Инфляция и её влияние на предпринимательскую деятельность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Инфляция — это переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, проявляемое в росте товарных цен.

Реально, как экономический феномен, инфляция возникла в XX в., хотя периоды заметного роста цен бывали и ранее, например, в периоды войн. Сам термин «инфляция» возник в связи с массовым переходом национальных денежных систем к обращению неразменных бумажных денег. Первоначально в экономический смысл инфляции был вложен феномен избыточности бумажных денег и в связи с этим их обесценение. Обесценение денег ведет к росту товарных цен. В этом и проявляется инфляция (это слово переводится с латыни как «разбухание»).

В современной экономике инфляция возникает как следствие целого комплекса причин (факторов), что подтверждает, что инфляция — не чисто денежное явление, а также экономический и социально-политический феномен. Инфляция зависит также от социальной психологии и общественных настроений. В этой связи справедлив термин «инфляционные ожидания»: если общество ожидает инфляцию, она неизбежно возникнет. В CC в. инфляция стала постоянным элементом рыночной экономики. Этому способствовал целый ряд факторов глобального порядка: быстрый рост товарного производства, усложнение его структуры; системы цен и социальных трансфертов стали универсальными; изменилась практика ценообразования под влиянием монополистических предприятий, резко снизилась сфера ценовой конкуренции. Повышение эффективности производства проявляется, как правило, не в снижении цен, а в росте массы прибыли и доходов участников производства.

Динамика цен в сторону их увеличения — предпосылка, а зачастую уже и сама инфляция.

Рост госрасходов и, как следствие, дефицит госбюджета — также причина инфляции.

Решающая характеристика инфляции — ее величина. Историческая практика показывает, что чем выше инфляция, тем хуже для общества. Ползучая («нормальная») инфляция характеризуется ростом цен на 3-5% в год; галопирующая — на 30-100% в год; гиперинфляция — на тысячи и десятки тысяч процентов в год.

Инфляция – это социально-экономическое явление, выражающееся в

виде уменьшения покупательной способности денежной единицы и

сопровождающееся устойчивым, длительным ростом общего уровня цен.

Обесценивание денег происходит за счет избыточности денежной массы.

Инфляция же возникает, когда объем денежной массы превышает количество

производимых товаров и услуг.

Инфляция измеряется с помощью индекса цен, который определяет

отношение общего уровня цен в текущем году к уровню цен в предыдущем

базовом периоде.

Нормальной считается умеренная инфляция, характеризующаяся ростом

цен, не превышающих 10% в год. Именно при таком росте не страдают ни

производители, ни потребители, а экономике ничто не мешает развиваться.

Наоборот, такая инфляция даже стимулирует рост производства,

происходящий благодаря удешевлению кредитов, ускорению платежных оборотов, увеличению инвестиций. Эти факторы обусловлены ростом денежной массы. Баланс между объемом денежной массы и объемом производимых товаров восстановляется за счет роста производства.

 

Инфляция, рост цен в которой более 10% опасна для экономики и

требует пересмотра денежной политики, так как получаемая производителем

прибыль уничтожается снижением покупательной способности денег,

следовательно, пропадает стимул производства, который влечет безработицу,

закрытие предприятий. При гиперинфляции (рост цен более, чем на 50% в

месяц) деньги утрачивают свои функции, в силу их нестабильности они

заменяются бартерным обменом, рыночные отношения нарушаются,

производственная активность прерывается и создается ситуация возможности распада экономической системы государства.

Инфляция возникает вследствие таких причин, как:

Монетарные причины: эмиссия денег вследствие несбалансированности

государственных доходов и расходов; высокий денежный спрос при дефиците товаров и услуг; преобладание доходов над потребительскими расходами;

уровень инвестирования, превышающий возможности экономики;

повышение заработной платы, происходящее до роста производства и повышения производительности труда;

Структурные причины: деформация общей   структуры экономики,

характеризующаяся отставанием развития отраслей от других; снижение

эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; изъяны

в системе управления экономикой;

Внешние причины: превышение платежей выплачиваемых страной над

платежами, поступающими в страну; мировые экономические кризисы.

Инфляция в российской экономике начала XXI века представляет собой

снижение покупательной силы рубля, выражающееся в повышении цен на

основную массу товаров и услуг, а также в превышении номинальных

показателей экономической деятельности над их реальным содержанием.

Учитывая, что фундаментом экономики России является нефтяная

промышленность, можно говорить о том, что будущее экономики в нашей

стране зависит от мировых цен на нефть. Рост цен на нефть оказывает

укрепляющее давление на курс рубля, вызывая увеличение объёма денежной

массы и возникновение монетарной инфляции. Это в определённой мере

сказывается на снижении конкурентоспособности отечественных

производителей, поскольку импорт дешевеет.

Для стабилизации экономического развития России, снижения

инфляционного давления, уменьшения зависимости национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта товаров в 2004 году был создан Стабилизационный фонд. В январе 2006 года В. В. Путин сказал, что «если бы не было Стабилизационного фонда, думаю, что Центральному

банку не удалось бы выйти на тот параметр инфляции, который мы сегодня

имеем по прошлому году — 10,9 %. Она была бы больше».

На сегодняшний момент ситуация улучшилась: в 2013 году инфляция

составляла 6,45%, в 2014 г. 6,28%. В целом наблюдается стабильное

сокращение инфляции с каждым годом. При этом стоит отметить, что

инфляция в России относится к умеренному типу, а значит, оказывает

положительное влияние на производство, стимулируя его рост

Влияние инфляции на предпринимательскую деятельность проявляется

следующих формах: цены готовой продукции не соответствуют ценам

ресурсов, закупавшихся для ее производства; различаются изменения цен

реализации готовой продукции и ставки процента кредитования

привлеченных денежных средств

; денежные запасы на производство, в том

числе, и в форме вкладов, ценных бумаг обесцениваются; экономическая

информация не соответствует реальной экономической ситуации; доходы

фирм оцениваются неправильно из-за постоянно меняющихся цен, в связи с

этим искажается такой экономический показатель, как рентабельность;

наблюдается риск ведения предпринимательской деятельности.

В ситуации инфляции страдают получатели фиксированного дохода,

кредиторы, продавцы, экспортеры, работники бюджетных предприятий, а

выгодной инфляция является для получателей дохода по гибким схемам,

должников, покупателей, импортеров, работников реального сектора.

Главная задача предпринимателя – защита своего реального дохода в

условиях инфляции. Эта проблема решается с помощью установления рациональных цен на собственные услуги или производство. При

определении цены на продукцию учитывается возможность инфляции при

прогнозировании будущей прибыли и издержек. Цена на товар или услугу,

таким образом, оправдывает не первоначальную стоимость, а

восстановительную, т.е. такую, в которой учтен повысившийся уровень

инфляции за время производства и реализации. Чтобы не потерять прибыль

производитель должен назначать цену и начинать реализацию товара без

запаздывания.

Для правильной оценки рентабельности фирмы в бухгалтерской

отчетности следует своевременно контролировать действие инфляции на

цены ресурсов. Только так финансовая отчетность отображает реальное

положение организации и является объективной основой для принятия

верных управленческих решений.

Таким образом, для недопущения инфляционного коллапса, искоренения

негативного влияния инфляции на субъекты экономики, поддержки

предпринимательства правительством должна проводиться

антиинфляционная политика, включающая в себя, в том числе меры по

предотвращению причин инфляции и управление ее процессом.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 194.