ТЕМА 1. Трудовое право как отрасль российского права. Предмет, метод и система трудового права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательскийНижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Юридический факультет

 

УТВЕРЖДАЮ:

Декан юридического факультета _____________ /В.И. Цыганов/

«28» июня 2018 г.

 

 

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Трудовое право

(наименование дисциплины (модуля))

Уровень высшего образования

Бакалавриат

(бакалавриат / магистратура / специалитет)

Направление подготовки / специальность

40.03.01 «Юриспруденция»

 (указывается код и наименование направления подготовки / специальности)

Направленность образовательной программы

Гражданско-правовой профиль

(указывается профиль / магистерская программа / специализация)

Квалификация (степень)

Бакалавр

(бакалавр / магистр / специалист)

Форма обучения

Очная; очно-заочная

 (очная / очно-заочная / заочная)

 

 

Нижний Новгород

2018 год

1.Место и цели дисциплины (модуля) в структуре ОПОП

Дисциплина «Трудовое право» Б.1.Б.16 относится к дисциплинам первого блока, базовой части, является обязательной для освоения в третьем и четвертом семестрах второго года обучения.

Целями освоения учебной дисциплины «Трудовое право» являются формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в области правового регулирования трудовых и тесно с ними связанных отношений.

Трудовое право согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (степень «бакалавр») включен в базовую (обязательную) часть профессионального цикла (Б.3), что свидетельствует о логической взаимосвязи с предметами гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1) и модулями информационно-правового цикла (Б.2).

 

       2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников)

Выпускник, освоивший дисциплину, должен обладать следующими компетенциями:

способен работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

 

Формируемые компетенции (код компетенции, уровень освоения – при наличии в карте компетенции) Планируемые результаты обучения по дисциплине, характеризующие этапы формирования компетенций
ОК-6 – Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные (этап освоения – начальный, базовый) З1 (ОК-6)- Знать - концепции социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; -содержания толерантного поведения; -основ командообразования и проектной деятельности; - основ конфликтологии и методов разрешения конфликтов, основ медиации У1 (ОК-6)Уметь - взаимодействовать с представителями иных социальных, этнических, конфессиональных и культурных групп; - работать в коллективе по решению конкретных проектных задач; -содействовать конструктивному взаимодействию в процессе совместной деятельности по решению проектных задач; -использовать способы и методы преодоления конфликтных ситуаций В1 (ОК-6)Владеть - навыками толерантного поведения; - навыками командной работы; - навыками реализации совместных творческих проектов; -навыками предупреждения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в процессе совместной деятельности
ПК-1 способность участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (этап освоения – начальный, базовый) З1 (ПК-1)Знать природу и сущность норм права; -основные закономерности возникновения, функционирования и развития норм права, историческую сущность и основные функции норм права; -механизм и средства правового регулирования и реализации основных правовых институтов права; -особенности законодательного процесса, а также процесса формирования законов , подзаконных и локальных актов различных уровней, а также статус субъектов, принимающих в нем участие; -структуру нормативно-правового акта, правила его действия во времени, пространстве и по кругу лиц; -процедуру внесения изменений в нормативно-правовые акты и их отмены. У1(ПК-1) Уметь обосновывать необходимость принятия и разработки нормативно-правовых актов; -определять место нормативно-правового акта в системе источников права; -логично и последовательно распределять содержание нормативно-правового акта по главам, статьям, пунктам и подпунктам; -применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации. В1 (ПК-1) Владеть навыками анализа перспектив принятия разрабатываемого нормативно-правового акта;  сбора и обработки информации для разработки нормативно-правового акта; сопоставления содержания разрабатываемого нормативно-правового акта с нормативно-правовыми актами, ранее регулировавшими подобные правоотношения;  лаконичного и недвусмысленного изложения юридических норм.
ПК-5 способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;                   (этап освоения – начальный, базовый) З1 (ПК-5) Знать: систему права и систему законодательства в целом, основные особенности действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, способы преодоления пробелов и разрешения коллизий в праве. У1 (ПК-5) Уметь: анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения, толковать и правильно применять юридические нормы. В1 (ПК-5) Владеть: навыками работы с правовыми актами, навыками анализа юридических фактов и правоотношений.
ПК 13 способность правильно и полностью отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации   (этап освоения – начальный, базовый) З1 (ПК 13)Знать: как четко и лаконично формулировать и письменно излагать свои мысли У1 (ПК-13) Уметь: использовать правила правильного и полного отражения результатов профессиональной деятельности в юридической и иной документации -применять грамотную письменную речь и навыки составления различных юридических документов В1 (ПК-13) Владеть: правилами правильного и полного отражения результатов профессиональной деятельности в юридической и иной документации -грамотной письменной речью при составлении различных юридических документов
ПК 16 способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;   (этап освоения – начальный, базовый) З1 (ПК-16)Знать понятие толкования нормативных правовых актов; - способов толкования и их значение для правоприменительной деятельности; - норм материального и процессуального права; - положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; - правил построения юридического заключения; -требований, предъявляемые к юридическим консультациям У1 (ПК-16)Уметь: собирать сведения, необходимые для более полного толкования нормативных правовых актов; - отличать положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции; - применить при даче юридического заключения и юридической консультации нормы материального и процессуального права В1 (ПК-16) Владеть: навыками формулирования выводов по итогам толкования нормативных правовых актов; - составления плана планируемой юридической экспертизы; - работы с нормативными правовыми актами; -подготовки юридических заключений и юридических консультаций

 

3. Структура и содержание дисциплины «Трудовое право»

Форма обучения: очная

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____9__ зачетных единиц, всего __324_____часа, из которых__127____часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (62__часа занятия лекционного типа, __62____часа занятия семинарского типа (семинары, научно-практические занятия, лабораторные работы и т.п, текущий контроль –3 часа.), 54 часа –мероприятия промежуточной аттестации, __143____часа составляет самостоятельная работа обучающегося.

