Формы и методы развития творческого мышления младших школьников во внеурочной работе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Внеурочная работа - эточасть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых.

Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для реализации потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Внеурочная работа, конечно, включает в себя и занятия в различных кружках, секциях, клубах. Однако кружковая работа в данном случае является не столько содержательной характеристикой, сколько времен­ной. Имеется в виду, что классные руководители, вожатые, воспитатели, которые организуют внеурочную работу, должны выявлять интересы учащихся своего класса и направлять их для реализации в системе дополнительного образования [13, с.119].

По сути дела, внеурочная работа предполагает, прежде всего, работу с одной возрастной группой учащихся и ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели. Внеурочная работа имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением увиденного, социально значимые дела` трудовые акции). Внеурочная работа - хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между одноклассниками, между учащимися и классным руководителем, между разными группами в классе. Это возможность создать ученический коллектив и органы самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания [13, с.120].

Условием становления внеурочной работы как сферы свободного самоопределения личности является реализация вариативных и дифференцированных педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности заказчиков, основными из которых являются дети и их родители. К числу ведущих видов потребностей следует отнести:

1. Творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности.

2. Познавательные потребности детей и их родителей, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в областях, выходящих за рамки программ школьного образования.

3. Коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами.

4. Компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения.

5. Досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени.

Обучение детей во внеурочное время позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует ограниченность школьного образования путем эстетических, художественно-творческих запросов.

Таким образом, обучение детей во внеурочное время является необходимым компонентом современного образования. И есть основание полагать, что для некоторых детей оно является не только необходимым, но и ведущим его компонентом.

Для успешной реализации требований ФГОС НОО и достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начальной школы необходимо развивать творческий потенциал каждого ученика, активно включая его в художественно-творческий процесс.

Сегодня наиболее распространенная, традиционная формой развития творческиого мышления младших школьников является  кружок. Исторически кружок возник как самодеятельное объединение людей, а затем - как форма внеурочной или внешкольной работы. Как форма внеклассной или внеурочной работы, кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний: приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.В организационной структуре учреждения образования детей кружок занимает начальную (базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому-либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству.

Кружок — это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные, массовые потребности детей, развить их и соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах, коллективах или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение (хобби) [26, с.254].

Успех и точность в решении этих задач зависят от степени активного участия в работе кружка детей, но в большей степе­ни - от личных качеств и профессиональной квалификации педагога-руководителя. Деятельность (ее объем и ритм, длительность) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия в кружках осуществляются в разных занимательных, игровых видах, соревнованиях, состязаниях или в виде занятия-диалога равных партнеров. Последнее более всего приемлемо для старшего школьного возраста, в котором доминирует стремление к самообразованию и социальному утверждению себя в успехе собственной деятельности.

Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.

Руководитель кружка во внеурочное время формирует у детей умение и навыки обращения с простейшими инструментами для ручной обработки материалов, умения изготавливать и конструировать несложные изделия, подбирать и экономно расходовать материалы, планировать свою работу, организовывать и содержать в порядке рабочее место и инструменты.Начиная работу с детьми, важно иметь представление об объеме знаний, полученных ими в детском саду. Дети уже имеют определенные навыки трудолюбия. Они умеют работать с бумагой, пластилином, глиной, природными материалами, а также конструировать, ухаживать за комнатными растениями.

Выяснение знаний, умений и навыков, которыми дети владеют, помогает в дальнейшем более организовывать работу на любом уроке, а также внеурочном мероприятии. В свою очередь, стараются воспитывать у детей личную ответственность за их труд перед коллективом, стремление не только следовать в труде установившимся стандартом и шаблоном, но и вносить в него элементы творчества [10, с. 148].

В организации содержательного досуга младших школьников во внеурочное время особое внимание должно отводиться игровой деятельности. Как известно, игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает огромное воспитательное влияние на развитие ребенка и в последующие возрастные периоды. Потребность в игре – одна из важнейших и в дошкольном, в младшем школьном возрасте. В начальной школе учащиеся принимают участие в разнообразных играх: сюжетно-ролевых, играх-драматизациях, дидактических, подвижных. Взаимосвязь изобразительной и продуктивной деятельности с игрой создает личностно-значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это, в свою очередь, обеспечивает эффективность развития художественно-творческой активности.В связи с этим одним из направлений работы учителя с младшими школьниками во внеурочной деятельности является художественное развитие младших школьников на основе игровой мотивации [17, с. 86].

Опыт показывает, что эффективной формой организации совместной творческой деятельности педагогов с детьми является театрально-игровая деятельность. Театрализация доставляет учащимся немало счастливых мгновений, привлекает яркостью, динамикой, так как в ее арсенале замечательные средства: сочинительство, изготовленные своими руками интересные персонажи, красочное художественное оформление, музыка и т.д.

Персонажей для театра игрушек младшие школьники изготавливают самостоятельно из равных материалов, используя при этом разнообразные технологии. Создание каждой игрушки – это серьезная творческая работа, ведь сначала надо придумать, как будет выглядеть персонаж, какой характер будет иметь.Персонажей для театра можно выполнить из плотной бумаги или картона на основе конуса и цилиндра. Это могут быть забавные зверушки, фигурки людей и сказочные герои. В театрально-игровой деятельности активно применяются разные куклы. Дети – самые вдохновенные творцы кукол. Через кукольный мир они входят в жизнь полноправный членами общества. Полки современных магазинов радуют взор разнообразием кукол. Но самой любимой куклой всегда будет та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией.

Для развития художественного творчества младших школьников можно рекомендовать также конструирование из бумаги в технике оригами, квилинг, изонить, изготовление поделок из простых вещей и материалов, дизайн современной одежды. Главное, чтобы каждый ученик получил возможность для проявления своих способностей и их развития.Поэтому художественное творчество позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого школьника. Эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда учащиеся почувствуют радость от процесса коллективного и самостоятельного творчества, потребность творить. Успех этой работы во многом определяется профессионализмом учителя. Важную роль в ней играет не только накопленный педагогом практический опыт в области художественного творчества, но и его желание и умение обучать этому своих воспитанников.

Начальная школа играет немало важную роль в этом развитии: у младших школьников воспитываются самостоятельность, любознательность, активность, инициатива; формируются умения наблюдать и анализировать явления, выполнять сравнения, обобщать факты, делать выводы, критически рассматривать свою деятельность. Обобщая вышесказанное, можно прийти к выводу о том, что ученые не имеют единого мнения в вопросе определения и содержания понятия «творческий потенциал», на данный момент его не существует. Однако многие исследователи данной проблемы сходятся в одном, что способность к творческой деятельности обладает каждый человек, и задача современного образования искать такие ресурсы и возможности, при которых будет обеспечено развитие творческого потенциала каждого ребенка на протяжении всего школьного обучения.

Итак,творческий мышление младшего школьника – это основа способности созидать, творить, находить новое, принимать решения и действовать оригинально и нестандартно.

 

Дата: 2019-02-24, просмотров: 237.