ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБОВ ИЗЛОЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЭКЗАМЕН ПО ПЕДАГОГИКЕ. ОТВЕТЫ

1. ФГОС (м. б. нужно подробнее)

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

· Понятие о методах обучения и их классификация.

· Основные группы методов

· Словесные методы обучения

· Рассказ

· Учебная лекция

· Беседа

· Наглядные методы обучения

· Практические методы обучения

· Индуктивный и дедуктивный методы обучения

· Репродуктивные и проблемно поисковые методы обучения

· Проблемно-поисковые методы обучения

КРИТЕРИИ ВЫБОРА МО ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА ДПИ И НП

Выбор методов обучения современной дидактической системе зависит от целей и задач обучения, степени сложности, новизны и содержательности учебного материала, а также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий обучения в школе, профессиональных возможностей самого учителя. НО из учебных программ и содержания учебников еще не следует прямых рекомендаций о выборе конкретных методов, которые можно использовать на уроке. Как правило, методические рекомендации, адресованные учителю, не всегда являются образцом для подражания, а лишь дают возможность оттолкнуться в его собственных исканиях, наводящие вопросы преподавателя тоже не приближают их к решению, преподаватель вынужден сам давать ответ.

ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБОВ ИЗЛОЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Информацию по любому учебному элементу преподаватель может изложить различными способами: догматическим, объяснительным, частично-поисковым и проблемным. Догматический способ изложения информации состоит в том, что преподаватель рассматривает предмет, процесс, явление только с фактической стороны, сообщает готовые, не требующие глубокой интеллектуальной переработки учащимся сведения без объяснений и доказательств, т.е. использует ступень абстракции- описательную.

Однако этот способ имеет и существенные недостатки. Деятельность учащегося сводится лишь к запоминанию, иногда бессознательному заучиванию, к буквальному воспроизведению. Этот способ не способствует развитию мышления. Объяснительный способ характерен изложением информации о предметах, процессах, явлениях с обязательным объяснением их причин, свойств, с обоснованием целесообразности принятого устройства, строгой логической систематизацией и последовательностью, обеспечивающими глубокое понимание изучаемых учебных элементов. Этот способ основан на качественной и количественной ступенях абстракции. `Усвоение становится осознанными может привести учащихся реконструктивному воспроизведению.

 

УРОВНИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

"Нулевой" уровень (Понимание) – это такой уровень, при котором учащийся способен понимать, т.е. осмысленно воспринимать новую для него информацию. Строго говоря, этот уровень нельзя называть уровнем усвоения учебного материала по изучаемой теме. Фактически речь идет о предшествующей подготовке учащегося, которая дает ему возможность понимать новый для него

Четвертый уровень (Творческая деятельность) - это такой уровень владения учебным материалом темы, при котором учащийся способен создавать объективно новую информацию (ранее неизвестную никому).

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Средства обучения —это объекты, созданные человеком, также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. (Печатные, Электронные образовательные ресурсы, Аудиовизуальные, Наглядные плоскостные‚ Учебные приборы и примеры) ЕСТЬ иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.) Он, в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные. ‘идеальные средства обучения - это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Материальные средства обучения - это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения.

КОТРОЛЬ, ЕГО ФУНКЦИИ

Педагогический контроль- это система научно-обоснованной проверки результатов образования и воспитания учащихся. Являясь важной частью процесса обучения учащихся, контроль сам по себе не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания, он всего лишь помогает выявить достижения и недостатки. В более узком значении, применительно к процессу обучения учащихся, контроль означает выявление, измерение, оценку знаний, умений и навыков, он представляет взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность учителя и учащихся.

1)Диагностическая функция вытекает из самой сущности контроля, нацеленного на выявление интересующего явления, его оценки и принятие по итогам контроля управленческого решения. Педагогическая диагностика- это важнейшая часть научной системы педагогического контроля, которая непосредственно связана с процессом выявления уровня знаний, умений, навыков, воспитанности. Диагностическая функция состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы в последствии их устранить.

2) проверочная функция констатирует результаты и оценку учебной деятельности отдельных учащихся, состояние учебно-воспитательной работы всего образовательного учреждения; подсказывают состояние учебно-воспитательной работы всего образовательного учреждения; подсказывают меры, необходимые для ее совершенствования.

3) Обучающая функция реализуется в ходе выполнения контрольных заданий на этапах повторения и закрепления, совершенствования приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнений, переосмысления и обобщения пройденного материала, использования знаний в практической деятельности. В процессе проверки состояния знаний, умений и навыков учащихся происходит повторение материала, учитель акцентирует внимание на главных вопросах и важнейших мировоззренческих идеях курса, указывает на типичные ошибки, что способствует углублению знаний учащихся. развивающая функция способствует развитию личности учащегося, формированию его познавательных способностей, так как в этом процессе происходит напряжение умственной деятельности: работа внимания, памяти, мышления, воображения, требует воспроизводства усвоенного, переработать и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы, обобщения, приводить доказательства, что эффективно содействует развитию обучаемого.

