Целью занятия: получение теоретических знаний, касающихся правовой регламентации судебно-экспертной деятельности, процессуальных функций и статуса эксперта-психолога, прав и обязанностей эксперта-психолога, организации назначения и производства судебно-психологической экспертизы в уголовном и гражданском процессе, методов исследования личности подэкспертного.
Вопросы, обсуждаемые на семинарском занятии:
1. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы
2. Правовая регламентация судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации.
3. Субъекты судебно-экспертной деятельности. Государственные и негосударственные эксперты. Права и обязанности эксперта.
4. Предметные виды судебно-психологических экспертиз в уголовном процессе.
5. Предметные виды судебно-психологических экспертиз в гражданском процессе.
6. Методы исследования при проведении судебно-психологической экспертизы.
Темы рефератов
1.Особенности проведения однородных и комиссионных судебно-психологических экспертиз в государственных и негосударственных экспертных учреждениях. Квалификационные требования к судебным экспертам-психологам.
2.Посмертная судебно-психологическая экспертиза: особенности назначения и проведения.
3. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний обвиняемого.
4. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших и свидетелей по уголовному делу.
5. Особенности проведения судебно-психологических экспертиз в гражданском процессе.
6. Особенности проведения судебно-психологической экспертизы по семейным спорам.
Задания для самостоятельной работы после занятия:
1.Изучить «Федеральный Закон о Государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (от 31.05.2001 г. №73-ФЗ), а также другие подведомственные нормативные документы, регламентирующие деятельность государственных судебных экспертных учреждений.
2. Однородная, комиссионная и комплексная экспертизы.
3. Дополнительная и повторная экспертизы в уголовном процессе.
4. Особенности назначения судебно-психологических экспертиз в суде.
Эссе (творческая работа) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов). Эссе – это относительно небольшая самостоятельная письменная работа студента, по предложенной преподавателем теме (при самостоятельном выборе темы студентом, её необходимо согласовать с преподавателем).
Цель эссе состоит в формировании у студентов навыком самостоятельного творческого анализа и способностей связного последовательного письменного изложения своих мыслей. Эссе учит студентов чётко и кратко формулировать свои мысли с использованием основных логических приёмов, выделять причинно-следственные связи между явлениями, связывать теоретический материал с фактическими данными.
Эссе представляет собой рассуждения студента по теме. Студент должен быть способен выделить основную проблему, провести её анализ с использованием научной терминологии, научных концепций и методов. Эссе должно содержать авторские выводы по решению установленной проблемы. При этом эссе не предполагает полное раскрытие темы. Эссе это творческая работа, которая не является рефератом и не должна носить описательный характер: значительную ее часть следует посвятить аргументированному представлению своей точки зрения обучающимися (с обязательными ссылками на первоисточники), критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что способствует раскрытию творческих и аналитических способностей обучающихся.
Основаниями для оценки эссе могут служить:
- актуальность проблемы исследования и степень раскрытия заявленной темы;
- креативность и творческий подход при решении поставленных задач;
- способность обучающегося кратко и грамотно изложить суть заявленной проблемы, отразить полемику, существующую в научном мире по данному вопросу, аргументировать свои выводы и суждения.
Объём эссе – 2-5 страниц стандартного текста (шрифт – 14, интервал – 1,5).
Структурно эссе состоит из титульного листа, введения, основной части и заключения.
Титульный лист должен содержать чёткое определение темы и указание на автора. Во введении кратко обосновывается выбор темы, автор должен кратко выразить собственное понимание проблемы. Основная часть содержит теоретические основы выбранной темы и её изложение. Ввиду особого характера и незначительного объёма эссе, его основная часть обычно не делится на параграфы, разделы, пункты. Но при необходимости автор может вводить заголовки и подзаголовки в основном тексте. Заключение должно содержать общие выводы по работе, отношение автора к проблеме (без эмоциональной окраски).
