Правовое регулирование правоотношений между родителями и детьми
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Важнейшей социальной функцией семьи является рождение и воспитание детей. В связи с заключением и существованием смешанных браков всегда возникает проблема гражданства детей, рожденных в таких браках. В странах, где гражданство основано на принципе «почвы», эта проблема разрешается путем получения ребенком гражданства страны места рождения. Сложнее решается вопрос о гражданстве детей в странах, где гражданство основано на принципе «крови», т.е. зависит от гражданства родителей [31, c. 78].

В соответствии со ст. 13 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» ребенок:

– приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:

– хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь независимо от места рождения ребенка;

– родители (единственный родитель) ребенка, временно или постоянно проживающие в Республике Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;

– родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие в Республике Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами (подданными) которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства [8].

Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.

В порядке регистрации, согласно ст. 15 Закона «О гражданстве Республики Беларусь», гражданство Республики Беларусь могут приобрести:

– дети, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, – по совместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо по заявлению одного из родителей, состоящего в гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;

– дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, над которыми установлены опека или попечительство и единственный родитель, либо один из родителей, если место нахождения другого родителя неизвестно, либо оба родителя которого умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление (удочерение), признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или объявлены умершими, а также лицо, достигшее 18-летнего возраста, над которым установлена опека, – по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом опеки и попечительства [8].

В случае изменения гражданства родителями, усыновителями (удочерителями) либо единственным родителем, усыновителем (удочерителем) соответственно изменяется гражданство ребенка, если он не достиг возраста 14 лет.

Изменение гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет в случае изменения гражданства его родителями, усыновителями (удочерителями) либо единственным родителем, усыновителем (удочерителем) допускается только с согласия ребенка, выраженного в письменной форме и нотариально удостоверенного.

По желанию родителей, усыновителей (удочерителей) либо единственного родителя, усыновителя (удочерителя) в случае прекращения ими гражданства Республики Беларусь за ребенком может сохраняться гражданство Республики Беларусь в соответствии со ст. 23 Закона «О гражданстве Республики Беларусь» [8].

Важным моментом в регулировании отношений родителей и детей является установление материнства и отцовства ребенка.

Установление материнства и (или) отцовства в Республике Беларусь независимо от гражданства родителей и ребенка и их места жительства производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В тех случаях, когда по законодательству Республики Беларусь допускается установление отцовства в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, проживающие за пределами Республики Беларусь родители ребенка, из которых хотя бы один является гражданином Республики Беларусь, вправе обратиться с заявлением о регистрации установления отцовства в консульские учреждения, а также дипломатические представительства Республики Беларусь в случае выполнения ими консульских функций.

Материнство и (или) отцовство, установленные за пределами Республики Беларусь с соблюдением законодательства соответствующего государства, признаются действительными в Республике Беларусь в соответствии со ст. 232 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.

В соответствии со ст. 34 Кишиневской конвенции 2002 г. установление и оспаривание отцовства или материнства определяется по законодательству страны, гражданином которой является ребенок, а при невозможности определения его принадлежности к гражданству – по законодательству страны, гражданином которой ребенок является по рождению [19].

Договор между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам устанавливает, что дела об установлении и оспаривании отцовства и об установлении рождения ребенка от этого брака решаются в соответствии с законодательством страны, гражданином которой является ребенок [14].

Вопросы коллизионного регулирования правоотношений между родителями и детьми не получили в полной мере разрешения в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье. Наиболее важное значение имеет регулирование уплаты алиментов.

В Кодексе Республики Беларусь о браке и семье регулируется только уплата алиментов в случае выезда лица, обязанного уплачивать алименты в иностранное государство на постоянное место жительства. В этом случае действует законодательство Республики Беларусь, регулирующее порядок выезда и международные договоры Республики Беларусь в соответствии со ст. 114 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье [2].

Двусторонние договоры Республики Беларусь о правовой помощи исходят из того, что отношения родителей и детей наиболее тесно связаны с законодательством страны их совместного места жительства. При отсутствии совместного проживания применяется законодательство страны, гражданином которой является ребенок.

Такой же подход к регулированию правоотношений содержат Минская конвенция 1993 г. [18] и Кишиневская конвенция 2002 г. [19], установившие следующие нормы:

– права и обязанности родителей и детей, в том числе обязательства родителей по содержанию детей, определяются законодательством стороны, на территории которой они имеют постоянное совместное место жительства, а при отсутствии постоянного совместного места жительства родителей и детей их взаимные права и обязанности определяются законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок;

– по требованию истца по алиментным обязательствам применяется законодательство Договаривающейся Стороны, на территории которой постоянно проживает ребенок;

– алиментные обязательства совершеннолетних детей в пользу родителей, а также алиментные обязательства других членов семьи определяются законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой они имели совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства такие обязательства определяются законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является истец;

– по делам о правоотношениях между родителями и детьми компетентен суд Договаривающейся Стороны, законодательство которой подлежит применению;

– исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, производятся в порядке, установленном законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой проживает ребенок;

Договаривающиеся Стороны оказывают друг другу помощь в розыске ответчика по делам о взыскании алиментов, когда есть основания предполагать, что ответчик находится на территории другой Договаривающейся Стороны, и судом вынесено определение об объявлении его розыска.

В соответствии с Конвенцией о международном порядке взыскания алиментов на детей и иных форм содержания семьи, принятую Гаагской конференцией по международному частному праву в г. Гааге 23 ноября 2007 г. и подписанную Республикой Беларусь в г. Гааге 15 марта 2017 г. обеспечение эффективного взыскания за границей алиментов на детей и иных форм содержания семьи, происходит путем:

– создания комплексной системы сотрудничества между органами Договаривающихся государств;

– предоставления возможности подачи просьб о принятии решений о взыскании средств на содержание;

–обеспечения признания и исполнения решений о взыскании средств на содержание;

– определения эффективных мер для незамедлительного исполнения решений о взыскании средств на содержание [4].

