Результаты формирующего этапа по развитию творческого мышления младших школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мы провели диагностику с целью выявления динамики в интеллектуальном развитии учащихся. Диагностические методики использовались те же, что и на констатирующем этапе эксперимента.Результаты представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Сравнительный количественный состав учащихся в количественном составе

Уровни развития Гибкость Оригинальность
Выше нормы 2 (28%) 3 (44%)
Норма развития 3 (44%) 4 (56%)
Ниже нормы 2 (28%) 0 (0%)

 

Итак, данные таблицы 2.5 свидетельствуют, что показатель гибкости указывает на способности ребенка вариативно, разнообразно представлять новые сюжеты. Выше нормы данный показатель присутствует у 28% детей(2 чел.), в норме у 44%( 3 чел.), ниже нормы у 28%(2 чел.).Значительно более высокий показатель по этой шкале указывает на благоприятные условия развития лабильности, изменчивости, гибкости мыслительных операций формирующихся в процессе развития.Показатель оригинальности указывает на возможности воображения, сотворения новых сюжетов, рассказов, историй, творческий потенциал осмысливания предметов. Результаты по этому показателю также указывают на более высокий уровень развития творческого потенциала для детей экспериментальной группы. Данный показатель выше нормы выявлен у 44% ( 3 чел.) детей, в норме 56% (4 чел.).

Результаты всех заданий формирующего этапа представлены в таблице 2.6.

Таблица 2.6

Результаты заданий формирующего этапа в баллах

Ф.И. ребенка Количество правильных ответов Оценка в баллах
1. Антонова Дарья 8                 8 баллов
2. Довыденко Мария 9 9 баллов
3. Иванова Валерия 8 8 баллов
4. Казаков Денис 5 5 баллов
5. Лизунов Дмитрий 7 7 баллов
6. Рудая Дарья 7 7 баллов
7. Черняков Алексей 10 10 баллов

 

Рассмотрим результаты выполнения заданий формирующего этапа в процентах в таблице 2.7.

Таблица 2.7

Результат выполнения задания класса в процентах

Количество баллов Количество учеников, набравших баллы. Процент, набравших баллов
1-2 баллов 0 0%
3-4 баллов 0 0%
5-6 баллов 1 14%
7-8 баллов 4 56%
9-10 баллов 2 28%

 

Исходя из полученных данных, после проведения с детьми интеллектуальных игр, мы видим, что результат значительно отличается от первоначального; а именно возросла концентрация внимания, оно стало более устойчивым, об этом свидетельствует увеличение количества верно выделенных слов.

Игра "На что это похоже?"

Были предложены фигуры:

Ответы детей:

1. Мяч, луна, шар, клубок и т.д.

2. Горы, волна, линия и т.д.

3. Труба, стакан, бочка и т.д.

Игра "Буриме"

С теми же словами, которые были предложены на первом эксперименте, мы провели повторную игру. Ответы детей были весьма оригинальными, несмотря на то, что они уже были знакомы с данными словами.

1. "Любит Нина апельсины

И играть на пианино."

2. "Утро в поле тишина,

Потому что к нам пришла весна"

3. " Я купил сегодня квас

И огромный ананас."

В результате проведенной диагностики, можно сделать вывод, что результаты, показанные детьми в основном повысились, сформировались умения находить существенные признаки предметов, умение сравнивать и обобщать. После проведения интеллектуальных игр, мы видим, что большинство детей имеют средний уровень развития мышления и выше среднего, что не наблюдалось при проведении первоначальной диагностики.

Итак,формировать творческую личность – задача трудная. Многие учителя сталкиваются с необходимостью координальным образом свою работу перестроить, поменять подходы к обучению школьников, активно использовать современные педагогические технологии, искать новые методы и средства достижения поставленной задачи.

Анализ психолого-педагогической, методической литературы четко указывает на пристальное внимание ученых, методистов и учителей к проблеме детского творчества, развития потенциала школьников, который все чаще связывают с успешной адаптацией личности в стремительно меняющемся социуме. Творчество ребенка превращается в непременный фактор социализации. В «Концепции общего среднего образования» основополагающий принцип обновления содержания образования – личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей.

 

Заключение

 

Любое измерение интеллекта не может раскрыть все стороны и аспекты сложнейшей разумной деятельности человека. Современные тесты для измерения интеллекта достаточно широко и успешно используются психологами для установления имеющегося уровня развития познавательных функций у детей и взрослых, для целей профессиональной ориентации и профессионального отбора, для установления выраженности интеллектуального дефекта при некоторых психических заболеваниях.

Анализируя факторы интеллектуального развития, мы выделили две группы: генетические и факторы окружающей среды. Если первые лишь закладывают базу, основу для развития интеллектуальных способностей, то социальные могут оказать на них решающее воздействие.

Из анализа прочитанной литературы и входе проведённого исследования, можно сделать вывод, что самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей - это младший школьный возраст. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. И чтобы ребёнок успешно учился в среднем звене школы, необходимо помочь развитию его психических процессов в младшем школьном возрасте. Главная задача педагога не только дать детям определённый объем информации, но и помочь устранить проблемы в учёбе: развить память, логику, внимание, то есть интеллектуальные способности.

Одной из задач нашего исследования являлась подборка и систематизация комплекса заданий, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста. По итогам проведенного исследования можно сказать, что мы успешно справились с этой задачей. И достигли поставленной в начале исследования цели. Это можно проследить по сравнению результатов входной и выходной диагностики на уровень интеллектуальных способностей. Уровень развития интеллектуальных качеств детей увеличился по сравнению, с уровнем до выполнения ими системы заданий по развитию интеллектуальных качеств. Таким образом, на основании проведенных исследований гипотеза подтвердилась.В ходе использования методик важно было заинтересовать, научить быть внимательным, дать понять, что обладать развитыми интеллектуальными способностями, это главное для дальнейшего успеха в жизни.

Для развития творческих способностей необходимо не только создавать условия в процессе учебной деятельности, но и внеурочной, так как для проявления творческих способностей необходимы условия: отсутствие рамок и оценок; свобода в мыслях и действиях и т.д. Разный уровень развития детей приводит к различным результатам, но важно отметить, что даже маленькие дети способны почувствовать выразительность, образность художественных средств – цвета, формы, звука. Поэтому нам следует уделить внимание большой педагогической проблеме – поиску таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное действенное желание «сочинять».

 

Дата: 2019-02-24, просмотров: 200.