4)Воспитательная функция затрагивает эмоциональную сферу личности, дисциплинирует учащегося, воспитывает у него чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому учебному труду, стимулирует регулярную активную учебную деятельность, серьезное и добросовестное отношение к ней.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Различают и используют несколько видов контроля и оценки (диагностики): предваряющий, текущий, периодический и итоговый.

Предваряющий (входной) контроль служит выявлению уровня знаний и развития учащихся, с которыми учитель начинает учебную работу. Он используется также перед изучением нового учебного предмета или раздела с целью выявления базовых знаний, умений, уровня интереса, имеющегося опыта.

Текущий контроль в форме устного опроса, письменных проверочных работ, фронтальной беседы проводится в процессе изучения темы, является элементом многих уроков, прежде всего комбинированных.

Периодический (этапный, рубежный) контроль в виде контрольных работ, собеседований, зачетов, тестирования целесообразен после изучения крупной темы или раздела.

Итоговый контроль проводится после изучения курса или в конце определенного этапа обучения (четверть, полугодие, освоение уровня образования135.

12. СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ (не уверена, то или нет)

1.Повседневное наблюдение помогает учителю составить правильное суждение об отношении ученика к занятиям, доступности и посильности для него учебного материала и на этой основе планировать специальную проверку его знаний.

2. Устный опрос. Предполагается три вида опроса: 1) индивидуальный опрос – вызов ученика к доске для развернутого ответа на оценку; 2) фронтальный опрос – вызов многих учащихся для ответа на вопросы, требующие небольшого по объему ответа: 3) уплотненный (комбинированный) опрос – вызывается для проверки одновременно несколько учеников, из которых один отвечает устно, а остальные по указанию учителя выполняют письменные или практические задания по карточкам, по учебным пособиям.

3. Проверка письменных работ. Сюда входят проверка тетрадей, проведение контрольных, проверка домашних работ, работа с тетрадями на печатной основе.

4. Зачеты. Это особая форма итогового учета, применяемая в старших классах. Зачетная система позволяет вести тематический учет знаний.

5. Экзамены. Это специальный метод итоговой проверки, который одновременно служит средством государственного контроля за работой каждого учителя и всей школы в целом.

ПРОГРАМНО ПЛАНИРУЮЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

ПОДГОТОВКА К ТЕМЕ УРОКА

Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку схематично можно представить следующим образом.

1-й этап — изучение учебной программы. Эта часть работы выполняется в ходе подготовки к учебному году. При этом особое внимание обращают на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой. Готовясь к изучению с учащимися очередной темы, учитель вновь обратится к программе, для того чтобы четко поставить перед собой цели и задачи, которые необходимо достигнуть и решить. в процессе изучения темы в целом и на каждом конкретном уроке. Изучая содержание конкретной учебной темы, учитель уяснит логическую взаимосвязь учебного материала, позволит более глубоко и четко сформулировать ближние и дальние цели изучения учебного материала.

2-й этап — изучение методической литературы. Изучив содержание очередной учебной темы по программе, учитель просматривает соответствующие разделы стабильного учебника, методических руководств и статьи в методических журналах, собирает материал для общего плана изучения темы (тематическое планирование). Тематический план не должен быть громоздким. В нем предусматривается самое важное и существенное, именно: разбивка учебного материала по урокам, логическая взаимосвязь материала, календарные сроки проведения уроков.

3-й этап — изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике. Изучая учебник, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с достигнутым уровнем подготовки и уровнем развития своих учеников. Особенно большое внимание он уделяет доступности изложения учебного материала, отмечает то, что в учебнике изложено простои доступно, с тем чтобы часть материала поручить учащимся для самостоятельного изучения. Одновременно надо отметить и то, что может оказаться труднодоступным для учащихся. Особенно тщательно продумывается методика изложения этих вопросов на уроке.

4-й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока. Учитель знакомится не только с имеющимися пособиями, просматривает учебные диафильмы и кинофильмы, но и с аннотациями учебных телевизионных передач, прослушивает звуковые пособия. Особое внимание необходимо уделить учебным демонстрационным лабораторным работам. Технику и методику их постановки учитель тщательно отрабатывает, чтобы на уроке не было неудачи. Ничто так не подрывает авторитета учителя, как неудача в постановке учебного эксперимента. Определяя цели, непременно надо учитывать четыре возможные цели урока — усвоение знаний, привитие навыков умений, развитие творческого опыта и воспитание. Цели следует обозначать конкретно в соответствии с темой, в зависимости от типа урока, но воспитательную надо иметь в виду всегда. Сообразно целям темы следует намечать упражнения, творческие задачи, конструируя их, если их нет в пособиях.