 

Наименование модуля дисциплины

Всего часов

В том числе

Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем)

Самостоятельная работа обучающегося

лекции

семинары

всего

Очная Заочная очная заочная очная заочная очная заочная Очная Заочная
Тема 1.Трудовое право как отрасль Российского права. Предмет, метод и система трудового права 17   4   4   8   9  
Тема 2. Принципы и источники трудового права 17   4   4   8   9  
Тема 3.Субъекты трудового права 17   4   4   8   9  
Тема 4.Правоотношения в сфере трудового права 13   -   4   4   9  
Тема 5.Социальное партнерство в сфере труда 17   4   4   8   9  
Тема 6. Правовое регулирование трудоустройства и занятости 20   4   4   8   12  
Тема 7. Трудовой договор 46   12   12   24   22  
Тема 8. Рабочее время и время отдыха 17   4   4   8   9  
Тема 9. Оплата и нормирование труда. Гарантии и компенсации 19   6   4   10   9  
Тема 10. Трудовой распорядок. Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность 17   4   4   8   9  
Тема 11. Материальная ответственность сторон трудового договора 17   4   4   8   9  
Тема 12.Охрана труда 17   4   4   8   9  
Тема 13. Защита трудовых прав работников 17   4   4   8   9  
Тема 14. Трудовые споры 20   6   4   10   10  
В т.ч. текущий контроль 3       3          
Промежуточная аттестация

Экзамен

Форма обучения: очно-заочная

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____9__ зачетных единиц, всего __324_____часа, из которых __63____часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (30__часов занятия лекционного типа, __30____часов занятия семинарского типа (семинары, научно-практические занятия, лабораторные работы и т.п,),3 часа – текущий контроль, __225____часов составляет самостоятельная работа обучающегося.

Очно-заочная форма

Наименование модуля дисциплины

Всего часов

В том числе

Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем)

Самостоятельная работа обучающегося

лекции семинары всего
Очно- заочная Очно- заочная Очно- заочная Очно- заочная Очно- Заочная
Тема 1.Трудовое право как отрасль Российского права. Предмет, метод и система трудового права 14 2 2 4 10
Тема 2. Принципы и источники трудового права 12 - 2 2 10
Тема 3.Субъекты трудового права 14 2 2 4 10
Тема 4.Правоотношения в сфере трудового права 22 - 2 2 20
Тема 5.Социальное партнерство в сфере труда 14 2 2 4 10
Тема 6. Правовое регулирование трудоустройства и занятости 14 2 2 4 10
Тема 7. Трудовой договор 40 6 4 10 30
Тема 8. Рабочее время и время отдыха 24 2 2 4 20
Тема 9. Оплата и нормирование труда. Гарантии и компенсации 24 2 2 4 20
Тема 10. Трудовой распорядок. Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность 24 2 2 4 20
Тема 11. Материальная ответственность сторон трудового договора 24 2 2 4 20
Тема 12.Охрана труда 16 2 2 4 12
Тема 13. Защита трудовых прав работников 17 2 2 4 13
Тема 14. Трудовые споры 26 4 2 6 20
В т.ч. текущий контроль 3        
Промежуточная аттестация Экзамен

 

Содержание дисциплины «Трудовое право»

ТЕМА 7. Трудовой договор

  Из истории развития трудового договора.

  Понятие, содержание и значение трудового договора. Социально-экономическая роль трудового договора и его юридическое значение. Отличие трудового договора от смежных гражданско-правовых договоров.

  Трудовой договор как основание возникновения трудовых правоотношений. Работодатель и работник как стороны трудового договора.  

  Содержание трудового договора. Непосредственные и производные условия трудового договора. Непосредственные условия трудового договора: обязательные и дополнительные. Понятие трудовой функции и места работы, иные обязательные условия трудового договора.

   Испытательный срок и его значение. Совмещение профессий и должностей. Условие о неразглашении охраняемой законом тайны. Иные дополнительные условия трудового договора.

   Виды трудовых договоров. Трудовые договоры, заключаемые на неопределенный срок. Срочные трудовые договоры.

   Виды трудовых договоров по субъектному составу, их особенности. Трудовые договоры, заключаемые: для работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в порядке конкурса, при работе по совместительству, на сезонные работы, на срок до двух месяцев, с надомниками, с лицами с семейными обязанностями. Трудовой договор с государственным служащим, муниципальным служащим. Трудовой договор с руководителем организации, членами коллегиального исполнительного органа организации. Трудовой договор с иностранным работником. Трудовой договор, заключаемый с работодателем – физическим лицом. Особенности трудового договора, заключаемого с работниками в возрасте до восемнадцати лет. Трудовой договор, заключаемый с работником транспорта. Особенности трудового договора лиц, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за границей. Трудовой договор с работником религиозной организации. Особенности трудового договора медицинского работника, педагогического работника, работника средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков. Особенности трудового договора с тренером, профессиональным спортсменом. Предоставление персонала: правовое регулирование.

    Порядок заключения трудового договора. Форма трудового договора. Документы, подлежащие представлению при поступлении на работу. Ограничения при приеме на работу. Момент вступления трудового договора в силу.

    Изменение условий трудового договора. Изменение условий трудового договора по инициативе работодателя без согласия работника. Переводы и перемещения на другую работу. Понятие, классификация и виды переводов на другую работу. Отличие перевода от перемещения. Переводы по инициативе сторон трудового договора, по инициативе третьих лиц. Виды переводов в зависимости от места перевода. Виды переводов в зависимости от срока перевода. Временные переводы в случае производственной необходимости. Понятие производственной необходимости, условия перевода. Материальные гарантии при переводе на другую работу и сроки оплаты переводов. Правовые последствия незаконных переводов.

   Командировка, понятие, правовое регулирование.

Аттестация работников: понятие и значение ее проведения. Круг аттестуемых работников. Правовые последствия аттестации. Гарантии для работников при аттестации.

   Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, ее реорганизации. Отстранение от работы: условия и порядок применения.

   Прекращение трудового договора. Понятие оснований прекращения трудового договора и их отличие от отстранения от работы. Классификация оснований прекращения трудового договора. Аннулирование трудового договора.

   Общие основания прекращения трудового договора.

   Расторжение трудового договора по соглашению сторон. Расторжение срочного трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работника. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Порядок расторжения трудового договора по основаниям, предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных обязательных правил при заключении трудового договора.

  Порядок оформления увольнения и производства расчета. Выходное пособие при увольнении с работы. Юридические гарантии работников при увольнении некоторых категорий работников. Правовые последствия незаконного увольнения с работы.

ТЕМА 12. Охрана труда

 

   Понятие охраны труда. Содержание института охраны труда по трудовому праву.

   Государственная политика в области охраны труда. Органы управления охраны труда. Служба охраны труда.

  Основные права и обязанности сторон трудового договора по охране труда. Создание здоровых и безопасных условий труда. Право работника на труд, в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

   Организационно-правовые формы обеспечения охраны труда. Обязательное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний.

   Правила по охране труда, обязательные для работодателя. Инструкции по охране труда, обязательные для работников.

