Эксперимент: шум на ткацком производстве
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как повлияет снижение уровня шума на производство ткани? Для определения результатов этого влияния исследователи из Британской службы по охране труда X.К.Вестон и С.Адаме провели эксперимент в Ланкаширском ткацком цехе (1932). Поскольку процесс производства ткани связан с постоянным передвижением тяжелых челноков, шум ткацких станков просто неизбежен. Исследователя решили понизить уровень шума, предложив каждому рабочему носить специальные заглушки, названные наушниками Мэллока-Армстронга. Эти наушники устроены так, что позволяют воспринимать «негромкие звуки, и можно разговаривать друг с другом, не снимая их».

Без наушников уровень шума в цехе, измеренный с помощью аудиометра, составлял 96 децибел. Использование наушников понижает уровень шума до 87 децибел. Это гораздо большее понижение, чем может показаться на первый взгляд: по сравнению с первоначальным шум уменьшился более чем вдвое. И все же если раньше шум был подобен грохоту проносящегося рядом товарного поезда, то теперь он стал примерно таким, будто что-то кричит вам в ухо - вот и все, что удалось сделать. При обычном разговоре интенсивность звука составляет около 60 децибел.

В качестве испытуемых в эксперименте приняли участие десять работниц. Эксперимент продолжался 26 недель. Он начался в понедельник, 27 мая 1929 года, и закончился в пятницу, 29 ноября того же года. В течение первой недели ткачихи работали без наушников, во вторую неделю они надевали их, в третью снова снимали и так далее - неделю без наушников и неделю с наушниками.

Каждая ткачиха обслуживает четыре станка. Ее работа заключается главным образом в том, чтобы перезаряжать челнок и заправлять оборвавшийся конец нити. Челнок укладывает нить внутрь угла, образованного своего рода «полом» и наклонным «потолком» из длинных 18 чередующихся нитей. Каждое полное движение челнока с нитью по станку называется ударом (или кидкой ). Передвижение челнока вперед-назад по станку совершается автоматически. Когда очередной заряд нити кончается, челнок .нужно остановить и зарядить новой катушкой. Это называется перезарядкой челнока. Кроме того, иногда нить обрывается, и ткачихе нужно связать ее концы.

Рассмотрим эти операции более детально. В течение часа челнок мог бы без остановок совершать 11759 полных движений по станку: это число возможных ударов за час. Эффективность работы ткачихи по перезарядке челнока и связыванию нити определяется по количеству ударов, которые она пропускает в течение часа. В основном испытуемые работали очень эффективно, пропуская лишь 1000 ударов за час, т. Е. менее 10 процентов. Количество фактических ударов челнока измерялось с помощью счетчика. Всякий раз, когда челнок касался одного из краев станка, стрелка счетчика продвигалась на одно деление. Счетчик был установлен на одном из четырех станков, обслуживаемых каждой ткачихой.

По суммарным результатам производительность труда в течение 13 недель работы с наушниками оказалась несколько выше, чем за 13 недель без них. Однако степень влияния наушников была чрезвычайно индивидуальной, и некоторым ткачихам они почти не помогали. К тому же только половина испытуемых отмечала, что без наушников шум действительно раздражал их, остальные же пять на шум не обращали внимания.

Учитывая эти различия, описанный эксперимент можно было бы рассматривать как десять отдельных экспериментов, по одному с каждым испытуемым. Фактически они и являются индивидуальными. Каждая работница сама заботилась о производительности своего труда, и решение, носить ли ей наушники дальше, тоже было вполне самостоятельным.

Рассмотрим результаты испытуемой Д. - одной из тех пяти, кому шум мешал работать. После окончания эксперимента она так отозвалась о работе с наушниками: «Мне они очень понравились, и я хочу носить их 19дальше. С ними я чувствую себя лучше, хотя всегда ощущаю, что они на мне». Другие ткачихи, которым тоже понравились наушники, дали еще более похвальные и «красочные» отзывы. Испытуемая С.: «Очень хорошо. Когда я чувствую себя раздраженной, они помогают мне, успокаивают. Хотелось бы и дальше работать с ними». Испытуемая К.: «Помощь, которую они оказывают мне, — просто огромна, и я всегда чувствую себя лучше, когда ношу их. С ними я не чувствую себя разбитой. Моя мама говорит, что у меня заметно улучшился характер. Я сама чувствую, как они укрепляют нервы. (Когда эксперимент закончился, ткачиха попросила себе пару наушников и теперь. Носит их в цехе постоянно)». Но хотя испытуемые С. И К. чувствовали себя лучше, производительность их труда при использовании наушников повысилась не так, как у испытуемой Д.