Для его решения вопроса о международном порядке взыскания алиментов принято ряд конвенций, среди которых особо выделяются Гаагские конвенции: «О праве применимом к алиментным обязательствам в пользу детей» 1956 г., «О признании и исполнении решений по делам об алиментных обязательствах в отношении детей» 1958 г., «О юрисдикции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних» 1961 г.

Республика Беларусь не участвует в названных конвенциях, но Указом Президента Республики Беларусь от 27 сентября 1996 г. № 386 Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о взыскании алиментов за границей, заключенной в Нью-Йорке 20 июня 1956 г. [3].

Конвенция имеет целью обеспечить любому лицу, которое находится на территории какой-либо из Договаривающихся Сторон, взыскание алиментов от другого лица, которое находится под юрисдикцией какой-либо другой Договаривающейся Стороны. Эта цель реализуется органами, которые именуются передаточными и промежуточными инстанциями. Договаривающаяся Сторона в момент депонирования ратификационной грамоты о присоединении поручают одному или нескольким административным или судебным учреждениям выполнение на своей территории функций передаточных инстанций. Одновременно с этим каждая сторона поручает публичному или частному учреждению выполнение на своей территории функций промежуточной инстанции. Согласно Указу Президента Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о взыскании за границей алиментов[13] «функция передаточной инстанции возложена на Министерство юстиции, промежуточной инстанции – на районные (городские) суды Республики Беларусь.

Конвенция 1956 г. предусматривает следующую процедуру взыскания алиментов. Истец, находящийся на территории одного из государств-участников Конвенции, которое именуется «государство истца», подает просьбу в передаточную инстанцию другого государства, именуемое «государство ответчика» [3].

Просьба должна сопровождаться всеми относящимися к делу документами, включая доверенность, уполномочивающую промежуточную инстанцию действовать от имени истца или назначить какое-либо другое лицо, которое должно действовать от имени истца. Просьба должна сопровождаться фотографией истца и, по возможности, фотографией ответчика [3].

Каждая из Договаривающихся Сторон сообщает Генеральному Секретарю ООН о том, какие доказательства обычно требуются по закону государства промежуточной инстанции для подтверждения требований об алиментах, в каком порядке эти доказательства должны представляться и какие другие требования должны при этом выполняться [3].

Передаточная инстанция иностранного государства должна принять все меры для соблюдения закона государства промежуточной инстанции. Помимо требований закона государства промежуточной инстанции, в просьбе должны содержаться следующие сведения:

– имя и фамилия, адрес, дата рождения, гражданство и род занятий истца, если это необходимо, фамилия и адрес его законного представителя;

– имя и фамилия ответчика и, если они известны истцу, его последовательные адреса в течение пяти последних лет, дата его рождения, его гражданство и род занятий;

– подробное изложение оснований и предмета просьбы и все другие относящиеся к делу сведения, касающиеся, в частности, средств и семейного положения истца и ответчика [3].

Передаточная инстанция препровождает документы в промежуточную инстанцию государства ответчика, разве только убедится в том, что просьба является недобросовестной. По просьбе истца препровождаются решения, окончательное или предварительное, и любое другое судебное постановление об алиментах, вынесенные в пользу истца компетентным судебным учреждением какой-либо из Договаривающихся Сторон, и, если это необходимо и возможно, протоколы по делу об иске.

До препровождения документов передаточная инстанция убеждается в том, что эти документы представлены в соответствующей закону государства истца форме. При этом передаточная инстанция может сообщить промежуточной инстанции свое мнение об основательности просьбы и рекомендовать предоставление истцу бесплатной юридической помощи и освобождение его от расходов.

Производство в государстве-ответчике может заключаться в производстве по выдаче экзекватуры, или регистрационном производстве, или новом иске, основанном на полученном постановлении.

Промежуточная инстанция принимает от имени истца все надлежащие меры для взыскания алиментов, включая заключение мировой сделки, предъявление иска об алиментах и ведение соответствующего дела, приведение в исполнение любого решения, определения или другого судебного постановления.

Характерно, что Конвенция 1956 г. не обладает приоритетом в отношении национального законодательства государства ответчика, что установлено в п. 3 ст. 6: «Несмотря ни на какие постановления настоящей Конвенции, законом, на основании которого разрешаются все вопросы, возникающие в связи с любым таким иском или делом, является закон государства ответчика и, в частности, частное международное право этого государства» [3].

Конвенция предусматривает освобождение истцов от уплаты расходов и пошлин, которые существуют для резидентов или граждан государства, где эти дела ведутся. Передаточные и промежуточные инстанции также не должны требовать никакого вознаграждения за услуги, предоставляемые ими согласно Конвенции.

Государства, законами которых установлены ограничения для денежных переводов за границу, предоставляют высший приоритет денежным переводам, предназначенным для уплаты алиментов или покрытия расходов по любому судебному делу, проведенному на основании Конвенции.

Для сокращения сроков вступления в силу решений о взыскании алиментов государства могут заключать и двусторонние соглашения. Беларусь подписала с Россией соглашение об упрощенной процедуре взыскания алиментов. Эта процедура предусматривает взаимное исключение экзекватуры решений о взыскании алиментов, т.е. решение суда принятое в Беларуси или России будет выполняться напрямую без процесса признания в другой стране.

 

Дата: 2019-02-24, просмотров: 232.