   Охрана труда женщин. Охрана труда женщин в связи с материнством. Охрана труда молодежи. Охрана труда лиц с пониженной трудоспособностью.

   Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету: понятие, виды. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве. Порядок расследования несчастных случаев на производстве. Общие положения. Комиссии по расследованию: состав, полномочия. Оформление результатов расследования и учет несчастных случаев. Акт о несчастном случае на производстве. Урегулирование разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве.

Специальная оценка условий труда.

 

ТЕМА 14. Трудовые споры

 

   Понятие трудовых споров, причины их возникновения. Нормативные акты, регулирующие рассмотрение трудовых споров. Принципы рассмотрения трудовых споров. Классификация трудовых споров. Система органов по рассмотрению трудовых споров. Подведомственность трудовых споров.

   Понятие и признаки индивидуального трудового спора. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров.

   Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам. Комиссия по трудовым спорам: организация, структура, компетенция. Виды трудовых споров, рассматриваемых в КТС. Исполнение решений комиссии по трудовым спорам. Обжалование решения комиссии по трудовым спорам и перенесение рассмотрения индивидуального трудового спора в суд.

  Особенности рассмотрения трудовых споров в судах. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Особенности рассмотрения отдельных категорий трудовых споров в суде. Исполнение решений суда. Ограничение обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры. Рассмотрение трудовых споров в кассационном и надзорном порядке.

  Рассмотрение трудовых споров с участием посредника (медиатора).

  Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения.

Социально-экономическая сущность и причины возникновения коллективных трудовых споров. Предмет коллективных трудовых споров. Процедура урегулирования коллективных трудовых споров.

  Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров примирительными комиссиями, с участием посредника.

  Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров в трудовых арбитражах. 

  Право на забастовку и его реализация. Порядок объявления и проведения забастовки. Права и гарантии работников, участвующих в законной забастовке. Запрещение локаута. Незаконные забастовки. Правовые последствия участия в незаконной забастовке.

  Ответственность за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах.

 

Образовательные технологии

Учебными занятиями являются лекции и семинарские занятия. На лекциях рассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарским занятиям. Лекционные занятия проводятся как в традиционной форме, так и с использованием мультимедийного оборудования для демонстрации презентаций по теме лекции.

На семинарских занятиях углубляются и закрепляются знания обучающихся по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать свое мнение. Семинарские занятия проводятся с широким использованием активных и интерактивных форм проведения занятий. К данным формам относятся:

1. Учебная дискуссия.

2. Коллективная мыслительная деятельность в виде технологии «мозгового штурма», предполагающей деление группы на команды, каждая из которых отстаивает свою позицию по проблемным вопросам, использование кейсов.

3. Тестирование, направленное на мобилизацию усвоенных обучающимся за определенный период знаний и позволяющее оперативно оценить уровень знаний всех студентов группы.

4. Семинары предполагающие коллективное обсуждение проблем по вопросам, выносимым на семинар.

5. Подготовка эссе, докладов, как в письменной форме, так и в форме электронных презентаций с последующим представлением их на семинарских занятиях.

6. Выполнение творческих работ, учебных проектов, учебно-исследовательских работ.

Во время семинарского занятия обучающиеся могут пользоваться текстами нормативных правовых актов, любыми материалами и юридической литературой, конспектами, электронными правовыми базами данных.

5.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

 

Содержание самостоятельной работы (по разделам):

Задание:

1. Дайте определение трудового права как отрасли права, укажите его предмет и соотношение с другими отраслями права. Охарактеризуйте трудовое право как наука и как учебную дисциплину

2. Определите особенности метода трудового права

3.Рассмотрите основные институты, систему трудового права

Задание:

1. Определите правовое регулирование отношений в сфере занятости и трудоустройства

2. Охарактеризуйте правовой статус субъектов рынка труда

3. Рассмотрите виды трудоустройства

 

Раздел 7. Трудовой договор

Задание:

1.Какова роль трудового договора в регулировании трудовых отношений

2. Раскройте содержание трудового договора

3. Определите порядок заключения трудового договора

4. Определите возможности и способы изменения условий трудового договора

5. Дайте определение перевода и классифицируйте виды переводов по различным основаниям

6. Отстранение от работы: определите порядок и основания отстранения от работы

7. Перечислите и раскройте основания прекращения трудового договора

Раздел 12. Охрана труда

Задание:

1. Охарактеризуйте правовое регулирование охраны труда

2. Исследуйте права и обязанности работника и работодателя в сфере охраны труда

3. Как проводится расследование и учет несчастных случаев на производстве?

4. Определите особенности охраны труда слабозащищенных категорий работников

5. Специальная оценка условий труда. Соотношение с аттестацией рабочих мест.

Раздел 14. Трудовые споры

Задание:

 1. Определите понятие и виды трудовых споров

2. Исследуйте порядок рассмотрения трудовых споров в КТС и судах

3. Определите порядок разрешения коллективных трудовых споров

4. Что собой представляет право на забастовку и каков механизм его реализации

5.Дайте характеристику порядка рассмотрения трудовых споров с участием посредника (медиатора).

 

Тематика рефератов (эссэ):

 

1. Правовое регулирование труда в России. История становления и развития.

2. Этапы развития трудового права в зарубежных странах.

3. Социальное назначение трудового права.

4. Исторические закономерности правового регулирования труда.

5. Трудовое право: итоги современного развития и проблемы.

6. Соотношение трудового права и административного права.

7. Гражданское право и трудовое право как смежные отрасли права.

8. Новые подходы к праву граждан на труд в Российской Федерации.

9. Метод правового регулирования трудовых отношений.

10. Принципы российского трудового права.

11. Реализация принципа запрета принудительного труда.

12.  Реализация принципа запрета дискриминации в сфере труда.

13. Соотношение понятий «дифференциация» и «дискриминация» в трудовом праве.

14. Роль государства в сфере трудового права.

15. Государственная политика в сфере труда.

16. Основные функции и формы деятельности государства в сфере труда.

17. Источники российского трудового права.

18. Нетрадиционные источники трудового права.

19. Реформа трудового законодательства в России.

20. Конституция Российской Федерации и международное право: проблемы соотношения по вопросам труда.

21. Трудовой кодекс Российской Федерации: юридическая техника и проблемы применения.

22. Трудовое законодательство Российской Федерации: соответствие международным нормам.

23. Роль судебной практики в регулировании отношений в социально-трудовой сфере.

24. Сфера действия законодательства о труде.

25. Локальное правовое регулирование отношений в сфере труда.

26. Виды соглашений в трудовом праве.

27. Понятийный аппарат трудового права.

