ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Б1.Б.14.01 ОБЩАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ психология
Паспорт фонда оценочных средств
Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Общая и экспериментальная психология».
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
№ п.п | Индекс компетенции | Содержание компетенции (или её части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны | ||
знать | уметь | владеть | |||
1. | ОПК-8 | Способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики | Знать профессиональные задачи и принципы профессиональной этики. | Уметь осознавать социальную значимость профессии, ответственно, качественно выполнять профессиональные задачи | Овладеть навыками выполнения профессио-нальных задач, соблюдая принципы профессио-нальной организации научного исследования |
2 | ОПК-10 | Способность принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач | Знать профессиональные задачи и объяснять цель их применения на практике, описывать способы междисципли-нарного и меж-ведомствен-ного взаимо-действия специалистов в решении профессиональных задач | Уметь вести профессиональный диалог в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов. | Овладеть навыком междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении профессиональных задач |
Показатели, критерии и шкала оценки сформированных компетенций
Код и наименование компетенций
Соответствие уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания
Оценка
ОПК-8
ПК-10
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы:
Термины для терминологического диктанта (ТД)
1) к разделу « Введение в общую психологию»;
Общая психология – это область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.
Основные принципы психологии: принцип детерминизма (причинной обусловленности) психических явлений материальной действительностью; принцип развития, или генетический принцип; принцип неразрывной взаимосвязи психики и деятельности; принцип системности, который описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического.
Предмет курса «Общая и экспериментальная психология» является знание психологических особенностей личности и индивидуальности.
Принцип детерминизма предполагает взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности.
Принцип неразрывной взаимосвязи психики и деятельности констатирует неразрывность этих двух важнейших феноменов. Деятельность – продукт психологии человека. Психическая деятельность – внутренний план, детерминанта внешней активности. Через деятельность, при оперировании с объектами мира, действуя, человек не только обнаруживает свою внутреннюю сущность, но и раскрывает их свойства, недоступные нередко пассивному созерцанию.
Принцип развития необходимость при исследовании психологических явлений и личности человека выявлять их закономерные изменения в процессах фило-, онто- и социогенеза.
Принцип системности предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства, так как только в этом случае возможна и саморегуляция, и компенсация, присущие психическому даже на низших уровнях развития психики.
Психика – это интегральное обобщающее понятие психологической науки, призванное охватить всю совокупность специфических феноменов и закономерностей, выявленных и установленных в ходе многочисленных экспериментов, клинических наблюдений и им подобных эмпирических процедур.
Психические процессы – процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и др. Структура общей психологии: познавательные процессы, психология личности, индивидуально-психологические особенности личности, эмоционально-волевая сфера личности.
Цель курса «Общая и экспериментальная психология» является формирование общих представлений и навыков в сфере основных психических явлений.
2) к разделу « Психические процессы»;
Абсолютный порог ощущений – минимальная величина раздражителя любой модальности (светового, звукового и др.), способного вызвать едва заметное ощущение.
Абстракция – мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения.
Автокинетический эффект - иллюзорное, кажущееся движение на самом деле неподвижного объекта, например, светящейся точки в темноте при длительной фиксации взора на ней в отсутствие каких-либо других видимых объектов в поле зрения.
Амнезии – нарушения памяти.
Апатия – состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности:
апперцепция – понятие, введенное немецким ученым г.лейбницем. Определяет состояние особенной ясности сознания, его сосредоточенности на чем-либо. В понимании другого немецкого ученого, в.вундта, обозначало некоторую внутреннюю силу, направляющую течение мысли и ход психических процессов.
Апраксия – нарушение движений у человека.
Ассоциация – соединение, связь психических явлений друг с другом.
Внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.
Внутренняя речь – особенный вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно.
Воля – свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.
Воображение – способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Воспоминание (припоминание) – воспроизведение по памяти какой-либо ранее воспринятой информации. Один из основных процессов памяти.
Восприятие – процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.
Время реакции – интервал времени между началом действия какого-либо стимула и появлением в организме определенной реакции на него.
Вторая сигнальная система - система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены.
Забывание – процесс памяти, связанный с утратой следов прежних воздействий и возможности их воспроизведения (см. Воспоминание).
Запоминание – один из процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступающей информации.
Иллюзии – феномены восприятия, воображения и памяти, существующие только в голове человека и не соответствующие какому-либо реальному явлению или объекту.
Оперативная память – вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции.
