Теоретические основы развития творческого мышления младших школьников во внеурочной работе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Одним из главных социальных институтов, занимающихся формированием творческой личности, является школа. Основой творческого мышления становится познавательная деятельность учащихся, поэтому именно ее развитие у младших школьников является исключительно важной проблемой.

Лишь та личность может преуспевать, полноценно жить и действовать в современном мире, который умеет самостоятельно отойти от стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать свой собственный самостоятельный выбор, найти решение проблемы самостоятельно. Так одной из социально значимых задач современного образования является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания, предпосылкой чего становится развитие творческого потенциала школьников.

В Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России прописано: «Общеобразовательные учреждения должны раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». А также «в сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше».

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечено: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального образования должны отражать: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера».

В социальном плане современному образованию необходимо способствовать тому, чтобы научить школьников активизировать свой творческий потенциал. Поэтому в настоящее время важными становятся вопросы развития творческого потенциала учащихся в учебном процессе. Творческий потенциал личности является одним из ключевых понятий педагогики для понимания личности как целостной системы в связи с ее развитием и наиболее полным раскрытием ее сущностных внутренних сил. Решение определившейся задачи требует внедрения в образовательный процесс новых образовательных программ, форм и методов работы, которые подразумевают вхождение ребёнка в активный процесс творчества.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто объективно или субъективно качественно новое. Творчество подразумевает умение ориентироваться в проблемной ситуации, умение достигать результата, не имея перед собой образца достижения данного результата. Это умения переносить свои знания и опыт на новую ситуацию, видение структуры предмета и иных его функций, умение гибко видоизменять способ действия соответственно выдвинутой задаче. Творчество обогащается и развивается по мере расширения сферы знаний, умений, типов и глубины решаемых проблем и задач.

Развитие творческого потенциала личности осуществляется посредством обогащения его эмоциональной сферы, формированию нестандартного, креативного мышления, становлению его индивидуальности. Значимой для детей является именно субъективная новизна их творчества. Эта субъективная новизна, которая создается и переживается ребёнком, имеет безусловно важное развивающее и образовательное значение – через неё ребёнок перенимает общественный опыт прошлых поколений. Именно младший школьный возраст является наиболее значимым и благоприятным периодом для появления новых условий развития творческого потенциала личности. У младших школьников воспитываются любознательность, самостоятельность, активность, инициативность; формируются умения наблюдать и анализировать происходящие явления, выполнять сравнения, обобщать факты. В этом и заключается значение творчества для формирования личности.

Работа базируется на анализе психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого мышления младшего школьника.Поэтому актуальность работы позволяет утверждать, что возможности таких педагогических технологий, как информационно-коммуникативные технологии в развитии творческого мышления младшего школьника остается одной из мало освещенных проблем в педагогике: современные авторы исследований подробно описывают средства информационно-коммуникативных технологий, но в методических разработках и программах недостаточно представлены вариативные методы, приемы, способы, которые содействуют развитию творческого мышления младших школьников посредством информационно-коммуникативных технологий.

Объектом работы выступило развитие творческого мышления младших школьников

Предметом работы является формы и методы развитяи творческого мышления младших школьников во внеурочной работе.

Целью работы является повысить уровень творческого потенциала младшего школьника в процессе обучения посредством информационно - коммуникативных технологий.

К задачам курсовой работы относятся:

- изучить теоретические основы развития творческого мышления младших школьников во внеурочной работе: понятие и значение творческого мышления младшего школьника; формы и методы творческого мышления младшего школьника;

- проанализировать экспериментальную работу по развитию творческого мышления младших школьников «Средней школы № 16» города Ульяновска: констатирующий этап и формирующий этапы, результаты формирующего этапа по развитию творческого мышления младших школьников.

Выделить полужирным шрифтом:

Актуальность,

Цель,

Объект,

Предмет,

Задачи,

Указать: Методы исследования

 

Надо указать базу исследования

 

Написать «Структура курсовой работы состоит из введения, ….(сколько у Вас) глав, заключения, списка использованной литературы, приложения (если есть)»

 

Заключение

 

Любое измерение интеллекта не может раскрыть все стороны и аспекты сложнейшей разумной деятельности человека. Современные тесты для измерения интеллекта достаточно широко и успешно используются психологами для установления имеющегося уровня развития познавательных функций у детей и взрослых, для целей профессиональной ориентации и профессионального отбора, для установления выраженности интеллектуального дефекта при некоторых психических заболеваниях.

Анализируя факторы интеллектуального развития, мы выделили две группы: генетические и факторы окружающей среды. Если первые лишь закладывают базу, основу для развития интеллектуальных способностей, то социальные могут оказать на них решающее воздействие.

Из анализа прочитанной литературы и входе проведённого исследования, можно сделать вывод, что самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей - это младший школьный возраст. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. И чтобы ребёнок успешно учился в среднем звене школы, необходимо помочь развитию его психических процессов в младшем школьном возрасте. Главная задача педагога не только дать детям определённый объем информации, но и помочь устранить проблемы в учёбе: развить память, логику, внимание, то есть интеллектуальные способности.

