В наши дни возрос престиж творчества во всем мире. Развитие научной мысли, слияние науки и производства, безостановочное обновление идей и технологий – всё это подразумевает под собой творческое начало. Само слово «творчество», в наше время входит в десятку чаще всего встречающихся слов в педагогике, психологии, социологии, философии, даже в политологии.
За всю многовековую историю человечество искало способы управления загадочным, таинственным процессом творчества. Главный вывод, к которому пришли ученые в прошлом веке, для педагогики был весьма неутешительным: процесс творчества не подвластен, им нельзя управлять. Способность к творчеству – это талант, а таланты даются человеку от рождения. «Однако положение с развитием творческих способностей не так безнадежно, как кажется на первый взгляд. Да, обучать творчеству так, как обучают стандартным действиям нельзя. Но целенаправленно и поступательно развивать, формировать творческие способности – можно у каждого человека. У одних они раскроются в большей степени, у других в меньшей, но у каждого ребенка можно развить творческий подход к деятельности».
Работы ученых показывают, что творческая деятельность – самый высокий уровень учебно-воспитательного процесса. Но принцип креативности, то есть ориентация на творческие процессы в педагогике, на формирование творческой личности, на данный момент в школе используется недостаточно. Проблематика творчества, развития творческого потенциала учащихся младших классов до сих пор продолжает оставаться одним из участков «педагогической целины». Так ее назвал в свое время В.А. Сухомлинский.
Поэтому творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей.
Развитие творческого мышления – это интегративный процесс целенаправленного и всестороннего развития и воспитания личности. К условиям развития творчества можно отнести: творческую атмосферу и внимание со стороны творческого учителя; возможность позитивного творческого решения, терпимость, доброжелательность окружающих и самостоятельное, глубокое изучения себя, своих собственных возможностей.
Исследователи в области творчества (Г.В. Ахметжанова, A.M.Матюшкин, В.Н. Дружинин, Г.М. Романцев, А.И. Ткаченко и Л.С. Выготский ) выделяют как первостепенное накопление творческого опыта младших школьников как сензитивный период для развития творческого потенциала. Данный период жизни ребенка характеризуется активностью протекания всех процессов. Начинается интенсивное биологическое развитие детского организма, изменяется психологический облик ребенка, видоизменяет его личность, познавательные и умственные возможности, сферу эмоций и переживаний, круг общения младшего школьника. В данном возрасте закладываются основы образовательных траекторий, формируется комплекс нравственных ценностей, развиваются фантазия и воображение, творческое мышление, начинают оформляться интересы и склонности, формируются потребности, которые лежат в основе творческого отношения к окружающему миру.
Благодаря этому, можно говорить, что именно младший школьный возраст является наиболее значимым и благоприятным периодом для появления новых условий развития творческого потенциала личности. У младших школьников воспитываются любознательность, самостоятельность, активность, инициативность; формируются умения наблюдать и анализировать происходящие явления, выполнять сравнения, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать свою деятельность.
Формировать творческую личность – задача трудная. Многие учителя сталкиваются с необходимостью координальным образом свою работу перестроить, поменять подходы к обучению школьников, активно использовать современные педагогические технологии, искать новые методы и средства достижения поставленной задачи.На протяжении многих лет в школе преобладают объяснительно- иллюстративные методы обучения, при которых характерно предоставлять знания в готовом виде. Деятельность учащихся в данной системе обучения предполагает выработку навыков и умений, в принятии полученных сведений, их осмыслении, запоминании и воспроизведении. Так, акцент ставится на воспроизводящее мышление и очень слабо развивается так называемое продуктивное или творческое мышление. Знания в такой системе даются разрозненно, фрагментарно, отсутствует интегративный подход к обучению. Что не способствует многогранному, полному развитию интеллекта, остается нераскрытым творческий потенциал личности. Такой подход к обучению резко рознится с сегодняшними потребностям жизни. Безусловно, нужно обеспечить младших школьников системой знаний, обучить уже достигнутым результатам познания, но несомненно важно развить творческие способности в ученике, воспитать личность активную, мыслящую, способную к поиску, делать эмпирические находки, выявлять закономерности в познании жизни, имеющую возможность преобразовывать и совершенствовать окружающий мир и самого себя.