Эссе оценивается по семибальной шкале.
Темы для эссе:
Важное место в самостоятельной работе студентов занимает работа над подготовкой презентаций, направленных на выделение основных особенностей правовых систем различных стран. Акцентируя внимание на данных особенностях, студент всегда должен опираться на сравнительно-сопоставительный анализ, имея ввиду различия рассматриваемой правовой системы с правовой системой России и наиболее важными особенностями основных правовых семей.
Темы презентаций:
1.Психологическая характеристика отдельных следственных действий.
2.Деятельность субъектов уголовного процесса при назначении и проведении судебно-психологической экспертизы.
3.Психологические особенности судебных прений.
4.Приемы правомерного психологического воздействия в деятельности юриста.
5.Приемы психологического воздействия в речи адвоката.
6.Психологические приемы ораторского искусства в ходе судебного процесса.
7.Психологические особенности предъявления для опознания.
8.Психология криминальной агрессии.
9.Ювенальная юстиция: психологически и правовые аспекты.
10.Допрос потерпевшего и свидетеля: психологический аспект.
Тестирование (тестовые задания)
Выполнение тестовых заданий является одной из форм контроля, которая позволяет оценить уровень знаний.
Тестовые задания охватывают ключевые аспекты содержания дисциплины «Юридическая психология». Каждый вопрос теста представляет собой задание с одним вариантом ответа. В случае положительного ответа на представленное утверждение («да»), комментарии не требуются. При отрицательном ответе («нет») необходимо краткое его обоснование.
Необходимо вдумчиво без спешки подойти к решению тестовых заданий. В случае если какой-то вопрос вызывает затруднения, его можно временно пропустить и перейти к решению других тестовых вопросов. При этом нельзя забывать о пропущенном вопросе с тем, чтобы была возможность вернуться к его решению.
Тестирование используется для текущего контроля уровня знаний, полученных и закрепленных в процессе изучения как отдельной темы, так и блока из нескольких тем. Время, выделяемое на выполнение данного задания, варьируется из расчета: 1 мин. на вопрос теста (от 10-25 вопросов, предел длительности контроля – до 25 минут). Тестирование исключает возможность использования учебных материалов.
Вопросы для проведения контроля по итогам освоения дисциплины.
1. Индивид, индивидуальность, личность. Направленность личности (ценности, цели, потребности, мотивы, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение).
2. Индивидуально-психологические особенности личности Познавательная деятельность.
3. Ощущения, его виды и свойства.
4. Восприятие, основные характеристики.
5. Характеристики внимания.
6. Память, виды и формы памяти.
7. Мышление. Этапы мыслительного процесса.
8. Воображение как отражение свойств личности.
9. Виды и функции речи.
10. Задатки и способности.
11. Общение как обмен информацией.
12. Общение как взаимодействие и восприятие людьми друг друга (интерактивная и перцептивная сторона общения).
13. Условия и факторы развития личности. Социализация личности. Правовая социализация.
14. Понятие личности юриста. Профессиональная этика, достоинство и честь юриста.
15. Эстетика и внешняя культура юриста.
16. Нормативная регламентация. Временные ограничения. Вынужденный характер общения. Ролевые функции.
17. Социальная роль и социальный статус юриста. Повышенная стрессогенность.
18. Социально-психологическая характеристики конфликтных ситуаций в деятельности юриста.
19. Понятие конфликтной ситуации. Понятие межгруппового и межличностного конфликта. Виды конфликтов в деятельности юриста и способы их разрешения.
20. Структура конфликта: участники конфликта, психологические и социально-психологические особенности субъекта конфликтного взаимодействия.
21. Психологические модели бесконфликтного общения с различными типами личностей. Психотехнические средства общения.
22. Рефлексия, эмпатия, идентификация.
23. Психологические закономерности установление контакта.
24. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Прием-передача информации.
25. Техники убеждающего воздействия.
