Правовое регулирование международного усыновления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Международное усыновление начало быстро развиваться в 90-е годы прошлого столетия. Его главной причиной были демографические процессы, которые развивались параллельно в высокоразвитых странах и странах с низким уровнем экономического развития или переживавших кризисный период развития, как это было на всем постсоветском пространстве и в ряде других бывших социалистических странах. В развитых странах Западной Европы и США появилось большое количество семей, не имеющих возможности завести собственных детей, несмотря на все успехи медицины. В то же время в развивающихся странах и странах, переживавших переходный период, в результате кризиса семейных отношений оказалось значительное количество детей, лишенных семьи.

Конвенция о правах ребенка1989г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета Белорусской ССР от 28 июля 1990 г. «О ратификации Конвенции о правах ребенка» [17] с поправкой к п. 2 ст. 43 в соответствии с законом Республики Беларусь от 3 декабря 2001 г. № 64-З «О принятии поправки к пункту 2 статьи 43 Конвенции о правах ребенка» [12] установила, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо надлежащего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.

В мае 1993 г. была принята Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 2 мая 2003 г. № 183 , в преамбуле которой содержались следующие положения:

– ребенок для полного и гармоничного развития личности должен расти в семейной обстановке, в атмосфере счастья, любви и понимания;

– каждое государство должно принять в качестве первоочередной задачи надлежащие меры, чтобы дать возможность каждому ребенку оставаться под защитой родной семьи;

– межгосударственное усыновление может дать преимущества постоянной семьи ребенку, которому невозможно найти подходящую семью в его или ее родной стране [6]. 

Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления установила, что договаривающиеся государства для ведения дел по усыновлению создают Центральные инспекции, которые должны сотрудничать друг с другом и содействовать сотрудничеству с уполномоченной организацией в их государствах для усыновления детей и достижения других целей Конвенции.

Роль Центральной инспекции в Беларуси выполняет Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь.

Процедуру международного усыновления регулируют Кодекс Республики Беларусь о браке и семье и Положение «О порядке согласования процедуры международного усыновления и взаимодействия с компетентными организациями иностранных государств в рамках данной процедуры» утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 сентября 2004 г. № 1173 (в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2012 г. № 659) [25]. 

Положение о порядке согласования процедуры международного усыновления и взаимодействия с компетентными организациями иностранных государств в рамках данной процедуры определяет порядок согласования процедуры международного усыновления между Министерством образования Республики Беларусь и компетентными государственными органами иностранных государств и взаимодействия учреждения «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь» со специально уполномоченными иностранными государствами организациями по усыновлению детей на территории Республики Беларусь в рамках данной процедуры.

При обращении иностранного компетентного органа с предложением о согласовании процедуры международного усыновления Министерство образования изучает возможность установления сотрудничества по вопросам международного усыновления и оценивает целесообразность согласования процедуры международного усыновления с иностранным государством.

Министерство образования может принять решение о нецелесообразности согласования процедуры международного усыновления с соответствующим иностранным государством исходя из приоритета национального усыновления и количества иностранных государств, с иностранными компетентными органами которых согласована процедура международного усыновления на момент обращения заинтересованного иностранного компетентного органа.

Министерством образования может быть принято решение о нецелесообразности согласования процедуры международного усыновления также в случае неблагоприятной социально-экономической, политической, экологической ситуации, осуществления военных действий в заинтересованном иностранном государстве или иных обстоятельств, затрудняющих принятие мер по охране прав и защите законных интересов усыновленных детей за границей.

В случае признания нецелесообразности согласования процедуры международного усыновления с соответствующим иностранным государством Министерство образования информирует иностранный компетентный орган об отсутствии заинтересованности в согласовании данной процедуры в соответствии с п. 3 Положения о порядке согласования процедуры международного усыновления и взаимодействия с компетентными организациями иностранных государств в рамках данной процедуры [25]. 

При признании целесообразности согласования процедуры международного усыновления Министерство образования направляет иностранному компетентному органу в письменном виде запрос о представлении информации о действующем законодательстве, регулирующем охрану прав и интересов детей, вопросы усыновления и иные отношения, связанные с усыновлением, и о судебной практике в данной области, а также информирует о требованиях законодательства Республики Беларусь, предъявляемых к международному усыновлению детей согласно п. 4 Положения о порядке согласования процедуры международного усыновления и взаимодействия с компетентными организациями иностранных государств в рамках данной процедуры [25]. 

В процессе согласования процедуры международного усыновления иностранный компетентный орган представляет Министерству образования документ-гарантию об обязательном информировании Национального центра усыновления об условиях жизни и воспитания в семье усыновителей каждого усыновленного ребенка. Указанный документ-гарантия, а также информация об условиях жизни и воспитания усыновленных детей должны подтверждаться и представляться в сроки, установленные законодательством Республики Беларусь в соответствии с п. 5 Положения о порядке согласования процедуры международного усыновления и взаимодействия с компетентными организациями иностранных государств в рамках данной процедуры [25]. 