28. Юридические факты в трудовом праве.

29. Процедурно-процессуальные отношения в трудовом праве.

30. Правоотношения в сфере труда.

31. Трудовое правоотношение.

32. Субъекты трудового права.

33. Правовой статус профессиональных союзов.

34. Профсоюзное право.

35. Работник как субъект трудового права.

36. Работодатель как субъект трудового права.

37. Специальная трудовая правосубъектность отдельных категорий работников.

38. Социальное партнерство в России.

39. Проблемы становления и развития социального партнерства в России и зарубежных странах.

40. Правовая характеристика коллективно-договорного процесса.

41. Социально-партнерские соглашения в сфере труда.

42. Коллективный договор как источник трудового права.

43. Содержание и действие коллективно-договорных актов.

44. Правовая система управления персоналом на предприятии.

45. Государственная политика в сфере занятости.

46. Правовое регулирование рынка труда.

47. Работодатель как субъект рынка труда.

48. Право на защиту от безработицы и его обеспечение в Российской Федерации.

49. Правовая организация трудоустройства.

50. Право на содействие занятости и его обеспечение трудовым законодательством.

51. История правового регулирования обеспечения занятости в России.

52. Правовое регулирование занятости в современных условиях.

53. Правовой статус государственной и частной службы занятости населения.

54. Проблемы применения заемного труда в России.

55. Трудовой договор и его функции.

56. Трудовой договор как институт трудового права.

57. Трудовой договор как источник субъективных трудовых прав.

58. Трудовой договор как основание возникновения трудового правоотношения.

59. Соотношение трудового договора и смежных гражданско-правовых договоров.

60. Срочный трудовой договор. Его особенности.

61. Новые подходы к срочным трудовым договорам в Российской Федерации.

62. Особенности правового регулирования труда государственных служащих: административно-правовой и трудо-правовой аспекты.

63. Особенности правового регулирования труда муниципальных служащих.

64. Трудовой договор о работе на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях.

65. Трудовой договор с несовершеннолетним.

66. Трудовые отношения с участием иностранных граждан.

67. Особенности трудового договора с руководителем организации.

68. Трудовой договор, заключенный с работодателем – физическим лицом.

69. Особенности правового регулирования труда педагогических работников.

70. Особенности правового регулирования труда медицинских работников.

71. Правовое регулирование труда лиц с семейными обязанностями.

72. Договоры о труде в сфере кооперации.

73. Трудовые отношения в акционерных обществах.

74. Трудовой договор с профессиональным спортсменом.

75. Перевод в трудовом праве.

76. Изменение условий трудового договора.

77. Условие о неразглашение охраняемой законом тайны в трудовом договоре.

78. Дополнительные условия трудового договора.

79. Прекращение трудового договора.

80. Прекращение трудового договора по инициативе работодателя.

81. Порядок увольнения работников по сокращению численности или штата.

82. Специальные основания расторжения трудового договора

83. Правовое положение работников при ликвидации предприятия, смене собственника предприятия, при несостоятельности (банкротстве) предприятия.

84. Аттестация работников.

85. Командировка: понятие, правовое регулирование.

86. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.

87. Ученический договор.

88. Право на информацию и защита персональных данных работника по нормам трудового права.

89. Рабочее время и его нормирование.

90. Институт рабочего времени и времени отдыха в трудовом праве.

91. Время отдыха по Трудовому кодексу Российской Федерации.

92. Правовое регулирование отпусков.

93. Заработная плата как форма вознаграждения за труд.

94. Социально-экономическое и правовое содержание заработной платы в современных условиях.

95. История, современные проблемы и перспективы развития института заработной платы в трудовом законодательстве России.

96. Методы правового регулирования заработной платы.

97. Гарантии и компенсации по Трудовому кодексу Российской Федерации.

98. Ответственность в российском трудовом праве.

99. Дисциплинарная ответственность

100. Трудовая дисциплина и ее обеспечение.

101. Поощрительное производство. Проблемы правового регулирования.

102. Дисциплинарное производство.

103. Увольнение как мера дисциплинарного взыскания.

104. Материальная ответственность по трудовому праву.

105. Правовое регулирование охраны труда.

106. Содержание и обеспечение права работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

107. Порядок расследования несчастных случаев на производстве.

108. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда.

109. Федеральная инспекция труда и ее роль в механизме охраны и защиты трудовых прав граждан.

110. Защита трудовых прав и интересов работников.

111. Защита интересов работодателя.

112. Трудовые споры: законодательство и практика.

113. Индивидуальные трудовые споры и порядок их разрешения.

114. Рассмотрение судами дел о восстановлении на работе.

115. Гражданско-процессуальные особенности рассмотрения трудовых споров.

116. Медиация как альтернативный метод разрешения трудовых споров.

117. Коллективный трудовой спор.

118. Реализация права на забастовку.

119. Международно-правовое регулирование труда.

120. Международно-правовое регулирование разрешения коллективных трудовых споров.

121. Трудовое право зарубежных стран.

122. Практика применения законодательства о труде.

123. Право на социальное обеспечение по законодательству Российской Федерации.

124. Правовые проблемы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

125. Трудовые права в системе социально-экономических прав.

126. Социально-правовая защита трудовых прав граждан.

127. Предоставление персонала.

Вопросы для текущего контроля

1. Предмет, метод и система трудового права.

2. Отграничение трудового права от смежных отраслей права, связанных с трудом (гражданского, административного, права социального обеспечения).

3. Источники трудового права. Их классификация.

4. Локальные источники трудового права. Их классификация, порядок принятия.

5. Принципы правового регулирования труда (межотраслевые) и принципы трудового права (отраслевые). Их содержание. Гарантии обеспечения принципов.

6. Понятие и классификация субъектов трудового права. Правовой статус субъекта трудового права.

7. Индивидуальные субъекты трудового права.

8. Работодатели как коллективные субъекты трудового права.

9. Правовое положение трудового коллектива. Виды трудовых коллективов. Организационно-правовые формы реализации полномочий трудового коллектива.

10. Профессиональные союзы как субъекты трудового права.

11. Общая характеристика правоотношений, производных от трудовых.

12. Понятие трудового правоотношения, его субъекты и содержание, основания возникновения.

13. Правоотношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации. Ученический договор.

14. Понятие, уровни и формы социального партнерства. Основные принципы социального партнерства.

15. Коллективные переговоры как стадия коллективно-договорного процесса.

16. Понятие, стороны и содержание коллективного договора. Действие коллективного договора. Контроль за его выполнением.