26. Критерии правомерности воздействия в уголовном процессе.
27. Стратегии правомерного психологического воздействия.
28. Невербальные компоненты общения. Зоны общения. «Отзеркаливание».
29. Техника диагностики внутреннего состояния субъекта по внешним поведенческим признакам.
30. Техники конструктивного взаимодействия в условиях конфликтной ситуации.
31. Основные этапы (стадии) убеждающего воздействия. Психологические особенности убеждения.
32. Социально-биологические и психологические факторы формирования преступного поведения. Психологические предпосылки преступного поведения.
33. Мотивация преступного поведения.
34. Типология преступных групп.
35. Психологические особенности расследования организованной преступной деятельности.
36. Понятие личности преступника. Типология личности преступников.
37. Психодиагностические методы исследования личности преступника.
38. Диагностика личности преступника по внешним поведенческим признакам.
39. Понятие девиаций. Деликвентное поведение. Асоциальное и антисоциальное поведение.
40. Особенности пубертатного возраста. Кризисы пубертата. Понятие депривации.
41. Мотивации преступного действия несовершеннолетних.
42. Конформизм как особенность подросткового возраста. Проблема лидерства в преступной подростковой группе.
43. Профилактика подростковой преступности.
44. Общие правила допроса несовершеннолетних. Факторы, влияющие на поведение и сознание несовершеннолетних при допросе.
45. Психологические особенности допроса несовершеннолетних субъектов уголовного процесса.
46. Психологические особенности допроса малолетних свидетелей и потерпевших.
47. Социально-психологические условия ведения допроса.
48. Психология допроса в бесконфликтной ситуации.
49. Психологические особенности допроса в конфликтной ситуации: мотивы самооговора, психология лжесвидетельства.
50. Дезадаптивные формы поведения допрашиваемого лица.
51. Психологические методы и приемы разоблачения лжесвидетельствования.
52. Психологические особенности выступления юриста в суде. Коммуникативные характеристики взаимодействия различных субъектов уголовного процесса.
53. Условия усиленного эмоционального воздействия на допрашиваемого с помощью другого участника очной ставки.
54. Эффект ожидаемости и неожиданности очной ставки. Разновидности очных ставок по целям следователя.
55. Психологические особенности следственного эксперимента.
56. Особенности проведения следственного эксперимента с потерпевшими по делам об изнасиловании.
57. Избирательность и осмысленность восприятия при осмотре места происшествия.
58. Ситуация познавательного диссонанса. Психологические аспекты осмотра трупа.
59. Психологические аспекты освидетельствования.
60. Проблемность как одна из психологических характеристик обыска и выемки. Особенности коммуникаций при выемке и обыске.
61. Психологические особенности взаимодействия следователя с потерпевшими и свидетелями по делу, находящимися в различных эмоциональных состояниях (стресса, фрустрации и т.д.).
62. Иррадиация процессов торможения у потерпевшего. Виктимные особенности потерпевшего и свидетеля по делу.
63. Психология допроса. Мотивы ложных показаний потерпевших и свидетелей.
6.Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
Перечень компетенций выпускников образовательной программы с указанием результатов обучения (знаний, умений, владений) (карты компетенций) по дисциплине «Юридическая психология», указан в начале настоящей рабочей программы. Здесь же мы приводим иные сведения, необходимые для оценивания состояния студента.