5-й этап — разработка плана урока. План урока — это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. План урока составляется на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении темы. В плане урока указывают:

1) тему урока;

2) цели и задачи урока;

3) структуру урока — последовательность учебных ситуаций при изложении учебного материала и проведении самостоятельной работы учащихся;

4) перечень и место учебных демонстраций

5) время на каждый этап урока;

6) необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия.

При разработке плана урока учитывается степень подготовленности учащихся к сознательному усвоению намеченного содержания, к выполнению проектируемых учебных действий. Очень, важно также заранее предвидеть возможные затруднения, которые могут возникнуть у учащихся, особенно у слабоуспевающих, и наметить пути их преодоления (например, наводящий вопрос, дополнительное пояснение учителя или вызванного ученика, рисунок на доске и т.п.). План урока не должен быть громоздким. Однако начинающему учителю целесообразно писать подробный план, а по сложными трудным темам — краткие конспекты уроков.

УРОК ОСНОВНЫЕ ТИПЫ

1.Урокизучения нового материала

 Сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов - как методические варианты уроков:

Урок- лекция

Урок- беседа

Урок с использованием учебного кинофильма

Урок теоретических или практических самостоятельных работ(исследовательского типа) Урок смешанный(сочетание различных видов урока на одном уроке)

 2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков

Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.

Урок самостоятельных работ

Урок- лабораторная работа

Урок практических работ

Урок- экскурсия Семинар

3.Урок обобщения и систематизации

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков

4.Уроки контрольные учета оценки знаний‚ умений и навыков:

Устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос)

письменная проверка

зачет

зачетные практические и лабораторные работы

контрольная (самостоятельная) работа

смешанный урок (сочетание трех первых видов)

5.Комбинированные уроки:

На них решаются несколько дидактических задач

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧАЩЕГОСЯ

Назначение деятельности преподавателя состоит в том, чтобы осуществлять управление активной и сознательной деятельностью учащихся по усвоению учебного материала. Поэтому руководящая роль в учебном процессе принадлежит учителю. Но сам учебный процесс невозможен без активной деятельности учеников.

Планирование своей деятельности преподаватель осуществляет с помощью составления рабочих планов и программ. Разработке планов могут помочь специальные пособия по методике преподавания соответствующего предмета. В этих пособиях даются советы по характеру задач, которые надо решить в ходе урока, подчеркиваются особенно важные и трудные элементы содержания, рекомендуются наиболее ценные демонстрации, опыты, упражнения для закрепления, повторения и домашней работы. Планирование занятий должно помогать повышать, педагог. мастерство преподавателей.

Организация деятельности преподавателя по выполнению намеченного плана подразделяется на: подготовительный и исполнительный этапы.

При подготовке к занятию преподаватель по возможности обеспечивает:

— подготовку необходимых технических средств обучения, наглядных пособий, дидактических и раздаточных материалов;

— предварительное проведение опытов, демонстраций, просмотр диафильмов, чтобы предупредить возможные затруднения, выбрать наиболее важные моменты;

— привлечение учащихся для подготовки опытов, лабораторных работ и демонстраций,

 — предварительное выполнение упражнений для закрепления, повторения и домашней работы, для того чтобы учесть возможные затраты времени на занятии.

— подбор учебно-методической литературы, которая будет использована на занятии.

По ходу предварительной организационной работы преподаватель вносит некоторые коррективы в план занятия детализирует его.

Организация преподавания на самом занятии предполагает:

— с одной стороны, организацию самих действий преподавателя,

— с другой — организацию деятельности учащихся, стимулирование и мотивацию учения.

Организация деятельности учащихся включаете себя:

— постановку перед ними учебных задач,

— создание благоприятных условий, при которых учащиеся принимают эти задачи,

— четкое распределение функций между учениками при организации практических работ,

 — краткое и ясное инструктирование их о способах предстоящей деятельности,

— своевременное оказание помощи учащимся при выполнении учебных заданий.

К сожалению, очень часто организаторская функция учителя на уроке сводится лишь к постановке заданий, а затем переходит уже в жесткий контроль за их выполнением. Этапы инструктажа, оказания помощи, организация рациональной взаимопомощи нередко упускаются из виду, и в результате организация оказывается крайне недостаточной. Эффективность учения снижается.

АТТЕСТАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аттестация учителей – изучение педагогов с целью установления соответствия занимаемой должности присвоения одной из квалификационных категорий.

В Положении порядке аттестации учителей дается разъяснение о том, что аттестация педагогических работников учебно-воспитательных учреждений проводится в соответствии с целью активизации творческой профессиональной деятельности, стимулирования непрерывного профессионального образования, повышения у педагогов мотивации качественного труда, профессиональной ответственности за результаты обучения и воспитания.

