Сущность и виды мотивации в системе управления персоналом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современная система управления персоналом представляет собой совокупность подсистем, отражающих отдельные стороны работы с персоналом, которые предназначены для выработки и осуществления эффективного воздействия на него.

Система управления персоналом в организации включает такие элементы, как определение целей и принципов управления персоналом, определение объекта и субъекта управления, реализацию общих функций управления и основных конкретных функций по управлению персоналом, определение методов и техники управления, а также подходов к определению эффективности   управления                        персоналом [].                   

Для эффективного управления необходимы также обеспечивающие подсистемы управления персоналом. Взаимосвязь вышеперечисленных элементов представлена на рисунке 1.1.

 

 

Рис . 1.1 . Механизм управления персоналом

В современных условиях организации должны обращать особое внимание на социально-экономические факторы активизации деятельности персонала, поскольку от этого зависит результат работы коллектива и конкурентоспособность субъекта хозяйствования на рынке. В этом значительную роль играет мотивация, которая является основой любого поведения человека /////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// процесс создания условий, которые влияют на поведение человека или группы людей и позволяют привлечь их к активной работе на своих рабочих местах [].

Мотивация - это побуждение человека к определенным видам деятельности, ее результатам, отношению к работе, и качеству. Так же является одной их важнейших функция управления. Мотивация определяется существованием потребностей и созданием условий их реализации [].

На сегодняшний день, в научной среде, нет единого подхода к определению категории «мотивация персонала», однако большинство мнений имеют много общего. Ряд авторов, подразумевают под мотивацией

///////////////////////////////////////////////////////////

Х.Т.Грехем, Р.Беннет определяют мотивацию трудовой деятельности, как совокупность стимулов, влияния и побуждений, которые в комплексе оказывают воздействие на индивида и вызывают желание достичь установленной цели [].

Мотивация трудовой деятельности представляет собой сложный, относительно устойчивый процесс, который обусловлен определенными качествами индивида, а также необходимостью удовлетворения его потребностей и их соответствия внешним условиям деятельности.

Целесообразно рассмотреть разницу между категориями мотивация и стимулирование:

1. Направленность. Мотивация - это внутренняя заинтересованность, свойственная конкретному человеку, стимулирование - внешнее воздействие, направленное на круг субъектов.

2. Содержание. Стимулирование является позитивным или негативным толчком к действию, мотивация может носить только позитивный характер.

3. Существование. Стимулирование используется до того момента, пока оно не отменено, мотивация - до тех пор, пока она не реализована.

4. Цель. Мотивация - удовлетворение внутренней потребности, стимулирование - способ воздействия на человека.

5. Принадлежность. Мотивация свойственна конкретному человеку, работнику, а стимулирование - группе людей, объединенных по единому признаку.

Для эффективного управления, менеджерам необходимо понимать мотивы трудовой деятельности работников и уметь влиять на них.

В таблице 1.1 представлена матрица, которая отображает соотношение между типами работников и предпочтительными видами трудовой мотивации.

Таблица 1.1

Типы работников и предпочтительные виды мотивации []

Условное название психологического типа личности

Мотивы трудовой деятельности

Рационалистические мотивы Социальные мотивы Мотивы самоактуализации
«Человек рационалистический» Принудительная мотивация в сочетании с подкрепительной    
«Человек социальный»   Подкрепительная мотивация в сочетании с социальнопсихологической  
«Человек самоактуализируюгци йся» Социально психологическая мотивация Человек самоактуализирую гцийся Социально психологическая мотивация

Каждый вид мотивации предполагает широкий выбор средств, которые влияют на трудовую активность работников.

Условно факторы мотивации работников можно разделить на два вида - финансовые и нефинансовые, или косвенные.

Важным является определение вида мотивации, который является ///////////////////////////////////////////////////////////

рования труда является формирование и управление системами материальных стимулов труда. Структура материального стимулирования представлена на рисунке 1.2. [30].

Рис . 1.2 . Структура материального стимулирования работников

Материальная мотивация имеет два основных вида, учитывая предмет потребности.

Материальная денежная мотивация использует денежные средства, для стимулирования. Материальная не денежная мотивация влияет на объект при ///////////////////////////////////////////////////////////

придерживаться даже учитывая то, что воспитать нового работника часто требует больших затрат чем повышение зарплаты старом специалисту [].

Как уже     было определено, выделяют материальные и нематериальные системы стимулирования, что позволяет выделять и соответствующие  виды мотивации.         Нематериальная мотивация не ориентирована на использование денежных средств или вознаграждений в материально - вещественной форме, но она учитывает психологические особенности коллектива в целом и конкретных работников внутри него. В такой системе важен индивидуальный подход к каждому работнику: если для одного человека поощрение начальства - это важный мотиватор, то другим поощрение ///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////, как нормальное отношение в рамках исполнения трудовых обязанностей. Система нематериальной мотивации обширна и зависит от того, какую политику организация реализует в области управления персоналом, и в его элементе - стимулировании [].

Методы нематериального стимулирования в организации представлены на рисунке 1.4

 

Рис . 1.4 . Методы нематериального стимулирования в организации

Нематериальная мотивация может быть реализована в трех основных направлениях []:

- требующая инвестиций;

- не требующая инвестиций, безадресная;

///////////////////////////////////////////////////////////

практикуют косвенное финансирование работника, которое предполагает, что работнику в течении года начисляется определенная сумма на отдельный счет, но воспользоваться ей работник может через 5-10 лет, при условии работы в организации все это время. К данному виду стимулирования также относятся дополнительные пенсионные программы для работников. Использование в виде мотивации программ дополнительной социальной защиты/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// после выхода на пенсию), а с другой стороны позволяет организации снизить затраты, (т.е. работники привязаны к организации, нет затрат на поиск сотрудников, сокращаются затраты на повышение оплаты труда) [].

В современное время, работодатели часто практикуют такой вид стимулирования, как приобретение программы страхования жизни для работников организации. В качестве бонуса к этому финансовому продукту многие страховые компании предлагают дополнительную защиту для семьи работника в случае его болезни, несчастного случая, смерти в результате ДТП, или в случае наступления постоянной инвалидности работника. В ///////////////////////////////////////////////////////////

благосостояния организации.

Группа методов, требующих инвестиций со стороны организации, делится на адресные и безадресные методы.

Адресная мотивация предполагает направленные действия руководства в адрес конкретного сотрудника[]:

- ипотечное кредитование;

- материальная помощь;

- оплата путевок;

оплата ///////////////////////////////////////////////////////////

защищенным в той социальной среде, в которой он выполняет свои трудовые обязанности.

Безадресная нематериальная форма мотивации представлена следующими мероприятиями []:

- предоставление питания;

-предоставление фирменной одежды;

- организация медицинского обслуживания;

- предоставление абонементов для улучшения здоровья;

- улучшение условий работы;

- организация обучения;

Все эти методы реализуются в пределах всего коллектива, и работник в этом случае обеспечен видом определенного нематериального стимулирования, что позволяет ему также чувствовать заботу о себе со стороны организации.

В отличие от материальной мотивации, которая формирует финансовое благополучие сотрудников, нематериальная мотивация больше ориентирована на заботу о сотрудниках, которые стремятся к тому, чтобы работать в комфортных условиях, чувствовать заботу и защищенность. Однако, нематериальная мотивация в большей степени может создавать неравенство в ///////////////////////////////////////////////////////////

стимулы) и внутренних факторов

 

Дата: 2019-02-24, просмотров: 220.