6.1. Перечень компетенций выпускников образовательной программы с указанием результатов обучения (знаний, умений, владений), характеризующих этапы их формирования
Карта компетенций
Шифр и название компетенции:
ПК-4 - способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом
Индикаторы компетенции | Критерии оценивания (дескрипторы) | ||||||
плохо | неудовлетворительно | удовлетворительно | хорошо | Очень хорошо | отлично | превосходно | |
Знать: понятия, состава и содержания правовых отношений; правовой статус граждан, вовлекаемых в судопроизводство; видов процедурных актов, составляемых участниками правовых отношений | Отсутствие знаний о понятии, составе и содержании правовых отношений; правовом статусе граждан, вовлекаемых в судопроизводство; видах процедурных актов, составляемых участниками правовых отношений | Фрагментарные знания о понятии, составе и содержании правовых отношений; правовом статусе граждан, вовлекаемых в судопроизводство; видах процедурных актов, составляемых участниками правовых отношений | Общие, но не структурированные знания о понятии, составе и содержании правовых отношений; правовом статусе граждан, вовлекаемых в судопроизводство; видах процедурных актов, составляемых участниками правовых отношений | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания о понятии, составе и содержании правовых отношений; правовом статусе граждан, вовлекаемых в судопроизводство; видах процедурных актов, составляемых участниками правовых отношений | Сформированные, но содержащие незначительные пробелы знания о понятии, составе и содержании правовых отношений; правовом статусе граждан, вовлекаемых в судопроизводство; видах процедурных актов, составляемых участниками правовых отношений | Сформированные систематические знания о понятие, составе и содержании правовых отношений; правовом статусе граждан, вовлекаемых в судопроизводство; видах процедурных актов, составляемых участниками правовых отношений | Всесторонние знания о понятие, составе и содержании правовых отношений; правовом статуе граждан, вовлекаемых в судопроизводство; видах процедурных актов, составляемых участниками правовых отношений |
Уметь: использовать нормативно-правовую терминологию при принятии решений; применять нормы различных отраслей права при принятии решений и совершении юридических действий | Отсутствие умений использовать нормативно-правовую терминологию при принятии решений; применять нормы различных отраслей права при принятии решений и совершении юридических действий | Частично освоенное умение использовать нормативно-правовую терминологию при принятии решений; применять нормы различных отраслей права при принятии решений и совершении юридических действий | В целом успешное, но не систематически осуществляемое умение использовать нормативно-правовую терминологию при принятии решений; применять нормы различных отраслей права при принятии решений и совершении юридических действий | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение использовать нормативно-правовую терминологию при принятии решений; применять нормы различных отраслей права при принятии решений и совершении юридических действий | В целом успешное, но содержащее отдельные погрешности умение использовать нормативно-правовую терминологию при принятии решений; применять нормы различных отраслей права при принятии решений и совершении юридических действий | Сформированное систематическое умение использовать нормативно-правовую терминологию при принятии решений; применять нормы различных отраслей права при принятии решений и совершении юридических действий | Сформированное всесторонее систематическое умение использовать нормативно-правовую терминологию при принятии решений; применять нормы различных отраслей права при принятии решений и совершении юридических действий |
Владеть: способностью анализа нормативных правовых актов; способностью толкования содержания норм различных отраслей права; способностью давать оценку правомерного и неправомерного поведения; навыками обобщения правоприменительной практики | Отсутствие способности анализа нормативных правовых актов; способности толкования содержания норм различных отраслей права; способности давать оценку правомерного и неправомерного поведения; навыками обобщения правоприменительной практики | Фрагментарное владение способностью анализа нормативных правовых актов; способностью толкования содержания норм различных отраслей права; способностью давать оценку правомерного и неправомерного поведения; навыками обобщения правоприменительной практики | В целом успешное не систематическое владение способностью анализа нормативных правовых актов; способностью толкования содержания норм различных отраслей права; способностью давать оценку правомерного и неправомерного поведения; навыками обобщения правоприменительной практики | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы владения способностью анализа нормативных правовых актов; способностью толкования содержания норм различных отраслей права; способностью давать оценку правомерного и неправомерного поведения; навыками обобщения правоприменительной практики | В целом успешное, но содержащее отдельные погрешности владение способностью анализа нормативных правовых актов; способностью толкования содержания норм различных отраслей права; способностью давать оценку правомерного и неправомерного поведения; навыками обобщения правоприменительной практики | Успешное и последовательное владение способностью анализа нормативных правовых актов; способностью толкования содержания норм различных отраслей права; способностью давать оценку правомерного и неправомерного поведения; навыками обобщения правоприменительной практики | Всестороннее владение способностью анализа нормативных правовых актов; способностью толкования содержания норм различных отраслей права; способностью давать оценку правомерного и неправомерного поведения; навыками обобщения правоприменительной практики |
