Действия диспетчера и оператора при аварийных ситуациях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Одним из важнейших моментов в работе диспетчера и оператора – это их действия при получении сообщения о повреждениях, которые могут возникнуть в резервуарном парке, насосных помещениях, на линейной части МТП [24].

 

Повреждение резервуара

Если пришло сообщение о повреждении стенок, днища резервуара, товарная служба должна откачать продукт из этого резервуара в другой или в МТП и сдать резервуар под ремонт. Откачка категорически запрещается, если имеет место загорание паров над дыхательной арматурой резервуара.

Если появилась течь в приемо-раздаточном патрубке или в запорной арматуре, то закрывается хлопуша (если она до этого не была закрыта) или другое запорное устройство, и организуется откачка передвижными насосными агрегатами.

Если повреждение резервуара сопровождается значительным выходом продукта внутрь обвалования, то ДРУ дает команду о проверке закрытия хлопуш на линии промышленно-ливневой канализации, предохраняя её от попадания нефтепродукта. Одновременно проверяется поступление продукта в промканализацию станции и ловушечное хозяйство. При переполнении ловушек необходимо организовать откачку нефтепродукта в емкость утечек или другие накопительные емкости.

Потери продукта через свищевое отверстие в стенке или днище резервуара определяют по уравнению

                                               (7.3)

где

µ - коэффициент расхода, принимаемый равным 0,6 – 0,62;

f0 – площадь сечения отверстия, м2;

Н – напор в точке истечения.

Вывод уравнения 7.3 показан в приложении Г.

 

 

Повреждения в насосной

Если аварийная ситуация возникает в насосной, то возможны следующие ситуации.

а) Аварийная остановка насосных агрегатов.

Обслуживающий персонал ПС аварийно останавливает агрегат или насосную в случаях:

- возникновения стука в агрегате, повышенной вибрации;

- выхода продукта из трубопроводов, соединяющих резервуар или другое оборудование с работающим насосом;

- перегрева и выхода дыма из подшипников и уплотнений насоса;

- повышенной загазованности в насосной;

- пожара в насосной;

- при угрозе обслуживающему персоналу;

- при авариях на линейной части МТП.

Остановка осуществляется отключением электродвигателей насосных агрегатов от сети с пульта управления в операторной станции или диспетчерского пункта, или непосредственно в насосной, затем закрываются агрегатные задвижки на приеме и выкиде насосов.

Аварийное отключение агрегатов может произойти автоматически при срабатывании защит или при отключении электроэнергии.

Защиты могут быть по минимальному давлению на приеме, по максимальному давлению на выкиде, по температуре подшипников насоса и электродвигателя, по температуре корпуса насоса и двигателя, по температуре масла в маслосистеме, по вибрации, по утечкам.

Об аварийной остановке оператор немедленно сообщает по селекторной связи ДРУ и на предыдущую и последующую станции.

При отсутствии разгерметизации трубопровода ДРУ и операторы станций (или регуляторы давления) удерживают весь трубопровод в работе, регулируя давление на приеме и выкиде насосов, при необходимости переводят трубопровод на режим работы с меньшим количеством агрегатов

ДРУ дает распоряжение о выяснении причин остановки агрегата и подготовке к пуску резервного агрегата. При этом нежелательно осуществлять пуск резервного агрегата, не выяснив причины остановки первоначально подготовленного агрегата. Нарушения этого правила допускается только при каких-то экстренных обстоятельствах, определяющихся условиями работы МТП.

После пуска резервного агрегата, который осуществляется так же, как сказано выше, весь трубопровод выводится на максимальный режим.

б) Аварийная остановка насосной станции.

Если имеет место большой выход продукта в насосной, то ДРУ отдает распоряжение о немедленной остановке станции и насосная отсекается задвижками от резервуарного парка и МТП.

Выход нефтепродукта в насосной грозит его поступлением в электрозал или контактом с электросетью, поэтому ДРУ дает команду на отключение электроэнергии и вызывает к насосной пожарную службу. При этом операторы предыдущей и последующей станций, ДРУ (или регуляторы давления) удерживают трубопровод в работе, регулируя давление приема и выкида на предыдущей и последующей станциях.