Для осуществления новых замыслов и идей необходим новый подготовленный учитель. Только такой учитель имеет возможность изменить школу в творческую лабораторию, которая может не только грамотно и рационально учить, но и всесторонне развивать учащегося, воспитывать в нем творческую, всесторонне развитую личность. Компетентная творческая личность педагога может выступать как гарантия успеха в обучении.
Характерной чертой российской системы образования на данном этапе является введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Одним из требований, представленном в этом нормативном документе к результатам образования, значится развитие творческого потенциала младших школьников в начальной школе [11, с. 20]. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» стратегические задачи развития образовательного учреждения и эффективность его работы в условиях формирования современной модели образования, определены тем, в какой мере учебный процесс способен обеспечивать развитие творческих способностей каждого учащегося, формирует творческую личность ученика и готовит его к деятельности: творческой и познавательной.
Таким образом, создание педагогических условий, при которых процесс развития творческого мышления младших школьников протекает наиболее успешно нужно рассматривать как одну из самых актуальных проблем педагогической практики на этапе введения в современных школах образовательных стандартов нового поколения.
Анализ научных статей и психолого-педагогической литературы показывает, что понятие «творческий потенциал школьника» характеризует сложное и многогранное явление, вследствии чего закономерно существование различных трактовок данного понятия. Рассмотрим некоторые определения, описанные в работах посвященных вопросам развития творческого потенциала школьников: «Творческий потенциал – динамичное интегративное свойство личности, являющееся предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации в творчестве» [9,с.13]. Данное понятие, соблюдая методологический принцип функциональности, описывает феномен творческого потенциала младшего школьника только с позиции его функционального назначения. «Творческий потенциал является интегративным многоуровневым образованием, которое позволяет человеку получать объективно и субъективно новые результаты. Это личностные возможности человека по реализации творчества, характер их проявления зависит от конкретных характеристик действительности, в которых оказывается личность, и от нее самой (ее мотивации, волевых качеств, креативности, самостоятельности, уверенности в себе и др.)» [6, с.539]. Это определение, хоть и отражает коротко саму суть данного понятия, вместе с тем выделяет только достижения целей (неких результатов) без учета первостепенной ценности развития самого ученика в определенных условиях.
Если обратиться к структурным компонентам творческого потенциала личности, Курышева И.В. выделяет следующие компоненты творческого мышления ребенка:
- мотивационный (уровень и своеобразие интересов и увлечений личности, заинтересованность и активность участия в творческой деятельности, доминирование познавательной мотивации);
- эмоциональный (эмоциональное отношение к творческому процессу и результаты творческой деятельности, эмоциональный фон, богатство переживаний и др.);
- интеллектуальный (оригинальность, адаптивность, гибкость, беглость и оперативность мышления; легкость ассоциаций, уровень творческого воображения и др.);
- волевой (способность к саморегуляции и самоконтролю, самостоятельность, качества внимания, способность к волевому напряжению, требовательность к результатам своего творчества).
Важное место в структуре творческого мышления личности отдают характеристикам воображения. Создавая мысленный образ, ребенок использует предыдущий опыт, анализирует его, отделяет в нем структурные элементы, применяет некоторые из них, группируя согласно своей идее или совершенно случайно приходит к созданию нового продукта. Если ребенок легко объединяет отдельные элементы, связанные между собой глубинным связью, то он обладает богатым воображением.
Е.Торранс утверждает, что для продуктивной творческой деятельности необходимо хорошо развито логическое мышление, поскольку творческий процесс начинается с формулировки проблемной ситуации. Так и Дж. Гилфорд выделяет среди структурных компонентов творческого потенциала личности центральное место отдает качествам мышления. Он отмечает, что для творчества особое значение имеют такие признаки мышления, как скорость, гибкость, оригинальность и точность [8, с. 437].