Органы чувств – телесные органы, специально предназначенные для восприятия, переработки и хранения информации. Включают рецепторы, нервные пути, проводящие возбуждения в мозг и обратно, а также центральные отделы нервной системы человека, перерабатывающие эти возбуждения.
Ориентировочная реакция (рефлекс) – реакция организма на новые стимулы, проявляющаяся в общей его активизации, в сосредоточении внимания, в мобилизации сил и ресурсов.
Осмысленность восприятия – свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории.
Относительный порог ощущения – величина, на которую должен измениться раздражитель, действующий на органы чувств, чтобы одновременно изменилось и вызываемое им ощущение (величина а/ в законе бугера–вебера).
Отражение – философско-гносеологическое понятие, относящееся к теории познания. В соответствии с ним все психические процессы и состояния человека рассматриваются как отражения в голове человека объективной, не зависимой от него действительности.
Ощущение – элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира.
Память – процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.
Память генетическая – память, обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поколение.
Память долговременная – память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения.
Память кратковременная – память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких до десятков секунд, до тех пор, пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память.
Первичные эмоции – генотипически (см. Генотип) обусловленные простейшие эмоциональные переживания: удовольствие, неудовольствие, боль, страх, гнев и др.
Переживание – ощущение, сопровождаемое эмоциями.
Перцептивный – относящийся к восприятию.
Порог ощущения – значение стимула, воздействующего на органы чувств, которое вызывает минимальное ощущение (нижний абсолютный порог ощущений), максимально возможное по силе ощущение соответствующей модальности (верхний абсолютный порог ощущения) или изменение параметров уже имеющегося ощущения.
Представление – процесс и результат воспроизводства в виде образа какого-либо объекта, события, явления.
Раздражимость – способность живых организмов биологически целесообразно (с целью самосохранения и развития) реагировать на значимые для их жизни воздействия среды.
Раздражитель – любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию.
Реминисценция – самопроизвольное припоминание материала, который когда-то был воспринят, но затем временно забыт и не восстанавливался в памяти.
Рецептор – специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри него и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и т.д. – и их преобразования в нервные электрические импульсы.
Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
Сензитивность – характеристика органов чувств, выражающаяся в их способности тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы.
Сенсорный – связанный с работой органов чувств.
Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.
Сохранение – один из процессов памяти, направленный на удержание в ней полученной информации.
Стимул – то, что воздействует на органы чувств человека,
Структурность восприятия – свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.
Теория эмоций Джемса-Ланге – теория, рассматривающая эмоции как субъективное отражение органических процессов и утверждающая их производный характер от процессов, происходящих в организме. Предложена американским психологом У. Джемсом и уточнена датским ученым Г. Ланге в конце ХIХ в.
Теория эмоций Кеннона-Барда – теория, утверждающая, что эмоции являются результатом переработки сигналов, поступающих в мозг из внешней и внутренней среды. Переключаясь в таламусе на нервные пути, одновременно идущие в кору головного мозга и к внутренним органам, эти сигналы порождают эмоции и сопровождающие их органические изменения. Выступает как альтернатива к теории эмоций Джемса–Ланге.
Целостность восприятия – сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.
Чувствительность – способность организма запоминать и реагировать на воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений.
Чувство – высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.
3) к разделу « Личность»;
Адаптация личности – привыкание. Различают трудовую и социальную адаптацию. Трудовая адаптация – привыкание человека к новым условиям работы. Социальная адаптация – утверждение личности в коллективе.
Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера, представляющая собой крайние варианты нормы.
Аффект – относительно кратковременное, но исключительное эмоциональное состояние личности, вызванное резким изменением жизненных обстоятельств.
Биосоциальная природа личности – взгляд на человека как на биологическое существо и как на социальное существо. При этом социальное начало доминирует, подчиняет себе биологическое начало.
Власть – возможность влиять на поведение людей.
Влияние – способность изменять поведение окружающих людей или ход процессов.
Вознаграждение – все то, что человек считает ценным для себя.
Воля – сознательное преодоление человеком трудностей на пути к достижению цели.
Гигиенические факторы (согласно теории Ф.Герцберга) – факторы, находящиеся в среде, окружающей деятельность человека. Их отсутствие вызывает неудовлетворенность работой.
Группа – два лица и более, взаимодействующие и оказывающие взаимное влияние.
Деятельность – специфическая форма отношения личности к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение этого мира.
Демонстративный тип характера отличают стремление к эффектности, желание всегда хорошо выглядеть и, как правило, неспособность критически относиться к себе и к своим поступкам.