 Разгерметизация линейной части МТП

Если имеется свищевое отверстие в стенке трубопровода, то ликвидация утечки возможна как с остановкой, так и без остановки перекачки в зависимости от ситуации. Потери продукта при этом рассчитывают по уравнению 7.3.

Если повреждена линейная часть на выкиде одной из ПС, то перекачка может быть остановлена аварийно в следующих случаях:

- резкое падение давления на выкиде станции, которое сопровождается ростом расхода и увеличением силы тока в сети двигателя, а также резким падением давления на приеме следующей ПС. Давление на приеме этой же станции и на выкиде предыдущей падает или остается без изменений в зависимости от характера аварии. Это значительный порыв трубопровода. ДЦУ, ДРУ дают команды о немедленной остановке трубопровода;

- падение давления на выкиде станции более 0,1 МПа, это падение держится в последующий период, расход увеличивается на 20-50 м3/час или имеет место небаланс перекачки, на последующей станции давление медленно снижается. Это или повреждение или хищение;

- сообщение о выходе продукта от ремонтных бригад или посторонних лиц, когда приборы его не регистрируют.

Последние два случая не очень ясны, поэтому диспетчер РУ, ДЦУ могут привлекать службу эксплуатации, руководство управления для решения вопроса о немедленной остановке или эта остановка будет произведена после осмотра трассы ремонтными службами.

Дополнительно к вышесказанному анализируются данные по давлению и расходу на других станциях.

Если авария произошла на приеме станции, то имеют место следующие изменения:

- давление на приеме (по манометру) падает;

- расход на приеме падает (по расходомеру);

- нагрузка на электродвигатель, то есть сила тока в цепи электродвигателя, уменьшается (по амперметрам);

- на предыдущей станции давление на выкиде снижается (по манометру);

- на предыдущей станции увеличивается расход;

- нагрузка на электродвигатель на предыдущей станции растет.

После остановки диспетчер РУ дает команды о выезде ремонтной службы на трассу для обнаружения места аварии, ставит в известность ДЦУ и администрацию управления. После обнаружения места аварии, о чем сообщает высланная заранее бригада, вопросами ремонта начинает заниматься служба эксплуатации.

До уточнения места аварии задвижки на МТП, на конечной станции остаются открытыми для схода продукта.

Если после уточнения места аварии становится ясно, что сход нефтепродукта в емкости ближайших ЛПДС, нефтебаз невозможен по профилю, то диспетчер дает команду ремонтной службе ещё до приезда основных бригад перекрыть ближайшие к месту разрыва линейные задвижки.

Кроме естественного схода нефтепродукта может использоваться вариант, когда продукт из поврежденного трубопровода откачивается подпорным или основными насосами ближайшей станции или нефтебазы в резервуары этой станции или нефтебазы.

Количество продукта, которое может выйти из трубопровода на рельеф после остановки перекачки, ориентировочно оценивается по профилю трубопровода (рис. 7.20).

 

Рис. 7.20 – Схема возможного выхода продукта в условиях статики

 

Если авария произошла в точке А′, то продукт может сойти с участков АД и А′В. Объем сошедшего продукта, как показано на данном рисунке, будет равен

, м3

Если приемный резервуар на конечной станции по профилю выше места аварии, его закрывают в возможно короткие сроки.

 

После остановки задачи диспетчера:

- уточнить место аварии и площадь растекания продукта;

- проверить по профилю трассы и у ремонтной службы наличие водоемов, населенных пунктов, близость железной дороги к месту аварии;

- дать распоряжение об огораживании места аварии предупредительными знаками, при необходимости через администрацию населенных пунктов предупредить жителей об осторожном пользовании огнем;

- дать сообщение диспетчеру железной дороги , если железная дорога проходит близко и создается опасность от разлива продукта для движения поездов.