Шкала оценок по проценту правильно выполненных контрольных заданий | 0-20 % | 20-50 % | 50-70 % | 70-80% | 80-90 % | 0-99 % | 100% |
ПК-9: способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свобод человека и гражданина
Индикаторы компетенции | Критерии оценивания (дескрипторы) | ||||||
плохо | неудовлетворительно | удовлетворительно | хорошо | Очень хорошо | отлично | превосходно | |
Знать: механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права; особенности государственного и правового развития России; роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни; основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права России, а также государства и права зарубежных стран; особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России | Отсутствие знаний о механизме государства, системе права, механизме и средствах правового регулирования, реализации права; особенности государственного и правового развития России; роли государства и права в политической системе общества, в общественной жизни; основных исторических этапах, закономерности и особенности становления и развития государства и права России, а также государства и права зарубежных стран; особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России | Фрагментарные знания о механизме государства, системе права, механизме и средствах правового регулирования, реализации права; особенности государственного и правового развития России; роли государства и права в политической системе общества, в общественной жизни; основных исторических этапах, закономерности и особенности становления и развития государства и права России, а также государства и права зарубежных стран; особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России | Общие, но не структурированные знания о механизме государства, системе права, механизме и средствах правового регулирования, реализации права; особенности государственного и правового развития России; роли государства и права в политической системе общества, в общественной жизни; основных исторических этапах, закономерности и особенности становления и развития государства и права России, а также государства и права зарубежных стран; особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания о механизме государства, системе права, механизме и средствах правового регулирования, реализации права; особенности государственного и правового развития России; роли государства и права в политической системе общества, в общественной жизни; основных исторических этапах, закономерности и особенности становления и развития государства и права России, а также государства и права зарубежных стран; особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России | Сформированные, но содержащие незначительные пробелы знания о механизме государства, системе права, механизме и средствах правового регулирования, реализации права; особенности государственного и правового развития России; роли государства и права в политической системе общества, в общественной жизни; основных исторических этапах, закономерности и особенности становления и развития государства и права России, а также государства и права зарубежных стран; особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России | Сформированные систематические знания о механизме государства, системе права, механизме и средствах правового регулирования, реализации права; особенности государственного и правового развития России; роли государства и права в политической системе общества, в общественной жизни; основных исторических этапах, закономерности и особенности становления и развития государства и права России, а также государства и права зарубежных стран; особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России | Всесторонние знания о механизме государства, системе права, механизме и средствах правового регулирования, реализации права; особенности государственного и правового развития России; роли государства и права в политической системе общества, в общественной жизни; основных исторических этапах, закономерности и особенности становления и развития государства и права России, а также государства и права зарубежных стран; особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России |