Единство личности – отличительная особенность, проявляющаяся в неразрывной связи черт, характеризующих личность.
Единомыслие (групповое) – тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов, чтобы не нарушать гармонию группы.
Иерархия потребностей – подразделение потребностей людей на пять групп по пирамиде Маслоу (физиологические потребности, потребность в защищенности, потребность в принадлежности, потребность в уважении и потребность в самовыражении).
Индивидуальность – неповторимое сочетание свойств личности; своеобразие и неповторимость жизненного пути каждого человека, условий его деятельности, обучения и воспитания.
Индивид – единичный представитель вида Homo sapiens.
Интуиция – способность достижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.
Конфликт – трудноразрешимое противоречие (столкновение).
Конформность – податливость влиянию группы, проявляющаяся в изменении поведения.
Лидерство – искусство влиять на людей, с тем чтобы они по доброй воле стремились к достижению целей, которые не являются их личными целями (например, цели подразделения, организации и т.п.).
Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности.
Мотивация – процесс, побуждающий человека к действию для достижения личных целей и (или) целей организации.
Мышление – обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.
Непроизвольное мышление – предполагает трансформацию образов во сне (в бреду и т.п.).
Неформальный лидер – руководитель неформальной группы, получивший свой социальный статус не от администрации, а от группы.
Неформальная группа – группа людей, добровольно объединяющихся на основе общности интересов и целей.
Оригинальность – способность производить новые идеи, отличные от общепринятых.
Онтогенез – индивидуальное развитие живого существа.
Психологический климат – атмосфера или настрой в коллективе.
Психостенический тип характера – отличается добросовестностью, пунктуальностью, склонностью к глубокому анализу.
Респондент – лицо, отвечающее на вопросы социологических анкет, опросников и т.п.
Рефлексия – самопознание человеком психических актов и состояний.
Роль – способ поведения человека, зависящий от его положения в обществе.
Способности – индивидуально–психологические свойства личности, обеспечивающие быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике знаний, умений и навыков.
Социальный статус – позиция личности в организации. Основные характеристики социального статуса: престиж, власть, полномочия, вознаграждения.
Темперамент – сочетание устойчивых психических свойств, определяющих динамику деятельности человека.
Трудовой коллектив – все сотрудники организации (предприятия), включая персонал и администрацию.
Теория потребностей МакКлелланда – согласно этой теории поведение человека мотивируют три потребности: власть, успех и причастность.
Уровень притязаний – выбор человеком цели с учетом успеха (или неуспеха) предшествующей деятельности.
Формальная группа – группа, созданная по воле администрации для выполнения определенных функций.
Фрустрация – психическое состояние человека, вызванное трудностями на пути к достижению поставленных целей.
Харизма – влияние, основанное на свойствах личности руководителя.
Характер – совокупность основных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении.
Цель – желаемое состояние системы управления через определенный период времени.
Эмпатия – постижение индивидом эмоциональных состояний других людей, проникновение в их переживания.
Вопросы к коллоквиуму:
К разделу « Личность»
1. Дайте определение понятия «личность». Перечислите общечеловеческие свойства личности.
2. Какие человеческие качества сугубо индивидуальны? В чем люди в основном похожи? Что доминирует: различия или сходство?
3. Что такое установка? Назовите основные характеристики и составляющие компоненты установок. Какие функции выполняют установки в жизни людей?
4. Назовите основные параметры теорий научения. В чем разница между классическим и оперантным обусловливанием?
5. В чем различие между положительным и отрицательным подкреплением? Приведите примеры.
6. Теории научения могут быть использованы для того, чтобы объяснить поведение и управлять им. Можете ли вы показать различие между этими двумя целями? Можете ли вы привести какие-либо этические аргументы, объясняющие, почему менеджеры не должны контролировать поведение работников?
7. Какие выделяют ролевые функции?
8. Какие основные типы личности Вы знаете?
9. Что такое темперамент? Назовите основные типы темперамента.Приведите примеры известных людей с ярко выраженным типом темперамента.
10. Что такое характер? Классификация типов характера.
К разделу « Личность»
1. Что такое Личность?
а) конкретный человек, взятый в системе его устойчивых психологических характеристик.
б) человек, имеющий возможность контактировать с другими
в) человек, концентрирующийся исключительно на собственных убеждениях
г) человек, имеющий свою точку зрения.