Не менее важной чертой в структуре творческого мышления является упорство в достижении поставленной цели. Здесь выделяются волевые усилия, направленные на преодоление трудностей, которые возникают в процессе решения творческой задачи. Важным компонентом творческого мышления личности является предоставление им преимущества сложного перед простым, стремление познать смысл, а не ограничиться формой. Целеустремленность личности отражается на результатах его творческой деятельности. Структурно творческий потенциал индивида представляется также на балансе требовательности к результатам своего труда. Ценной чертой характера личности есть страсть к упорядочению, систематизации имеющихся знаний и представлений.
Для уточнения понятия «творческое мышление младшего школьника» и его структуры обратим внимание на возрастные особенности ребенка младшего школьного. По мнению Г.В. Ахметжановой младший школьный возраст - это один из наиболее сензитивных периодов развития творческого потенциала личности, поэтому творческое развитие является доминантой на данном этапе [1, с.17]. Учебная деятельность выходит на первый план, но потребность в игровой деятельности сохраняется вместе с трудовой и другими видами деятельности также продолжает влиять на становление личности младшего школьника. У большего числа учащихся младших классов формируются устойчивые интересы, которые превращаются в ведущие мотивы учебной деятельности.
Вхождение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти). Психологические исследования выявили, что в начальных классах происходит резкий скачок в умственном развитии учащихся: активное усвоение и формирование мыслительных операций, наиболее интенсивно формируется вербальное мышление. Новые возможности мышления становятся основой для развития иных познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Также активно развиваются способности учащегося произвольно управлять его психическими процессами, он учится управлять памятью, вниманием, мышлением. К четвертому классу у большого количества детей формируется свой индивидуальный стиль учебной работы, проявляющийся не только в его подходе к выполнению учебных заданий, но и в применении учащимися различных учебных умений и навыков. Владение младшими школьником эффективными приемами учебной работы показывает, что он приобрел умение учиться: способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.
Новые виды деятельности и социальная ситуация вводят младшего школьника в нормированный мир межличностных отношений, и требуют от него организованности, дисциплинированности, связанных с обретением навыков учебной деятельности (выполнения программ действий, планирования, осуществления контроля), а также за умственное развитие обучающегося. Основными чертами всех познавательных процессов ребенка младшего школьного возраста наряду с произвольностью становятся продуктивность и устойчивость.
Младший школьный возраст характеризуется свободой воображения и фантазии, эмоциональной подвижностью и чувствительностью, потребностью в новых впечатлениях, любознательностью. А также, происходящая в школе стандартизация условий жизни, вместе с недостаточным развитием самосознания и воли, приводит к противоречию двух определяющих мотивов его поведения: мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо»). Это приводит к тому, что у младших школьников появляется повышенная гипервозбудимость и непоседливость или же наоборот, заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, вызывают угнетенное состояние, снижают волевую активность и т.д. Зависимость от оценки, влияния взрослых и окружающих, незащищенность от потока негативных эмоций, накладывают отпечаток на самовосприятие и оценку другими. Кроме названных, для данного возраста также характерны слабая «информационная вооруженность» потребности в творческой самореализации, внушаемость и ограниченность детского воображения и фантазии, младшие школьники подвержены идентификации, копированию и подражанию.
Таким образом, в младшем школьном возрасте закладывается база образовательной траекторий, развиваются фантазия и воображение, творческое мышление, формируется комплекс нравственных ценностей, начинают формироваться склонности и интересы, формируются потребности, которые лежат в основе творческого отношения к действительности. Начинают преобладать потребности в социальной активности и реализации себя в качестве субъекта общественных отношений. Вследствие этого, можно утверждать, что младший школьный возраст является наиболее важным и благоприятным периодом для возникновения новых условий развития творческого потенциала личности.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 273.