Уметь: анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; применять на практике знания психологических особенностей людей и механизмов их поведения; самостоятельно анализировать и применять семейное законодательство; составлять процессуальные документы, касающиеся адвокатской деятельности: жалобы, ходатайства, заявления; правильно анализировать и оценивать доказательства по уголовным и гражданским делам; юридически грамотно анализировать внесудебные формы защиты прав и соотносить их с существующими судебными процедурами | Отсутствие умений анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; применять на практике знания психологических особенностей людей и механизмов их поведения; самостоятельно анализировать и применять семейное законодательство; составлять процессуальные документы, касающиеся адвокатской деятельности: жалобы, ходатайства, заявления; правильно анализировать и оценивать доказательства по уголовным и гражданским делам; юридически грамотно анализировать внесудебные формы защиты прав и соотносить их с существующими судебными процедурами | Частично освоенное умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; применять на практике знания психологических особенностей людей и механизмов их поведения; самостоятельно анализировать и применять семейное законодательство; составлять процессуальные документы, касающиеся адвокатской деятельности: жалобы, ходатайства, заявления; правильно анализировать и оценивать доказательства по уголовным и гражданским делам; юридически грамотно анализировать внесудебные формы защиты прав и соотносить их с существующими судебными процедурами | В целом успешное, но не систематически осуществляемое умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; применять на практике знания психологических особенностей людей и механизмов их поведения; самостоятельно анализировать и применять семейное законодательство; составлять процессуальные документы, касающиеся адвокатской деятельности: жалобы, ходатайства, заявления; правильно анализировать и оценивать доказательства по уголовным и гражданским делам; юридически грамотно анализировать внесудебные формы защиты прав и соотносить их с существующими судебными процедурами | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; применять на практике знания психологических особенностей людей и механизмов их поведения; самостоятельно анализировать и применять семейное законодательство; составлять процессуальные документы, касающиеся адвокатской деятельности: жалобы, ходатайства, заявления; правильно анализировать и оценивать доказательства по уголовным и гражданским делам; юридически грамотно анализировать внесудебные формы защиты прав и соотносить их с существующими судебными процедурами | В целом успешное, но содержащее отдельные погрешности умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; применять на практике знания психологических особенностей людей и механизмов их поведения; самостоятельно анализировать и применять семейное законодательство; составлять процессуальные документы, касающиеся адвокатской деятельности: жалобы, ходатайства, заявления; правильно анализировать и оценивать доказательства по уголовным и гражданским делам; юридически грамотно анализировать внесудебные формы защиты прав и соотносить их с существующими судебными процедурами | Сформированное систематическое умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; применять на практике знания психологических особенностей людей и механизмов их поведения; самостоятельно анализировать и применять семейное законодательство; составлять процессуальные документы, касающиеся адвокатской деятельности: жалобы, ходатайства, заявления; правильно анализировать и оценивать доказательства по уголовным и гражданским делам; юридически грамотно анализировать внесудебные формы защиты прав и соотносить их с существующими судебными процедурами | Сформированное всесторонее систематическое умение анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; применять на практике знания психологических особенностей людей и механизмов их поведения; самостоятельно анализировать и применять семейное законодательство; составлять процессуальные документы, касающиеся адвокатской деятельности: жалобы, ходатайства, заявления; правильно анализировать и оценивать доказательства по уголовным и гражданским делам; юридически грамотно анализировать внесудебные формы защиты прав и соотносить их с существующими судебными процедурами |
Владеть: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; анализом различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; реализацией норм и материального и процессуального права; принятием необходимых мер защиты прав человека и гражданина; навыками анализа нормативных правовых актов, регулирующих организационные, территориальные, экономические основы местного самоуправления в Российской Федерации; навыками анализа и толкования законодательства и правоприменительной практики в различных отраслях права – семейном, жилищном, коммерческом, банковском, уголовно-исполнительном, страховом праве | Отсутствие владения юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; анализом различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; реализацией норм и материального и процессуального права; принятием необходимых мер защиты прав человека и гражданина; навыками анализа нормативных правовых актов, регулирующих организационные, территориальные, экономические основы местного самоуправления в Российской Федерации; навыками анализа и толкования законодательства и правоприменительной практики в различных отраслях права – семейном, жилищном, коммерческом, банковском, уголовно-исполнительном, страховом праве | Фрагментарное владение юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; анализом различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; реализацией норм и материального и процессуального права; принятием необходимых мер защиты прав человека и гражданина; навыками анализа