17. Понятие и виды социально-партнерских соглашений. Порядок разработки соглашений. Действие соглашения. Контроль за его выполнением.

18. Ответственность за неисполнение законодательства о социальном партнерстве.

19. Понятие и формы занятости. Законодательство о занятости населения. Система органов занятости населения. Правовой статус Федеральной государственной службы занятости населения.

20. Правовой статус безработного. Порядок признания граждан безработными.

21. Понятие и значение трудового договора. Его отличие от смежных гражданско-правовых договоров.

22. Обязательные условия трудового договора.

23. Дополнительные условия трудового договора.

24. Юридические гарантии при приеме на работу.

25. Виды трудовых договоров. Срочные и заключенные на неопределенный срок.

26. Изменение условий трудового договора.

27. Переводы на другую работу. Их классификация. Отличие перевода от перемещения.

28. Общие основания прекращения трудового договора. Их классификация.

29. Расторжение трудового договора по инициативе работника.

30. Расторжение трудового договора по п.1,2 ст.81 ТК РФ.

31. Расторжение трудового договора по п.3,4 п.11-14 ст.81 ТК РФ.

32. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

33. Порядок увольнения и производство расчета. Гарантии от необоснованных увольнений. Правовые последствия незаконного перевода и увольнения работников.

34. Защита персональных данных работника. Трудовая книжка.

35. Понятие и виды рабочего времени. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

36. Режим и учет рабочего времени.

37. Понятие и виды времени отдыха.

38. Понятие и виды отпусков. Порядок предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска.

39. Государственное регулирование оплаты труда

40. Системы оплаты труда. Тарифная система, ее формы.

41. Нормирование труда. Нормы труда: понятие и виды.

42. Оплата труда при отклонениях от нормальных условий труда.

43. Командировка. Гарантии и компенсации при направлении работников в служебные командировки и переезде в другую местность.

44. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей и работникам, совмещающим работу с обучением.

45. Дисциплинарная ответственность работников. Виды дисциплинарной ответственности.

46. Меры дисциплинарного взыскания. Порядок наложения дисциплинарного взыскания, обжалования, снятия.

47. Увольнение, как мера дисциплинарного взыскания.

48. Материальная ответственность работников. Понятие, виды.условия наступления. Ограниченная материальная ответственность.

49. Полная материальная ответственность работников: индивидуальная и коллективная.

50. Определение размера ущерба, подлежащего возмещению и порядок возмещения ущерба, причиненного работниками.

51. Материальная ответственность работодателя перед работником.

52. Права и обязанности сторон трудового правоотношения в области охраны труда.

53. Управление охраной труда: государственные органы исполнительной власти, службы охраны труда в организации, комитеты (комиссии) по охране труда.

54. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

55. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Федеральная инспекция труда.

56. Понятие и виды трудовых споров. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам.

57. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах.

58. Коллективные трудовые споры. Порядок их рассмотрения. Право на забастовку. Его реализация.

59. Субъекты, источники и принципы международно-правового регулирования труда.

60. Понятие и структура Международной организации труда. Конвенции и рекомендации МОТ о труде. Их общая характеристика и классификация.

6.Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплине «Трудовое право».

6.1. Перечень компетенций выпускников образовательной программы с указанием результатов обучения (знаний, умений, владений), характеризующих этапы их формирования

 

Карта компетенций

Описание шкал оценивания.

Промежуточная аттестация может проходить в традиционной форме устного экзамена на основе билетов или подготовки письменного ответа на вопросы билета. Билеты включают три вопроса из списка в п. 5 настоящей программы, оцениваемых по семибалльной или пятибалльной системе.

Критерии оценивания для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

 

зачтено – не зачтено Пятибалльная система Семибалльная система Критерии оценивания

Зачтено

Отлично (5)

 

Превосходно Очень высокий уровень подготовки. Изложено правильное понимание вопроса и дан исчерпывающий на него ответ, содержание раскрыто полно, профессионально, грамотно. Полно отражена относящаяся к вопросу нормативная правовая база. Нормативные правовые документы представлены в органической связи с содержанием вопроса. Студент способен отстаивать свою позицию.
Отлично Превосходная подготовка с очень незначительными погрешностями.

Хорошо (4)

Очень хорошо Подготовка, уровень которой существенно выше среднего с некоторыми ошибками.
Хорошо В целом хорошая подготовка с рядом заметных ошибок.
Удовлетворительно (3) Удовлетворительно Подготовка, удовлетворяющая минимальным требованиям, со значительными ошибками. Студент знает основные положения, предусмотренные Программой курса и содержащиеся в базовом учебнике, но не умеет толковать и применять основополагающие нормативные акты, предусмотренные программой при анализе конкретных жизненных ситуаций, связанных с профилем, изучаемой дисциплины; не знает практику применения документов правового характера по аспектам изучаемой дисциплины.

Не зачтено

Неудовлетворительно (2)

Неудовлетворительно Необходима дополнительная подготовка для успешного прохождения экзамена. Студент не владеет знаниями основных положений, предусмотренных Программой курса и содержащихся в базовом учебнике; не знает основополагающие нормативные акты, предусмотренные программами и не умеет толковать и применять их при анализе конкретных жизненных ситуаций, связанных с профилем, изучаемой дисциплины; не может юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, связанные с проблематикой учебной дисциплины.
Плохо Подготовка совершенно недостаточная.

6.3. Критерии и процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине, характеризующих этапы формирования компетенций.

Для оценивания результатов обучения в виде знаний используются следующие процедуры и технологии: тестирование; индивидуальное собеседование; письменные ответы на вопросы.

Для оценивания результатов обучения в виде умений и владений используются следующие практические контрольные задания: задачи (казусы), ролевые игры, кейсы, презентации, таблицы на соответствие.

Для проведения итогового контроля сформированности компетенции используются защиты индивидуальных или групповых проектов, оформление и защита отчетов по комплексным практическим работам, портфолио и т.п.

 

6.4. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки результатов обучения, характеризующих этапы формирования компетенций

Задача 1

ОАО «Дорожно-строительная компания» принимает на работу следующих лиц: гражданина РФ, гражданина Республики Беларусь, гражданина Украины, гражданина Таджикистана и гражданина Китая. На какой максимальный срок может быть заключен трудовой договор с каждым из указанных граждан? Требуется ли получение каких-либо разрешительных документов: если да, то каких конкретно.

 

Задача 2

Д. было отказано в приеме на работу в Нижнем Новгороде в связи с отсутствием регистрации по месту жительства. Д. обратился в суд, так как считал, что ему отказано по дискриминационным мотивам, что противоречит принципам трудового права. Согласны ли вы с Д.? Аргументируйте свою позицию.

