Тема 9. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессах. Психологические методы исследования личности подэкспертного
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Основание назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ). Права и обязанности эксперта-психолога. Пределы компетенции эксперта-психолога. Этика эксперта.

2.СПЭ психологических особенностей обвиняемых. СПЭ эмоциональных состояний. СПЭ несовершеннолетних обвиняемых. СПЭ по делам происшествий, связанных с управлением техникой. Возможности СПЭ обоснованного риска. Посмертная СПЭ. СПЭ по делам об изнасиловании. СПЭ свидетелей и потерпевших. СПЭ по гражданским делам. Нестандартные виды СПЭ.

3.Методы экспертной диагностики (анализ материалов дела, биографический метод, метод обобщенных независимых характеристик, метод наблюдения и беседы, психолингвистический анализ высказываний подэкспертного, анализ невербальных компонентов общения в процессе экспертизы, психодиагностическое исследование личности подэкспертного).

 

Задачи семинарских занятий

 

Семинарские занятия по данной дисциплине проводятся по изучаемым темам посредством анализа прикладного материала – реальных заключений однородных, комиссионных и комплексных экспертиз.

В рамках анализа экспертных заключений студенты должны на практическом материале:

- углубить полученные теоретические знания;

- выработать практические умения и навыки в части юридической оценки экспертных заключений;

- научиться выявлять ошибки, допускаемые экспертами в части выхода за пределы их компетенции;

- выявлять ошибки, допускаемые экспертами в построении экспертного заключения;

 - выявлять ошибки, допущенные судебно-следственными органами, связанные с целесообразностью назначения того или иного вида экспертизы;

- выявлять ошибки судебно-следственных органов при постановке вопросам к экспертам, уметь грамотно переформулировать вопросы при назначении определенного вида экспертизы.

Образовательные технологии

Изучение дисциплины «Юридическая психология»  построено на активных образовательных технологиях (лекции, семинары). В учебном процессе при изучении курса «Юридическая психология»  предусматривается самостоятельная подготовка студентами вопросов по темам с их последующей проверкой на семинарских занятиях. Курс «Юридическая психология»  предполагает применение личностно-ориентированных технологий, основанных на интерактивных методах общения, в том числе технологии группового взаимодействия при анализе практического материала (реальных экспертиз), включение студентов в активное обсуждение проблем при проведении семинара в форме круглого стола.

Внеаудиторные занятия студентов направлены на развитие у них навыков самостоятельной работы по анализу научных, учебных, методических источников, получения и оценки имеющейся в них информации, развитие юридического мышления и правовой культуры. Вырабатывается умение выбирать и применять наиболее эффективные методические приемы, использования специальных знаний.

Для углубленного изучения материала студентам предоставляются учебно-методические комплексы, как по всему объему изучаемой дисциплины, так и по отдельным ее темам, учебная, учебно-методическая литература. Лекционные занятия проводятся с использованием интерактивных форм обучения с презентацией представляемого материала.

На семинарских занятиях по темам №№2, 3, 6 проводятся деловые игры, направленные на формирование у студентов умений и навыков осуществления конструктивных коммуникаций в ходе профессионального юридического общения. При изучении тем №№1, 4, 5, 7, 8 предусматривается широкое использование на практических занятиях эссе и докладов, выполненных и представленных перед группой студентами.

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

 

К самостоятельной работе студента относится деятельность, которую он осуществляет без участия преподавателя, но по его заданию, под его руководством и наблюдением.

Самостоятельная работа проводится с целью углубления и расширения теоретических знаний, систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений, формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу, развитие познавательных способностей и активности (творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности), формирование самостоятельного мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

К видам самостоятельной работы студента относится аудиторная и внеаудиторная работа. Аудиторная работа выполняется на учебных занятиях по заданию и под руководством преподавателя. Внеаудиторная работа выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Аудиторная самостоятельная работа студента возможна при использовании активных и интерактивных форм занятий. Традиционная пассивная форма предполагает простые ответы студентов на поставленные вопросы и исключает самостоятельную работу, студент просто воспроизводит знания, которые он получил либо от преподавателя в результате пассивного восприятия, либо в результате внеаудиторной самостоятельной работы.

Формы и виды внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся:

· чтение основной и дополнительной литературы, изучение информации, полученной в системе Интернет;

· конспектирование источников;

· подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций, эссе;

· выполнение творческих работ, учебных проектов, учебно-исследовательских работ;

· самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа (ответы на вопросы, тесты и т.д.);

· подготовка к промежуточной аттестации, в том числе путём самостоятельного выполнения практических заданий репродуктивного типа.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся по содержанию может быть разделена на нижеследующие блоки.

Изучение понятийного аппарата дисциплины

Вся система индивидуальной самостоятельной работы должна быть подчинена усвоению понятийного аппарата, поскольку одной из важнейших задач подготовки современного грамотного специалиста является овладение и грамотное применение профессиональной терминологии. Лучшему усвоению и пониманию дисциплины помогут различные энциклопедии, словари, справочники и другие материалы, указанные списке литературы.

Изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану

Особое место отводится самостоятельной проработке студентами отдельных разделов и тем по изучаемой дисциплине. Такой подход вырабатывает у студентов инициативу, стремление к увеличению объема знаний, выработке умений и навыков всестороннего овладения способами и приемами профессиональной деятельности.

Изучение вопросов очередной темы требует глубокого усвоения теоретических основ, раскрытия сущности основных категорий государственно-правовой системы, проблемных аспектов темы и анализа фактического материала.

Дата: 2019-02-24, просмотров: 204.