В процессе согласования процедуры международного усыновления иностранный компетентный орган рекомендует для сотрудничества организации по усыновлению детей, наделенные соответствующими полномочиями в данном государстве. При этом иностранный компетентный орган обеспечивает представление такой организацией по усыновлению детей следующих документов:

– копия учредительных документов, положения (устава), сведения о некоммерческом статусе организации, ее организационной структуре, персонале;

– копия разрешения (лицензии), выданная компетентным органом государства местонахождения иностранной организации, подтверждающего полномочия иностранной организации на осуществление деятельности по международному усыновлению детей;

– перечень услуг, предоставляемых организацией по усыновлению детей кандидатам в усыновители;

– обязательство по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей и представлению в установленном порядке соответствующих отчетов и информации Национальному центру усыновления, а также за постановкой на учет в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Республики Беларусь усыновленного ребенка по прибытии усыновителей в государство своего проживания;

– сведения о физических лицах, которые будут оказывать услуги организации по усыновлению детей на территории Республики Беларусь на основании гражданско-правовых договоров согласно п. 6 Положения о порядке согласования процедуры международного усыновления и взаимодействия с компетентными организациями иностранных государств в рамках данной процедуры.

Информация и документы, представленные в соответствии с п. 4–6 указанного Положения, направляются Министерством образования в Национальный центр усыновления для изучения и подготовки предложений о возможности и соответствии интересам детей их усыновления в заинтересованное иностранное государство. Национальный центр усыновления также готовит заключение о возможности сотрудничества с предложенными организациями по усыновлению детей. При этом учитывается опыт работы в сфере международного усыновления и деловая репутация организации по усыновлению детей. При необходимости Национальный центр усыновления в установленном порядке может запросить дополнительную информацию у государственных органов и организаций, дипломатических и консульских учреждений Республики Беларусь, органов и организаций данного иностранного государства и третьих государств.

Министерство образования с учетом предложений Национального центра усыновления определяет возможность усыновления детей в заинтересованное иностранное государство, а также организации по усыновлению детей для сотрудничества с Национальным центром усыновления в процессе международного усыновления детей согласно п. 8 Положения о порядке согласования процедуры международного усыновления и взаимодействия с компетентными организациями иностранных государств в рамках данной процедуры [25]. 

Процедура международного усыновления считается согласованной, если между Министерством образования и иностранным компетентным органом подписан протокол о согласовании процедуры международного усыновления, соответствующей законодательству Республики Беларусь.

В протоколе о согласовании процедуры международного усыновления должны быть указаны организации, уполномоченные иностранным компетентным органом для сотрудничества с Национальным центром усыновления по вопросам международного усыновления в соответствии с п. 9 Положения о порядке согласования процедуры международного усыновления и взаимодействия с компетентными организациями иностранных государств в рамках данной процедуры [25]. 

Министерство образования в установленном порядке направляет в дипломатическое представительство или консульское учреждение Республики Беларусь в иностранном государстве, с иностранным компетентным органом которого согласована процедура международного усыновления, копию протокола о согласовании процедуры международного усыновления и сведения об организациях, уполномоченных иностранным компетентным органом для сотрудничества с Национальным центром усыновления по вопросам международного усыновления.

Организации по усыновлению детей для оказания услуг, связанных с пребыванием кандидатов в усыновители на территории Республики Беларусь, за исключением подбора и передачи детей на усыновление от имени или в интересах лиц, желающих их усыновить, а также обеспечения взаимодействия с Национальным центром усыновления заключают соответствующие договоры с физическими лицами. При этом такие договоры могут предусматривать оказание услуг по организации приема и размещения кандидатов в усыновители для проживания, устному (письменному) переводу, а также иной помощи в оформлении усыновления, разрешенной законодательством Республики Беларусь, а также совершение определенных действий по поручению организаций по усыновлению детей, связанных с представлением и получением документов в Национальном центре усыновления и иных органах, организациях (учреждениях) Республики Беларусь согласно п. 10 Положения о порядке согласования процедуры международного усыновления и взаимодействия с компетентными организациями иностранных государств в рамках данной процедуры [25].  

Организации по усыновлению детей, наделенные полномочиями на осуществление международного усыновления в рамках согласованной процедуры, а также физические лица, указанные в п. 11 указанного Положения, включаются в Реестр иностранных организаций по международному усыновлению, ведение которого осуществляется Национальным центром усыновления.

Порядок ведения Реестра иностранных организаций по международному усыновлению и перечень сведений, подлежащих включению в него определяет Инструкция о порядке ведения Реестра иностранных организаций по международному усыновлению и перечне сведений, подлежащих включению в него утвержденная Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 июня 2005 г. № 52 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения Реестра иностранных организаций по международному усыновлению и перечне сведений, подлежащих включению в него» (в ред. Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 1 июня 2012 г. № 58) [23]. 