 

Задача 1

По требованию работников в текст коллективного договора ООО «Авангард» включено положение о возникновении у работников права на отпуск после 11 месяцев непрерывной работы. Таким образом работники хотели оградить себя от необходимости спорить с новыми сотрудниками о праве отгулять отпуск в летнее время. Зимой на предприятие устроился З., который, отработав шесть месяцев, подал заявление о предоставлении отпуска, указывая на статью 122 ТК РФ. Директор отказал ему, ссылаясь на коллективный договор и на инициативу именно трудового коллектива по включению условия об отработке 11 месяцев перед отпуском. З. ответил, что такой коллективный договор является недействительным. Кто из них прав?

Задача 2

Действующий в организации коллективный договор был подписан год назад. Работница Л., поступившая на работу в августе этого года, решила воспользоваться правом, зафиксированным в коллективном договоре, в соответствии с которым матерям первоклассников предоставляется дополнительный выходной день 1 сентября. Начальник отдела кадров указала Л. на то, что, коллективный договор на нее пока не распространяется, так как решение по вновь принятым работникам в отношении их присоединения к коллективному договору должно быть принято на очередном общем собрании работников. Кроме того, даже после этого, Л. нужно будет отработать год, чтобы норма о предоставлении дополнительного выходного дня стала ее касаться. Права ли начальник отдела кадров?

 

Задача 1

Проходя мимо стройки, И. увидел объявление о приеме на работу разнорабочих. Он зашел на стройку и поговорил с прорабом. Тот сказал, что И. может приступать к работе, если принесет трудовую книжку и заявление о приеме на работу, которые будут направлены в управление «Стройтрест» для оформления трудового договора. И. принес все документы, а на следующий день приступил к работе. Через месяц он узнал, что приказа о приеме на работу нет, поскольку директор стройуправления отказался подписывать с ним трудовой договор, ссылаясь на предстоящее сокращение штатов. Может ли И. требовать оформления трудовых отношений с данной организацией и почему?

 

Задача 2

Работник организации В. был уволен за прогул приказом работодателя 3 апреля сего года. На работу после 3 апреля В. не выходил, подпись работника на приказе об увольнении отсутствует. Через два месяца после увольнения, узнав от знакомого — коллеги по прежней работе, что работодатель не оформил никаких актов о прогуле, работник решил обжаловать в суд решение работодателя об увольнении. Каким образом будет решено дело в суде?

 

Задача 1

Парикмахер салона красоты «Лесная фея» П. иногда работала, не переодеваясь в униформу с символикой фирмы. Директор салона неоднократно указывала ей на необходимость носить форму, мотивируя это тем, что данная обязанность работников зафиксирована в Правилах внутреннего трудового распорядка фирмы. Тем не менее П. снова появилась на рабочем месте без формы, после чего ей был объявлен выговор. Вправе ли директор была применить к П. дисциплинарное взыскание?

 

Задача 2

Б. решил самостоятельно создать ООО, при этом назначил себя директором. После этого он принял на работу в ООО пятерых сотрудников. Кем является Б. по действующему законодательству — работником или работодателем?

 

Задача 2

Перед увольнением работник К. должен был сдать предоставленный работодателем для поездок по работе автомобиль. К. пригнал автомобиль в гараж в день увольнения и, пока начальник гаража обедал, оставил его в гараже по договоренности с охранником. Последний расписался в том, что машина работником возвращена. В отделе кадров работнику была выдана трудовая книжка, деньги — перечислены на карточку бухгалтерией. На следующий день начальник гаража сообщил директору, что на машине обнаружены значительные повреждения: вмятины, неработающие габариты, разбита приборная панель. Директор потребовал начать процедуру привлечения К. к материальной ответственности. Возможно ли это? Дайте заключение юриста организации по данному вопросу.

 

     6.4.3.      Характеристика оценочного средства «Эссе»

Пример экзаменационного билета

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Юридический факультет: кафедра гражданского права и процесса

Дисциплина «Трудовое право»

БИЛЕТ № 1

1. Предмет, метод и система трудового права.

2. Расторжение трудового договора по п.1,2 ст.81 ТК РФ.

3. Задача.

Зав. кафедрой ___________________________________В.И. Цыганов

 

 Составители билетов,к.ю.н., доцент_______________ Соловьева С.В.

                       ___________Филипова И.А    

Задача

Н. работал слесарем на автопредприятии. 10 июля он был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора за отсутствие 8 июля на рабочем месте в течение 2 часов. Указанное взыскание Н. не обжаловал. 16 августа Н. отсутствовал на рабочем месте в течение 3 часов без уважительных причин. 18 августа приказом директора Н. был уволен по п. 5 статьи 81 ТК РФ. Не согласившись с увольнением, Н. обратился в суд с заявлением овосстановлении на работе. Какое решение должен принять суд? Почему?

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Трудовое право»

а) основная литература

1. Трудовое право России : учебник для бакалавров / отв. ред. Ю. П. Орловский. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 858 с. - http://urait.ru/catalog/383608

2.Трудовое право : учебник для академического бакалавриата / Р. А. Курбанов [и др.] ; под общ.ред. Р. А. Курбанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 409 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01118-0. — Режим доступа :www.biblio-online.ru/book/9E439102-EDBC-4FCF-BD75-9817D1C49DC5

3.Филипова И.А., Соловьева С.В. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников. Учебное пособие для студентов ННГУ, обучающихся по направлению 030900 «Юриспруденция» / ответственный редактор И.А. Филипова. Нижний Новгород, 2013.(25 экз.)