Затем задача диспетчера – сбор информации и её передача по инстанциям о ходе ликвидации аварии. После ликвидации аварии осуществляется пуск трубопровода, как это было рассмотрено выше.

Вторым этапом после пуска трубопровода является определение потерь продукта при аварии. Один из методов определения потерь регламентируется РД 153-39.2-076-01. Согласно РД количество потерянного нефтепродукта определяется по уравнению:

П = А + Б – В – Г,                                                    (7.4)

где П - потери нефтепродукта в результате аварии, т;

А - количество продукта, необходимое для заполнения трубопровода после аварии, т;

Б – количество продукта, откачанного в МТП от момента разрыва до момента остановки трубопровода, т;

В - количество продукта, поступившего в резервуары ЛПДС и нефтебаз от момента разгерметизации трубопровода до закрытия приёмных задвижек, т;

Г - количество продукта, собранного с места аварии, т.

Определение слагаемого А производится расчетом количества откачанного в МТП продукта от момента пуска трубопровода после аварии до момента поступления его в резервуар конечной станции продукта.

Гораздо труднее определить слагаемое Б, так как бывает достаточно трудно заметить точно время разгерметизации трубопровода. Слагаемое Б определяют на основании анализа диспетчерского журнала и картограмм самопишущих приборов.

Величина В достаточно точно будет определена, если часы всех работников, вступивших в смену, будут сверены перед началом смены и если достаточно быстро до каждого будет доведено время (момент), с которого необходимо вести отсчет поступающего продукта.

Величину П можно также рассчитать по концентрации продукта в грунте и по количеству испарившегося продукта:

П = Vн. гр. ×. Спр.+mисп., т,                                           (7.5)

где Vн. гр – объем грунта, насыщенного продуктом, м3;

Спр – концентрация продукта в грунте, кг/м3.

mисп – масса продукта, потерянного от испарения. Потери от испарения рассчитываются по методикам, действующим в системах МТП.

Полученные значения величины П должны быть равны друг другу.

Определением площади, залитой продуктом, глубины пропитки, выдачей заданий на отбор проб грунта и определение в нём нефтепродукта занимается комиссия по расследованию аварий, она же выясняет причины аварии, определяет виновных лиц.

Комиссия назначается приказом территориального органа Госгортехнадзора РФ или по согласованию с ним – приказом ОАО МТП или ПО ОАО. Комиссию возглавляет представитель территориального органа Госгортехнадзора РФ, главный инженер (руководитель) ПО ОАО или главный инженер (руководитель) ОАО.

За последние 10 – 15 лет на МТП получило большое распространение явление, которое называется "несанкционированные врезки с целью хищения" нефти или нефтепродуктов.

Несанкционированные врезки – это также разгерметизация МТП, имеющая место при авариях. Наибольший ущерб наносят врезки с негерметичными вентилями или кранами, через которые наряду с самими хищениями происходит постепенная утечка до момента устранения врезки.

Аварийная разгерметизация или несанкционированная врезка требуют быстрого реагирования всех служб для их устранения. К настоящему времени разработано много систем по обнаружению и определению местоположения утечек.

Работа таких систем основана на определении времени, которое требуется для прохождения возмущения от изменения давления или расхода, или шумового возмущения, возникающих при образовании утечек от места утечки до высокочувствительных датчиков, установленных между ЛПДС на линейной части и на самих ЛПДС. По скорости распространения волны и разности времени подхода сигнала к датчикам определяют место утечки.

Недостатком таких систем является их реагирование на любые возникающие в процессе перекачки возмущения, связанные с изменениями давления, расхода, шумовых факторов при отсутствии разгерметизации МТП, поэтому системы по обнаружению утечек дополняются блоками сравнения возникающих возмущений со среднестатистическими значениями, рассчитанными за несколько лет эксплуатации трубопровода. Сигнал об утечке появляется лишь в том случае, если возникшее возмущение превышает среднестатистическое значение.


РАЗДЕЛ 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТА ГАЗА


Тема 8.1

Дата: 2019-02-18, просмотров: 671.