2. Важнейшее свойство личности - это:
а) темперамент
б) мотивация
в) характер
г) направленность
3. Индивидуальность-это способность:
а) психологическое свойство личности
б) моральных свойств личности
в) религиозных свойств личности
г) эстетических свойств личности
4. Мотивация-это:
а) система операций, основывающихся на данных
б) система мотивов для каждого неповторима
в) выражение личности как отдельного существа
г) совокупность мыслей
5. Потенциалы личности (вычеркнуть лишнее):
а) творческий
б) художественный
в) познавательный
г) эмоциональный
6. Трудолюбие, чувство долга, стремление к успеху у личности возникает в возрасте:
а) до 11 лет
б) до 7 лет
в) после 20 лет
г) до 3 лет
7. Активность-это:
а) условие выполнения какой-либо деятельности
б) мера взаимодействия субъекта с окружающим миром
в) совокупность качеств
г) дееспособность человека
8. Я-концепция это:
а) совокупность требований отношения общества к человеку
б) система представления индивида к самому себе
в) система взглядов других людей к человеку
г) саморегуляция человека
9. Личность выступает как:
а) результат деятельности
б) характеристика индивида
в) система внутренних условий
г) индивидуальный характер
10. Может ли человек передавать свои специфические способности в порядке биологической наследственности:
а) может
б) может, но не всегда
в) может в зависимости от ген
г) не может
Задание для проекта к разделу «Основы экспериментальной психологии, Экспериментальные переменные, их регистрация»
Задание № 1.
Посмотреть полнометражный художественный фильм «Эксперимент» (Германия, 2001), снятый по мотивам «Тюремного эксперимента» Ф.Д.Зимбардо. В эксперименте определить экспериментальный план, выделить переменные (независимая, зависимая, дополнительные), определить ошибки, связанные с экспериментальной этикой. Провести сравнительный анализ хода эксперимента с экспериментом, описанным у Зимбардо.
Задание № 2
Посмотреть документально-научный фильм «Эксперимент повиновение» Стенли Мигрэма. В эксперименте определить экспериментальный план, выделить переменные (независимая, зависимая, дополнительные), определить ошибки, связанные с экспериментальной этикой.
Задание № 3
Подготовить таблицу «Основные достоинства и недостатки различных исследовательских планов» применительно к схемам:
- экспериментального метода;
- корреляционного исследования;
- опросникам и самоотчетам испытуемых;
- архивного исследования;
- этнографического исследования;
- наблюдения в естественных условиях;
- истории отдельного случая;
- количественных опросов;
- качественных методов (фокус-группы и глубинные интервью).
Задание № 4
Вопросы к зачету
1. Предмет психологии, основные этапы его становления. Соотношение житейской и научной психологии.
2. Особенности психологии как науки. Задачи психологии. Место психологии в системе научного познания (работы Б.М. Кедрова, Б.Г. Ананьева).
3. Отрасли современной психологии, их классификация и характеристика.
4. Основные методологические принципы и методы психологического исследования.
5. Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву).
6. Основные различия в психике и поведении человека и животных.
7. Функции и структура психики человека.
8. Основные формы отражения. Особенности психического отражения.
9. Понятие сознания. Структура сознания по А.В. Петровскому.
10. Состояния сознания, их характеристика.
11. Бессознательное. Классификация неосознаваемых психических явлений, их характеристика (по Ю.Б. Гиппенрейтер).
Вопросы к экзамену
1. Предмет психологии, основные этапы его становления. Соотношение житейской и научной психологии.
2. Особенности психологии как науки. Задачи психологии. Место психологии в системе научного познания (работы Б.М. Кедрова, Б.Г. Ананьева).
3. Отрасли современной психологии, их классификация и характеристика.
4. Основные методологические принципы и методы психологического исследования.
5. Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву).
6. Основные различия в психике и поведении человека и животных.
7. Функции и структура психики человека.
8. Основные формы отражения. Особенности психического отражения.
9. Понятие сознания. Структура сознания по А.В. Петровскому.
10. Состояния сознания, их характеристика.
11. Бессознательное. Классификация неосознаваемых психических явлений, их характеристика (по Ю.Б. Гиппенрейтер).
37. Формирование и развитие личности. Понятие социализации.
характеристики мотивационной сферы человека.
41. Самосознание. Основные подходы к пониманию развития и структуры самосознания.
46. Теория научения. Виды научения. Основные различия теории деятельности и теории научения.
49. Темперамент как свойство личности. Основные учения о темпераментах. Физиологическая основа темперамента
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
б1.Б.14.01 ОБЩАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ психология
Дата: 2019-02-25, просмотров: 263.