Одной из задач нашего исследования являлась подборка и систематизация комплекса заданий, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста. По итогам проведенного исследования можно сказать, что мы успешно справились с этой задачей. И достигли поставленной в начале исследования цели. Это можно проследить по сравнению результатов входной и выходной диагностики на уровень интеллектуальных способностей. Уровень развития интеллектуальных качеств детей увеличился по сравнению, с уровнем до выполнения ими системы заданий по развитию интеллектуальных качеств. Таким образом, на основании проведенных исследований гипотеза подтвердилась.В ходе использования методик важно было заинтересовать, научить быть внимательным, дать понять, что обладать развитыми интеллектуальными способностями, это главное для дальнейшего успеха в жизни.

Для развития творческих способностей необходимо не только создавать условия в процессе учебной деятельности, но и внеурочной, так как для проявления творческих способностей необходимы условия: отсутствие рамок и оценок; свобода в мыслях и действиях и т.д. Разный уровень развития детей приводит к различным результатам, но важно отметить, что даже маленькие дети способны почувствовать выразительность, образность художественных средств – цвета, формы, звука. Поэтому нам следует уделить внимание большой педагогической проблеме – поиску таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное действенное желание «сочинять».

 

Введение

 

Одним из главных социальных институтов, занимающихся формированием творческой личности, является школа. Основой творческого мышления становится познавательная деятельность учащихся, поэтому именно ее развитие у младших школьников является исключительно важной проблемой.

Лишь та личность может преуспевать, полноценно жить и действовать в современном мире, который умеет самостоятельно отойти от стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать свой собственный самостоятельный выбор, найти решение проблемы самостоятельно. Так одной из социально значимых задач современного образования является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания, предпосылкой чего становится развитие творческого потенциала школьников.

В Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России прописано: «Общеобразовательные учреждения должны раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». А также «в сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше».

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечено: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального образования должны отражать: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера».

В социальном плане современному образованию необходимо способствовать тому, чтобы научить школьников активизировать свой творческий потенциал. Поэтому в настоящее время важными становятся вопросы развития творческого потенциала учащихся в учебном процессе. Творческий потенциал личности является одним из ключевых понятий педагогики для понимания личности как целостной системы в связи с ее развитием и наиболее полным раскрытием ее сущностных внутренних сил. Решение определившейся задачи требует внедрения в образовательный процесс новых образовательных программ, форм и методов работы, которые подразумевают вхождение ребёнка в активный процесс творчества.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто объективно или субъективно качественно новое. Творчество подразумевает умение ориентироваться в проблемной ситуации, умение достигать результата, не имея перед собой образца достижения данного результата. Это умения переносить свои знания и опыт на новую ситуацию, видение структуры предмета и иных его функций, умение гибко видоизменять способ действия соответственно выдвинутой задаче. Творчество обогащается и развивается по мере расширения сферы знаний, умений, типов и глубины решаемых проблем и задач.

Развитие творческого потенциала личности осуществляется посредством обогащения его эмоциональной сферы, формированию нестандартного, креативного мышления, становлению его индивидуальности. Значимой для детей является именно субъективная новизна их творчества. Эта субъективная новизна, которая создается и переживается ребёнком, имеет безусловно важное развивающее и образовательное значение – через неё ребёнок перенимает общественный опыт прошлых поколений. Именно младший школьный возраст является наиболее значимым и благоприятным периодом для появления новых условий развития творческого потенциала личности. У младших школьников воспитываются любознательность, самостоятельность, активность, инициативность; формируются умения наблюдать и анализировать происходящие явления, выполнять сравнения, обобщать факты. В этом и заключается значение творчества для формирования личности.

Работа базируется на анализе психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого мышления младшего школьника.Поэтому актуальность работы позволяет утверждать, что возможности таких педагогических технологий, как информационно-коммуникативные технологии в развитии творческого мышления младшего школьника остается одной из мало освещенных проблем в педагогике: современные авторы исследований подробно описывают средства информационно-коммуникативных технологий, но в методических разработках и программах недостаточно представлены вариативные методы, приемы, способы, которые содействуют развитию творческого мышления младших школьников посредством информационно-коммуникативных технологий.

Объектом работы выступило развитие творческого мышления младших школьников

Предметом работы является формы и методы развитяи творческого мышления младших школьников во внеурочной работе.

Целью работы является повысить уровень творческого потенциала младшего школьника в процессе обучения посредством информационно - коммуникативных технологий.

К задачам курсовой работы относятся:

- изучить теоретические основы развития творческого мышления младших школьников во внеурочной работе: понятие и значение творческого мышления младшего школьника; формы и методы творческого мышления младшего школьника;

- проанализировать экспериментальную работу по развитию творческого мышления младших школьников «Средней школы № 16» города Ульяновска: констатирующий этап и формирующий этапы, результаты формирующего этапа по развитию творческого мышления младших школьников.

Выделить полужирным шрифтом:

Актуальность,

Цель,

Объект,

Предмет,

Задачи,

Указать: Методы исследования

 

Надо указать базу исследования

 

Написать «Структура курсовой работы состоит из введения, ….(сколько у Вас) глав, заключения, списка использованной литературы, приложения (если есть)»

 

Теоретические основы развития творческого мышления младших школьников во внеурочной работе

Дата: 2019-02-24, просмотров: 302.