. Нет расчета на круговой осмотр.
Пиксида с изображением животных и птиц (перв. четв. 6 в., ГМИИ) . Среднекоринфский стиль. Круг мастера Стобарита. Глина светлая, коричневато-серая. Лак черно-коричневый, пурпур темно-лиловый. Пиксида компактной формы, шарообразная, с выпуклыми округлыми стенками, без ручек, на низком поддоне, с плоской крышкой, имеющей кольцеобразный выступ и выступ-ручку в центре. Розетта на выступе. Язычки и концентрические круги. Полоса шахматного орнамента. Роспись на тулове пиксиды: на плечиках – язычки, ниже – полоса шахматного орнамента между полосами лака, на самой широкой части тулова – фриз с фигурками животных , на нижней части – широкие и узкие полосы лака. Изображение во фризе: геральдическая группа (2 пантеры по сторона от гуся с развернутыми крыльями, за пантерой справа – пасущийся козел, за пантерой слева – фигурка птицы со сломанным крылом и повернутой назад головой. Фриз сплошь заполнен процарапанными розеттами и точками, расположенными вдоль контуров животных. Образец «деликатного стиля» (достаточно скромный). Шарообразность – природность формы. Восточность – растительный орнамент, арабеск. Зачаток сюжета – есть начало и конец. Тектоника формы сосуда подчеркнута тектоникой росписи. Лаконичная, компактная форма. Композиция росписи: регистры, гл. герой – животное, выделен процарапыванием, цветом, силуэтом. Орнамент – на второй план, чисто декоративная роль. Цикличность и универсальность мира. Цвет: используются различные оттенки, но в рамках цветовой гармонии, от палево-коричневого до темно-коричневого.
12. Греческая архитектура архаического периода. Сложение ордерных систем, типов храма. а).дорический б). ионический
Дата: 2019-02-25, просмотров: 345.