Констатирующий этап по развитию творческого мышления младших школьников «Средней школы № 16» города Ульяновска
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для выявления уровня сформированности качеств мышления у обучающихся 2 класса мы провели экспериментальную работу, которая состоит из констатитурующего, формирующего и контрольного этапов.Целью констатирующего нашего исследования было выявление уровня развития мышления младших школьников.

Задачи данного этапа:

- провести диагностику уровня развития мышления у учащихся 2 класса ГУО «Средняя школа № 16» города Ульяновска ;

- определить особенности творческого развития учащихся;

Основные показатели творческого мышления, которые выделяет П.Торренс - это беглость, гибкость, оригинальность и разработанность.

Для нашего сравнительного анализа наиболее значимыми и показательными будут количественные величины: выше нормы развития и ниже нормы развития, - что является характеристикой благоприятных или, наоборот, неблагоприятных условий развития познавательных психических процессов.

В начале мы использовали сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П.Торренса, остановившись на задании "Закончи рисунок".

Задание "Закончи рисунок" представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П.Торренса.

Перед предъявлением теста полностью прочитали инструкцию и тщательно продумали все аспекты работы. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых показателей.

Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование проходило в виде увлекательной игры. Это очень важно для надежности результатов.

В классе - 7 учащихся (девочек - 4; мальчиков - 3).

Время выполнения теста 10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т.д. для тестирования было отведено 20 мин.

В начале тестирования мы раздали листы с заданиями и проследили, чтобы на каждом бланке были указаны фамилия, имя и дата в соответствующей графе.После этих приготовлений приступили к чтению следующей инструкции:"Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы (класса) не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить вашу идею так, чтобы получился интереснейший рассказ-картинка.

Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку - и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения".

Задание теста формулируется следующим образом:

"На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут.

Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой". По истечении 10 минут выполнение заданий прекращается, и листы быстро собираются.

Каждую релевантную идею (т. е. рисунок, включающий в себя исходный элемент) следует отнести к одной из 83 категорий ответов. Используя эти списки, определите номера категорий ответов и баллы за их оригинальность. Запишите их в соответствующих графах.Затем определяются баллы за разработанность каждого ответа, которые заносятся в графу, отведенную для этих показателей выполнения задания. Показатели категорий оригинальности и разработанности ответов записываются на бланке, в строке, соответствующей номеру рисунка.

Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10.

Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает).

Оригинальность. Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с частотой менее 2%, минимальная - 0 баллов для ответов с частотой 5% и более, а 1 балл засчитывается за ответы, встречающиеся в 2-4,9% случаев. Данные об оценке категории и оригинальности ответа приведены в списке № 1 для каждой фигуры в отдельности.

Разработанность. При оценке тщательности разработки ответов баллы даются за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами.

Результаты, полученные при обработки данных, представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Результаты тестирования учащихся 2 класса.

Фамилия и имя школьника

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

1. Антонова Дарья 10 Н 8 Н 10 Н 22 Н
2. Довыденко Мария 10 Н 8 Н 10 Н 18 Н
3. Иванова Валерия 10 Н 7 Н 9 Н 20 Н
4. Казаков Денис 10 Н 4 н/н 6 Н 15 н/н
5. Лизунов Дмитрий 10 Н 6 н/н 8 Н 16 Н
6. Васильева Дарья 10 Н 5 н/н 8 Н 20 Н
7. Черняков Алексей 10 Н 10 в/н 12 в/н 16 Н

 

Результаты тестирования младших школьников представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Сравнительный количественный состав учащихся в количественном составе

Уровни развития Гибкость Оригинальность
Выше нормы 1 (12%) 1
Норма развития 3 (44%) 6
Ниже нормы 3 (44%) 0

 

     

Показатель гибкости указывает на способности ребенка вариативно, разнообразно представлять новые сюжеты. Выше нормы данный показатель присутствует у 12% детей (1 чел.), в норме у 44%( 3 чел.), ниже нормы у 44%(3 чел.).

Значительно более высокий показатель по этой шкале указывает на благоприятные условия развития лабильности, изменчивости, гибкости мыслительных операций формирующихся в процессе развития.

Показатель оригинальности указывает на возможности воображения, сотворения новых сюжетов, рассказов, историй, творческий потенциал осмысливания предметов. Результаты по этому показателю также указывают на более высокий уровень развития творческого потенциала для детей экспериментальной группы. Данный показатель выше нормы выявлен у 12% ( 1 чел.) детей, в норме 88% (6 чел.).

На констатирующем этапе мы выявляли уровень сформированности таких умений, как обобщение и отвлечение, способность выделять существенные признаки предметов и явлений, оригинальность, быстроты мышления.

Следующая методика " Исключение понятий"

Методика "Исключение понятий"

Суть этой методики в следующем. Испытуемым зачитывает 4-5 слов, из которых 3-4 объединяются общим родовым понятием, а пятое не относится к данному понятию. Требуется прослушать эти слова и в течение 20 секунд записать "лишнее" слово. Затем зачитываются следующие 5 слов и т. д.

Цель: изучить уровень процессов обобщения и отвлечения, способность выделять существенные признаки предметов или заявлений.

Оборудование: листок с рядами слов:

1. Дряхлый, старый, изношенный.

2. Смелый, храбрый, отважный, злой.

3. Василий, Фёдор, Иван, Семёнов.

4. Молоко, сало, сметана, сливки.

5. Трамвай, автобус, троллейбус, трактор.

6. Хата, хлев, печь, дым, будка.

7. Береза, сосна, дуб, сирень, ель.

8. Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива.

9. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

10. Карандаш, ручка, краски, фломастер, чернила.

11.Благородный, добрый, щедрый, скупой,жестокий.

12.Радостный, общительный, печальный,грустный.

13.Снег, мороз,холод, тепло,дождь,ветер.

14.Бумага,краски,кисточки,плиты,цемент,кран.

Ход исследования:

Ученикам необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему. Обработка результатов методики "Исключение понятий" представлена в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Результаты теста в баллах

Ф.И. ребенка Количество правильных ответов Оценка в баллах
1. Антонова Дарья 6 6 баллов
2. Довыденко Мария 8 8 баллов
3. Иванова Валерия 7 7 баллов
4. Казаков Денис 5 5 баллов
5. Лизунов Дмитрий 6 6 баллов
6. Рудая Дарья 7 7 баллов
7. Черняков Алексей 10 10 баллов

 

Результаты выполнения младшими школьниками методики "Исключение понятий" по количеству баллов и количеству учеников,набравших баллы представлены в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4.

Результат выполнения задания класса в процентах

 
Количество баллов Количество учеников, набравших баллы. Процент, набравших баллов
1-2 баллов 0 0%
3-4 баллов 0 0%
5-6 баллов 3 44%
7-8 баллов 3 44%
9-10 баллов 1 12%

 

Ученики справились с заданием. Для ученика наиболее характерной формой обобщения является обобщение на основании существенных признаков.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 207.