Аттестация учителей проводится на основе экспертной оценки труда: его результативности и качества учебно-воспитательного процесса. Она проводится пожеланию учителей и основывается на принципах демократичности, коллегиальности, морального и материального поощрения, стимулирования непрерывного образования, гласности.

Квалификация служит механизмом обеспечения аттестации, дает для нее необходимый инструментарий, исследовательские средства.

Присвоение звания происходит на основе документальных материалов (стаж, характеристика и документ об окончании курсов повышения квалификации) анализа преподавательской деятельности и результатов работы учителя.

Общие требования к оценке труда учителя

1. Критерии результата. Одним из решающих показателей в работе учителя является результат его педагогической деятельности -качество знаний учащихся по предмету, их воспитанность:

— понимание сути процессов и явлений в природе и обществе;

 — степень самостоятельности учащихся, умение добывать знания;

— их отношение к делу, поведение в школе и вне школы, активность в общественной полезной трудовой деятельности, их эстетическая и физическая культура.

2. Критерии процесса.

С целью выяснения уровня подготовки и педагогического мастерства учителя изучаются:

— работа учителя над повышением своей квалификации;

— качество уроков, внеурочной учебной деятельности и воспитательных мероприятий; — умение учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания;

 — работа с родителями и помощь семье в воспитании детей.

Оценивая профессионализм и труд учителя, важно также учитывать его личностные качества.

ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДО ДЕТЕЙ

Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества государства в различных образовательных учреждениях и посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Дополнительные образовательные программы различной направленности реализуются

o в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

o  в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и виных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

o  посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Учреждения дополнительного образования осуществляют разнообразную работу по различным направлениям:

 научно-техническую; спортивно-техническую; физкультурно-спортивную: /художественно- эстетическую: туристско-краеведческую эколого-биологическую/военно- патриотическую (социально-педагогическую культурологическую и др.

Вид образовательного учреждения дополнительного образования определяется в соответствии с направленностью реализуемой образовательной программой.

Виды учреждений дополнительного образования детей и подростков:

 1)учреждения, реализующие дополнительную образовательную программу одной направленности:

o школы (спортивно-технические, художественно-эстетические, военно-патриотические и др.)

o  стадионы и спортивные площадки и комплексы

o станции (туристско-краеведческие. научно-технические, эколого-биологические и др.)

o детские студии художественно-эстетической направленности, детские театры.

2. Учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы разной направленности:

Дворцы и дома детского и юношеского творчества; центры; клубы; детские парки; музеи; детские и юношеские библиотеки; детские оздоровительно-образовательные лагеря.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕПНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДО

ЭКЗАМЕН ПО ПЕДАГОГИКЕ. ОТВЕТЫ

1. ФГОС (м. б. нужно подробнее)

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

· Понятие о методах обучения и их классификация.

· Основные группы методов

· Словесные методы обучения

· Рассказ

· Учебная лекция

· Беседа

· Наглядные методы обучения

· Практические методы обучения

· Индуктивный и дедуктивный методы обучения

· Репродуктивные и проблемно поисковые методы обучения

· Проблемно-поисковые методы обучения

КРИТЕРИИ ВЫБОРА МО ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА ДПИ И НП

Выбор методов обучения современной дидактической системе зависит от целей и задач обучения, степени сложности, новизны и содержательности учебного материала, а также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий обучения в школе, профессиональных возможностей самого учителя. НО из учебных программ и содержания учебников еще не следует прямых рекомендаций о выборе конкретных методов, которые можно использовать на уроке. Как правило, методические рекомендации, адресованные учителю, не всегда являются образцом для подражания, а лишь дают возможность оттолкнуться в его собственных исканиях, наводящие вопросы преподавателя тоже не приближают их к решению, преподаватель вынужден сам давать ответ.

ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБОВ ИЗЛОЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Информацию по любому учебному элементу преподаватель может изложить различными способами: догматическим, объяснительным, частично-поисковым и проблемным. Догматический способ изложения информации состоит в том, что преподаватель рассматривает предмет, процесс, явление только с фактической стороны, сообщает готовые, не требующие глубокой интеллектуальной переработки учащимся сведения без объяснений и доказательств, т.е. использует ступень абстракции- описательную.

Однако этот способ имеет и существенные недостатки. Деятельность учащегося сводится лишь к запоминанию, иногда бессознательному заучиванию, к буквальному воспроизведению. Этот способ не способствует развитию мышления. Объяснительный способ характерен изложением информации о предметах, процессах, явлениях с обязательным объяснением их причин, свойств, с обоснованием целесообразности принятого устройства, строгой логической систематизацией и последовательностью, обеспечивающими глубокое понимание изучаемых учебных элементов. Этот способ основан на качественной и количественной ступенях абстракции. `Усвоение становится осознанными может привести учащихся реконструктивному воспроизведению.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 364.