Общие результаты испытуемой Д. приведены на рис. 1.1. За 13 недель без использования наушников она 20 пропустила в среднем 907,6 удара в час, а за 13 недель работы с наушниками число ударов сократилось до 763,4. На рис. 1.1 показано также, что оба эти показателя находятся между 5 и 10 процентами от общего числа ударов за час. Для испытуемой Д. вопрос о дальнейшем использовании наушников практически решен, поскольку оно уменьшает вероятность профессиональной глухоты. Без наушников шум мешает ткачихе работать, а с наушниками она работает эффективнее. Единственный недостаток состоит в том, что она всегда ощущает их на себе.

Рис.1.1. Производительность труда испытуемой Д. при работе без наушников (13 недель) и с наушниками(другие 13 недель). Ось абсцисс — неиспользование (слева) и использование (справа) наушников. Ось ординат — количество пропущенных ударов (в среднем за час)

 

Вопросы к зачету

1. Предмет психологии, основные этапы его становления. Соотношение житейской и научной психологии.

2. Особенности психологии как науки. Задачи психологии. Место психологии в системе научного познания (работы Б.М. Кедрова, Б.Г. Ананьева).

3. Отрасли современной психологии, их классификация и характеристика.

4. Основные методологические принципы и методы психологического исследования.

5. Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву).

6. Основные различия в психике и поведении человека и животных.

7. Функции и структура психики человека.

8. Основные формы отражения. Особенности психического отражения.

9. Понятие сознания. Структура сознания по А.В. Петровскому.

10. Состояния сознания, их характеристика.

11. Бессознательное. Классификация неосознаваемых психических явлений, их характеристика (по Ю.Б. Гиппенрейтер).

  1. Понятие об ощущении. Классификация и свойства ощущений. Взаимодействие ощущений: сенсорная адаптация, сенсибилизация, синестезия.
  2. Пороги чувствительности. Закон Вебера–Фехнера.
  3. Восприятие. Основные свойства восприятия.
  4. Виды восприятия. Характеристика сложных видов восприятия.
  5. Представление, его виды. Свойства представлений.
  6. Память. Общая характеристика. Классификация видов памяти.
  7. Процессы памяти, их характеристика. Индивидуальные особенности памяти.
  8. Особенности внимания как психического процесса. Виды внимания.
  9. Свойства внимания. Развитие внимания.
  10. Воображение и его роль в психической деятельности. Способы синтеза образов и представлений в процессе воображения
  11. Виды воображения, их характеристика. Функции воображения.
  12. Мышление. Особенности процесса мышления. Виды мышления.
  13. Основные формы мышления. Мыслительные операции.
  14. Творческое мышление. Развитие мышления.
  15. Понятие об интеллекте. Проблемы изучения. Основные подходы к структуре интеллекта.
  16. Речь. Речь и язык. Свойства и функции речи.
  17. Виды речи. Развитие речи. Основные этапы формирования.
  18. Воля. Функции воли. Особенности волевых действий.
  19. Психологическая структура волевого акта.
  20. Волевые качества личности и их развитие.
  21. Эмоции, определение понятия, функции. Классификация видов эмоций, их характеристика.
  22. Соотношение понятий «эмоции» и «чувства». Характеристика чувств. Виды чувств.
  23. Типы эмоциональных переживаний. Эмоциональные свойства личности.

 

Вопросы к экзамену

1. Предмет психологии, основные этапы его становления. Соотношение житейской и научной психологии.

2. Особенности психологии как науки. Задачи психологии. Место психологии в системе научного познания (работы Б.М. Кедрова, Б.Г. Ананьева).