В случае нарушения согласованной процедуры усыновления со стороны иностранного компетентного органа или организаций по усыновлению детей, физических лиц, указанных в п. 11 Положения о порядке согласования процедуры международного усыновления и взаимодействия с компетентными организациями иностранных государств в рамках данной процедуры, а также представления организациями по усыновлению детей недостоверных сведений о своей деятельности; наличия негативной информации о деятельности этих организаций; ухудшения социально-экономической, политической, экологической ситуации, осуществления военных действий в государстве проживания усыновителей Министерство образования может в одностороннем порядке принять решение о приостановлении процедуры усыновления детей в это государство до устранения выявленных нарушений, если они устранимы, либо прекратить усыновление детей в это иностранное государство, либо прекратить сотрудничество с организацией по усыновлению детей, определенной для сотрудничества с Национальным центром усыновления в рамках согласованной процедуры международного усыновления.

Международное усыновление на территории Республики Беларусь производится в соответствии с гл.13 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье с соблюдением порядке передачи детей на усыновление, установленного Правительством Республики Беларусь, а также при условии получения согласия министра образования Республики Беларусь на усыновление [2]. 

Согласно ст. 124 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье не допускаются действия по подбору и передаче детей на усыновление от имени или в интересах лиц, желающих их усыновить, осуществляемые лицом, не уполномоченным на это законодательством Республики Беларусь (посредничество при усыновлении) [2]. 

Согласно ст. 233 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье усыновление на территории Республики Беларусь постоянно проживающими за пределами Республики Беларусь гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Республики Беларусь, а также усыновление на территории Республики Беларусь гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства и проживающего на территории Республики Беларусь, производятся в соответствии с гл.13 настоящего Кодекса с соблюдением порядка передачи детей на усыновление, установленного Правительством Республики Беларусь, при условии получения в каждом отдельном случае письменного разрешения на усыновление Министра образования Республики Беларусь, а для усыновителей, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь, – также письменного разрешения компетентного органа государства, на территории которого они постоянно проживают. При усыновлении на территории Республики Беларусь гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося иностранным гражданином, проживающего на территории Республики Беларусь, необходимо также получение письменного разрешения компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, и, если это требуется в соответствии с законодательством иностранного государства, – согласия ребенка на усыновление [2]. 

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении одного года со дня постановки этих детей на централизованный учет в соответствии с ч. 6 ст. 117 настоящего Кодекса (за исключением усыновления супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь).

Усыновление гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими за пределами Республики Беларусь, иностранными гражданами или лицами без гражданства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Республики Беларусь, допускается при наличии заключения Национального центра усыновления об отсутствии кандидатов в усыновители – граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, или родственников детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников, изъявивших намерение усыновить данного ребенка.

Усыновление ребенка, являющегося гражданином Республики Беларусь, проживающего за пределами Республики Беларусь, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель – иностранный гражданин или на территории которого постоянно проживает усыновитель – лицо без гражданства, признается действительным в Республике Беларусь при условии получения письменного разрешения на усыновление Министра образования Республики Беларусь в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

Отмена международного усыновления ребенка производится областными судами (Минским городским судом), вынесшими решение об усыновлении ребенка.

Минская конвенция 1993 г. (ст. 37) [18] и Кишиневская конвенция 2002 г. (ст. 40) [19] одинаково регулируют вопросы усыновления. Основное положение – усыновление или его отмена осуществляются по законодательству страны, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене, если внутренним законодательством страны, гражданином которой является ребенок, не установлено иное. При разном гражданстве ребенка и усыновителя для процедуры усыновления или его отмены необходимо получить согласие законного представителя и компетентного государственного органа, а также согласие ребенка, если это требуется по его личному закону.

При усыновлении ребенка супругами с разным гражданством оно производится в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством обеих стран.

По делам об усыновлении или его отмене компетентно учреждение страны, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене. Если усыновление производят супруги, имеющие разное гражданство, компетентно учреждение страны, на территории которой супруги имеют или имели последнее совместное местожительство или местопребывания.

В соответствии со ст. 27 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» от 1 августа 2002 г. № 136-З [8] за ребенком, являющимся гражданином Республики Беларусь, сохраняется гражданство Республики Беларусь при его усыновлении (удочерении):

– супругами, являющимися иностранными гражданами;

– супругами, являющимися лицами без гражданства;

– супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой – иностранным гражданином или лицом без гражданства;

– супругами, один из которых является иностранным гражданином, а другой – лицом без гражданства;

– лицом, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при установлении в отношении него материнства (отцовства) лица, являющегося гражданином Республики Беларусь, становится гражданином Республики Беларусь со дня установления материнства (отцовства).

Белорусское гражданство может быть прекращено после достижения усыновленным иностранными гражданами 18-летнего возраста в порядке выхода из гражданства.

Международное усыновление имеет не только юридическую сторону, но и важный моральный аспект. Очевидно, что решать проблему детей, оставшихся без попечения родителей, за счет развития международного усыновления – это не лучшее решение для общества и государства.

 

 

Дата: 2019-02-24, просмотров: 308.