 

б) дополнительная литература

1. Петров, А. Я. Ответственность по трудовому праву + доп. Материал в эбс : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. Я. Петров. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 303 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04830-8.(ЭБС Юрайт, адрес доступа:https://www.biblio-online.ru/book/43CD7B60-8124-47CE-8022-7138581FC74F)

2.Головина, С. Ю. Трудовое право : учебник для академического бакалавриата / С. Ю. Головина, Ю. А. Кучина ; под общ.ред. С. Ю. Головиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 314 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00340-6. — Режим доступа :www.biblio-online.ru/book/A3972EC3-7618-4C18-8A57-C4E3C766CE04

 3.Гейхман, В. Л. Трудовое право : учебник для вузов / В. Л. Гейхман, И. К. Дмитриева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 432 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-5078-6. — Режим доступа :www.biblio-online.ru/book/8B294FD5-F0F4-4B7E-A393-248B87056222

4.Трудовое право в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. П. Орловский [и др.] ; отв. ред. Ю. П. Орловский. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 285 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03590-2. — Режим доступа :www.biblio-online.ru/book/D28C2FE6-F8C9-42FC-A154-5EC5CC86D158

5.Трудовое право в 2 т. Том 2. Особенная часть. Международно-правовое регулирование труда : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. П. Орловский [и др.] ; отв. ред. Ю. П. Орловский. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 506 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03592-6. — Режим доступа :www.biblio-online.ru/book/E7CA90F8-E7FB-493B-9867-4BB9ADF9A546

6.Соловьева С.В., Филипова И.А. Трудовое право России: Практикум/ отв. ред. к.ю.н., доцент И.А. Филипова. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

•     www.duma.ru – Федеральное Собрание РФ

•     duma.gov.ru – Государственная Дума РФ

•     government.ru – Правительство РФ

•     ksrf.ru – Конституционныий Суд РФ

•     vsrf.ru – Верховныий Суд РФ 

•     notariat.ru – Федеральная нотариальная палата

•     www.nnp52.ru – Нижегородская нотариальная палата

•     garant.ru – «Гарант»

 

Нормативно-правовые акты:

Доступ к актуальным версиям приведенных ниже нормативно-правовых актов осуществляется через справочные правовые системы «КонсультантПлюс» (адрес для доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=home) и «Гарант» (адрес для доступа: http://www.garant.ru ).

Доступ к этим правовым системам можно также получить в читальных залах Фундаментальной библиотеки ННГУ.

1. Конституция Российской Федерации с учетом внесенных поправок // СПС КонсультантПлюс.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая): федеральный закон Рос. Федерации от 26 января 1996 №14-ФЗ (с послед.изм. и доп.)// СЗ РФ.- 1996. - № 5. -ст.410;

3. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001(с послед.изм. и доп.) // СЗ РФ.- 2001.- № 44.- ст. 4147

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (с послед.изм. и доп.) // СЗ РФ.- 2000.- № 32.- ст.3340

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с послед.изм. и доп.) // СЗ РФ.- 2002. №1.- ст. 3.

 

8.    Материально-техническое обеспечение дисциплины «Трудовое право»

 

Дисциплина «Трудовое право» обеспечена всей необходимой материальной базой. Для проведения лекций по данной дисциплине имеется лекционная аудитория площадью 221 кв.м. оснащённая демонстрационным мультимедийным оборудованием и укомплектованная специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования. Также имеются в необходимом количестве аудитории для проведения семинарских занятий, в том числе для занятий по методу «круглого стола». Они также оснащены мультимедийным оборудованием.

Имеются два компьютерных класса, по 15 компьютеров каждый, все компьютеры имеют базу «КонсультантПлюс», снабжены выходом в интернет, обеспечивают доступ в электронную информационно-образовательную среду организации.

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВОс учетом рекомендаций и ОПОП ВОпо направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»

 

Авторы __________________________к.ю.н., доценткафедры гражданского права и процесса Соловьева С.В. _______________

к.ю.н., доценткафедры гражданского права и процесса Филипова И.А._______________

управляющий Юридической компанией «Маслов и партнеры» Маслов А.А. _______________________

 

Рецензент (ы) _____________________к.ю.н., доцент кафедры конституционного и муниципального праваРомановская Л.Р. _______________________

 

Заведующий кафедрой к.ю.н., доцент В.И. Цыганов_________________

 

Программа одобрена на заседании методической комиссии юридического факультетаот 22.06.2018 года, протокол № 22.

 

Председатель методической комиссии: к.ю.н., доцент Н.Е. Сосипатрова____________

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательскийНижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Юридический факультет

 

УТВЕРЖДАЮ:

Декан юридического факультета _____________ /В.И. Цыганов/

«28» июня 2018 г.

 

 

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Трудовое право

(наименование дисциплины (модуля))

Уровень высшего образования

Бакалавриат

(бакалавриат / магистратура / специалитет)

Направление подготовки / специальность

40.03.01 «Юриспруденция»

 (указывается код и наименование направления подготовки / специальности)

Направленность образовательной программы

Гражданско-правовой профиль

(указывается профиль / магистерская программа / специализация)

Квалификация (степень)

Бакалавр

(бакалавр / магистр / специалист)

Форма обучения

Очная; очно-заочная

 (очная / очно-заочная / заочная)

 

 

Нижний Новгород

2018 год

1.Место и цели дисциплины (модуля) в структуре ОПОП

Дисциплина «Трудовое право» Б.1.Б.16 относится к дисциплинам первого блока, базовой части, является обязательной для освоения в третьем и четвертом семестрах второго года обучения.

Целями освоения учебной дисциплины «Трудовое право» являются формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в области правового регулирования трудовых и тесно с ними связанных отношений.

Трудовое право согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (степень «бакалавр») включен в базовую (обязательную) часть профессионального цикла (Б.3), что свидетельствует о логической взаимосвязи с предметами гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1) и модулями информационно-правового цикла (Б.2).

 

       2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников)

Выпускник, освоивший дисциплину, должен обладать следующими компетенциями:

способен работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

 