нормативных правовых актов, регулирующих организационные, территориальные, экономические основы местного самоуправления в Российской Федерации; навыками анализа и толкования законодательства и правоприменительной практики в различных отраслях права – семейном, жилищном, коммерческом, банковском, уголовно-исполнительном, страховом праве | В целом успешное не систематическое владение юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; анализом различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; реализацией норм и материального и процессуального права; принятием необходимых мер защиты прав человека и гражданина; навыками анализа нормативных правовых актов, регулирующих организационные, территориальные, экономические основы местного самоуправления в Российской Федерации; навыками анализа и толкования законодательства и правоприменительной практики в различных отраслях права – семейном, жилищном, коммерческом, банковском, уголовно-исполнительном, страховом праве | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы владение юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; анализом различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; реализацией норм и материального и процессуального права; принятием необходимых мер защиты прав человека и гражданина; навыками анализа нормативных правовых актов, регулирующих организационные, территориальные, экономические основы местного самоуправления в Российской Федерации; навыками анализа и толкования законодательства и правоприменительной практики в различных отраслях права – семейном, жилищном, коммерческом, банковском, уголовно-исполнительном, страховом праве | В целом успешное, но содержащее отдельные погрешности владение юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; анализом различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; реализацией норм и материального и процессуального права; принятием необходимых мер защиты прав человека и гражданина; навыками анализа нормативных правовых актов, регулирующих организационные, территориальные, экономические основы местного самоуправления в Российской Федерации; навыками анализа и толкования законодательства и правоприменительной практики в различных отраслях права – семейном, жилищном, коммерческом, банковском, уголовно-исполнительном, страховом праве | Успешное и последовательное владение юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; анализом различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; реализацией норм и материального и процессуального права; принятием необходимых мер защиты прав человека и гражданина; навыками анализа нормативных правовых актов, регулирующих организационные, территориальные, экономические основы местного самоуправления в Российской Федерации; навыками анализа и толкования законодательства и правоприменительной практики в различных отраслях права – семейном, жилищном, коммерческом, банковском, уголовно-исполнительном, страховом праве | Всестороннее владение юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; анализом различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; реализацией норм и материального и процессуального права; принятием необходимых мер защиты прав человека и гражданина; навыками анализа нормативных правовых актов, регулирующих организационные, территориальные, экономические основы местного самоуправления в Российской Федерации; навыками анализа и толкования законодательства и правоприменительной практики в различных отраслях права – семейном, жилищном, коммерческом, банковском, уголовно-исполнительном, страховом праве |
Шкала оценок по проценту правильно выполненных контрольных заданий | 0-20 % | 20-50 % | 50-70 % | 70-80% | 80-90 % | 0-99 % | 100% |
Описание шкал оценивания.
Промежуточная аттестация может проходить в традиционной форме устного экзамена на основе билетов, включающих три вопроса из нижеследующего списка, оцениваемых по семибальной или пятибалльной системе.
Критерии оценивания для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю):
Зачтено – обучающийся показывает хорошие знания изученного учебного материала; самостоятельно, логично и последовательно излагает и интерпретирует материалы учебного курса; полностью раскрывает смысл предлагаемого вопроса; владеет основными терминами и понятиями изученного курса; показывает достаточную степень овладения изученными методиками и технологиями
Не зачтено – обучающийся имеет поверхностное, фрагментарное представление по вопросам курса, демонстрирует отсутствие знаний основных понятий и определений курса или наличие большого количества ошибок при интерпретации основных определений, показывает значительные затруднения при ответе на предложенные основные и дополнительные вопросы.
6.3. Критерии и процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине, характеризующих этапы формирования компетенций.
Для оценивания результатов обучения в виде знаний используются следующие процедуры и технологии: тестирование; опрос; эссе.
Для оценивания результатов обучения в виде умений и владений используются следующие практические контрольные задания: задачи (казусы), презентации.
Для проведения итогового контроля сформированности компетенции используются защиты индивидуальных или групповых проектов, оформление и защита отчетов по комплексным практическим работам, портфолио и т.п.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 259.