Урок - форме организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно, установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых. В каждом уроке можно выделить его основные компоненты (объяснение нового материала; закрепление; повторение; проверка знаний, умений, навыков), которые характеризуют различные виды деятельности учителя и учащихся. Эти компоненты могут выступать в различных сочетаниях и определять построение урока, взаимосвязь между … выступать в различных сочетаниях и определять построение урока, взаимосвязь между этапами урока, т. е. его структуру. Под структурой урока понимают соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Структура урока зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие их типов. Общепринятой классификации типов уроков в современной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке.
19. УРОК ОСНОВНЫЕ ВИДЫ (Выделены красным)
УРОК ОСНОВНЫЕ ТИПЫ
1.Урокизучения нового материала
Сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов - как методические варианты уроков:
Урок- лекция
Урок- беседа
Урок с использованием учебного кинофильма
Урок теоретических или практических самостоятельных работ(исследовательского типа) Урок смешанный(сочетание различных видов урока на одном уроке)
2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков
Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.
Урок самостоятельных работ
Урок- лабораторная работа
Урок практических работ
Урок- экскурсия Семинар
3.Урок обобщения и систематизации
Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков
4.Уроки контрольные учета оценки знаний‚ умений и навыков:
Устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос)
письменная проверка
зачет
зачетные практические и лабораторные работы
контрольная (самостоятельная) работа
смешанный урок (сочетание трех первых видов)
5.Комбинированные уроки:
На них решаются несколько дидактических задач
РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА. ЕГО ТИПЫ
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧАЩЕГОСЯ
Назначение деятельности преподавателя состоит в том, чтобы осуществлять управление активной и сознательной деятельностью учащихся по усвоению учебного материала. Поэтому руководящая роль в учебном процессе принадлежит учителю. Но сам учебный процесс невозможен без активной деятельности учеников.
Планирование своей деятельности преподаватель осуществляет с помощью составления рабочих планов и программ. Разработке планов могут помочь специальные пособия по методике преподавания соответствующего предмета. В этих пособиях даются советы по характеру задач, которые надо решить в ходе урока, подчеркиваются особенно важные и трудные элементы содержания, рекомендуются наиболее ценные демонстрации, опыты, упражнения для закрепления, повторения и домашней работы. Планирование занятий должно помогать повышать, педагог. мастерство преподавателей.
Организация деятельности преподавателя по выполнению намеченного плана подразделяется на: подготовительный и исполнительный этапы.
При подготовке к занятию преподаватель по возможности обеспечивает:
— подготовку необходимых технических средств обучения, наглядных пособий, дидактических и раздаточных материалов;
— предварительное проведение опытов, демонстраций, просмотр диафильмов, чтобы предупредить возможные затруднения, выбрать наиболее важные моменты;
— привлечение учащихся для подготовки опытов, лабораторных работ и демонстраций,
— предварительное выполнение упражнений для закрепления, повторения и домашней работы, для того чтобы учесть возможные затраты времени на занятии.
— подбор учебно-методической литературы, которая будет использована на занятии.
По ходу предварительной организационной работы преподаватель вносит некоторые коррективы в план занятия детализирует его.
Организация преподавания на самом занятии предполагает:
— с одной стороны, организацию самих действий преподавателя,
— с другой — организацию деятельности учащихся, стимулирование и мотивацию учения.
Организация деятельности учащихся включаете себя:
— постановку перед ними учебных задач,
— создание благоприятных условий, при которых учащиеся принимают эти задачи,
— четкое распределение функций между учениками при организации практических работ,
— краткое и ясное инструктирование их о способах предстоящей деятельности,
— своевременное оказание помощи учащимся при выполнении учебных заданий.
К сожалению, очень часто организаторская функция учителя на уроке сводится лишь к постановке заданий, а затем переходит уже в жесткий контроль за их выполнением. Этапы инструктажа, оказания помощи, организация рациональной взаимопомощи нередко упускаются из виду, и в результате организация оказывается крайне недостаточной. Эффективность учения снижается.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 405.