3. Отрасли современной психологии, их классификация и характеристика.

4. Основные методологические принципы и методы психологического исследования.

5. Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву).

6. Основные различия в психике и поведении человека и животных.

7. Функции и структура психики человека.

8. Основные формы отражения. Особенности психического отражения.

9. Понятие сознания. Структура сознания по А.В. Петровскому.

10. Состояния сознания, их характеристика.

11. Бессознательное. Классификация неосознаваемых психических явлений, их характеристика (по Ю.Б. Гиппенрейтер).

  1. Понятие об ощущении. Классификация и свойства ощущений. Взаимодействие ощущений: сенсорная адаптация, сенсибилизация, синестезия.
  2. Пороги чувствительности. Закон Вебера–Фехнера.
  3. Восприятие. Основные свойства восприятия.
  4. Виды восприятия. Характеристика сложных видов восприятия.
  5. Представление, его виды. Свойства представлений.
  6. Память. Общая характеристика. Классификация видов памяти.
  7. Процессы памяти, их характеристика. Индивидуальные особенности памяти.
  8. Особенности внимания как психического процесса. Виды внимания.
  9. Свойства внимания. Развитие внимания.
  10. Воображение и его роль в психической деятельности. Способы синтеза образов и представлений в процессе воображения
  11. Виды воображения, их характеристика. Функции воображения.
  12. Мышление. Особенности процесса мышления. Виды мышления.
  13. Основные формы мышления. Мыслительные операции.
  14. Творческое мышление. Развитие мышления.
  15. Понятие об интеллекте. Проблемы изучения. Основные подходы к структуре интеллекта.
  16. Речь. Речь и язык. Свойства и функции речи.
  17. Виды речи. Развитие речи. Основные этапы формирования.
  18. Воля. Функции воли. Особенности волевых действий.
  19. Психологическая структура волевого акта.
  20. Волевые качества личности и их развитие.
  21. Эмоции, определение понятия, функции. Классификация видов эмоций, их характеристика.
  22. Соотношение понятий «эмоции» и «чувства». Характеристика чувств. Виды чувств.
  23. Типы эмоциональных переживаний. Эмоциональные свойства личности.
  24. Понятие личности. Проблемы изучения личности. Соотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность.
  25. Структура личности. Соотношение биологического и социального в человеке.

37. Формирование и развитие личности. Понятие социализации.

  1. Потребности и их классификация. Иерархия фундаментальных потребностей по А. Маслоу.
  2. Понятие мотива и мотивации. Внутренняя и внешняя мотивация. Основные

характеристики мотивационной сферы человека.

  1. Понятие о направленности личности. Характеристика основных форм направленности личности.

41. Самосознание. Основные подходы к пониманию развития и структуры самосознания.

  1. Факторы и механизмы формирования и функционирования самосознания.
  2. Понятие деятельности, ее особенности. Виды деятельности.
  3. Основополагающие принципы психологической теории деятельности.
  4. Структура индивидуальной деятельности.

46. Теория научения. Виды научения. Основные различия теории деятельности и теории научения.

  1. Общая характеристика способностей. Классификация способностей.
  2. Уровни развития способностей, их характеристика. Развитие способностей.

49. Темперамент как свойство личности. Основные учения о темпераментах. Физиологическая основа темперамента

  1. Основные типы темперамента и их психологическая характеристика.
  2. Характер. Свойства и черты характера. Формирование характера.
  3. Типология характера. Понятие акцентуаций характера.
  4. История развития экспериментального метода в психологии.
  5. Общая характеристика эксперимента: определение понятия, особенности метода, основные элементы и уровни.
  6. Виды экспериментов, их характеристика.
  7. Экспериментальные переменные и способы их контроля.
  8. Экспериментальная выборка.
  9. Планирование эксперимента. Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы.
  10. Фиксация результатов эксперимента.
  11. Личность экспериментатора. Особенности взаимодействия экспериментатора и испытуемого.
  12. Отчет на эксперимент (индивидуальный проект).

Дата: 2019-02-25, просмотров: 299.