Формируемые компетенции (код компетенции, уровень освоения – при наличии в карте компетенции) Планируемые результаты обучения по дисциплине, характеризующие этапы формирования компетенций
ОК-6 – Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные (этап освоения – начальный, базовый) З1 (ОК-6)- Знать - концепции социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; -содержания толерантного поведения; -основ командообразования и проектной деятельности; - основ конфликтологии и методов разрешения конфликтов, основ медиации У1 (ОК-6)Уметь - взаимодействовать с представителями иных социальных, этнических, конфессиональных и культурных групп; - работать в коллективе по решению конкретных проектных задач; -содействовать конструктивному взаимодействию в процессе совместной деятельности по решению проектных задач; -использовать способы и методы преодоления конфликтных ситуаций В1 (ОК-6)Владеть - навыками толерантного поведения; - навыками командной работы; - навыками реализации совместных творческих проектов; -навыками предупреждения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в процессе совместной деятельности
ПК-1 способность участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (этап освоения – начальный, базовый) З1 (ПК-1)Знать природу и сущность норм права; -основные закономерности возникновения, функционирования и развития норм права, историческую сущность и основные функции норм права; -механизм и средства правового регулирования и реализации основных правовых институтов права; -особенности законодательного процесса, а также процесса формирования законов , подзаконных и локальных актов различных уровней, а также статус субъектов, принимающих в нем участие; -структуру нормативно-правового акта, правила его действия во времени, пространстве и по кругу лиц; -процедуру внесения изменений в нормативно-правовые акты и их отмены. У1(ПК-1) Уметь обосновывать необходимость принятия и разработки нормативно-правовых актов; -определять место нормативно-правового акта в системе источников права; -логично и последовательно распределять содержание нормативно-правового акта по главам, статьям, пунктам и подпунктам; -применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации. В1 (ПК-1) Владеть навыками анализа перспектив принятия разрабатываемого нормативно-правового акта;  сбора и обработки информации для разработки нормативно-правового акта; сопоставления содержания разрабатываемого нормативно-правового акта с нормативно-правовыми актами, ранее регулировавшими подобные правоотношения;  лаконичного и недвусмысленного изложения юридических норм.
ПК-5 способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;                   (этап освоения – начальный, базовый) З1 (ПК-5) Знать: систему права и систему законодательства в целом, основные особенности действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, способы преодоления пробелов и разрешения коллизий в праве. У1 (ПК-5) Уметь: анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения, толковать и правильно применять юридические нормы. В1 (ПК-5) Владеть: навыками работы с правовыми актами, навыками анализа юридических фактов и правоотношений.
ПК 13 способность правильно и полностью отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации   (этап освоения – начальный, базовый) З1 (ПК 13)Знать: как четко и лаконично формулировать и письменно излагать свои мысли У1 (ПК-13) Уметь: использовать правила правильного и полного отражения результатов профессиональной деятельности в юридической и иной документации -применять грамотную письменную речь и навыки составления различных юридических документов В1 (ПК-13) Владеть: правилами правильного и полного отражения результатов профессиональной деятельности в юридической и иной документации -грамотной письменной речью при составлении различных юридических документов
ПК 16 способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;   (этап освоения – начальный, базовый) З1 (ПК-16)Знать понятие толкования нормативных правовых актов; - способов толкования и их значение для правоприменительной деятельности; - норм материального и процессуального права; - положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; - правил построения юридического заключения; -требований, предъявляемые к юридическим консультациям У1 (ПК-16)Уметь: собирать сведения, необходимые для более полного толкования нормативных правовых актов; - отличать положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции; - применить при даче юридического заключения и юридической консультации нормы материального и процессуального права В1 (ПК-16) Владеть: навыками формулирования выводов по итогам толкования нормативных правовых актов; - составления плана планируемой юридической экспертизы; - работы с нормативными правовыми актами; -подготовки юридических заключений и юридических консультаций

 

3. Структура и содержание дисциплины «Трудовое право»

Форма обучения: очная

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____9__ зачетных единиц, всего __324_____часа, из которых__127____часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (62__часа занятия лекционного типа, __62____часа занятия семинарского типа (семинары, научно-практические занятия, лабораторные работы и т.п, текущий контроль –3 часа.), 54 часа –мероприятия промежуточной аттестации, __143____часа составляет самостоятельная работа обучающегося.

 

Наименование модуля дисциплины

Всего часов

В том числе

Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем)

Самостоятельная работа обучающегося

лекции

семинары

всего

Очная Заочная очная заочная очная заочная очная заочная Очная Заочная
Тема 1.Трудовое право как отрасль Российского права. Предмет, метод и система трудового права 17   4   4   8   9  
Тема 2. Принципы и источники трудового права 17   4   4   8   9  
Тема 3.Субъекты трудового права 17   4   4   8   9  
Тема 4.Правоотношения в сфере трудового права 13   -   4   4   9  
Тема 5.Социальное партнерство в сфере труда 17   4   4   8   9  
Тема 6. Правовое регулирование трудоустройства и занятости 20   4   4   8   12  
Тема 7. Трудовой договор 46   12   12   24   22  
Тема 8. Рабочее время и время отдыха 17   4   4   8   9  
Тема 9. Оплата и нормирование труда. Гарантии и компенсации 19   6   4   10   9  
Тема 10. Трудовой распорядок. Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность 17   4   4   8   9  
Тема 11. Материальная ответственность сторон трудового договора 17   4   4   8   9  
Тема 12.Охрана труда 17   4   4   8   9  
Тема 13. Защита трудовых прав работников 17   4   4   8   9  
Тема 14. Трудовые споры 20   6   4   10   10  
В т.ч. текущий контроль 3       3          
Промежуточная аттестация

Экзамен

Форма обучения: очно-заочная

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____9__ зачетных единиц, всего __324_____часа, из которых __63____часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (30__часов занятия лекционного типа, __30____часов занятия семинарского типа (семинары, научно-практические занятия, лабораторные работы и т.п,),3 часа – текущий контроль, __225____часов составляет самостоятельная работа обучающегося.

Очно-заочная форма

Наименование модуля дисциплины

Всего часов

В том числе

Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем)

Самостоятельная работа обучающегося

лекции семинары всего
Очно- заочная Очно- заочная Очно- заочная Очно- заочная Очно- Заочная
Тема 1.Трудовое право как отрасль Российского права. Предмет, метод и система трудового права 14 2 2 4 10
Тема 2. Принципы и источники трудового права 12 - 2 2 10
Тема 3.Субъекты трудового права 14 2 2 4 10
Тема 4.Правоотношения в сфере трудового права 22 - 2 2 20
Тема 5.Социальное партнерство в сфере труда 14 2 2 4 10
Тема 6. Правовое регулирование трудоустройства и занятости 14 2 2 4 10
Тема 7. Трудовой договор 40 6 4 10 30
Тема 8. Рабочее время и время отдыха 24 2 2 4 20
Тема 9. Оплата и нормирование труда. Гарантии и компенсации 24 2 2 4 20
Тема 10. Трудовой распорядок. Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность 24 2 2 4 20
Тема 11. Материальная ответственность сторон трудового договора 24 2 2 4 20
Тема 12.Охрана труда 16 2 2 4 12
Тема 13. Защита трудовых прав работников 17 2 2 4 13
Тема 14. Трудовые споры 26 4 2 6 20
В т.ч. текущий контроль 3        
Промежуточная аттестация Экзамен

 

Содержание дисциплины «Трудовое право»

ТЕМА 1. Трудовое право как отрасль российского права. Предмет, метод и система трудового права

 

   Понятие и виды труда, его роль в развитии общества. Формы общественной организации труда.

   Понятие трудового права как отрасли права и его место в общей системе российского права. Соотношение трудового права и других отраслей права, регулирующих отношения, связанные с применением труда. Трудовое и гражданское право: отграничение предмета регулирования, общие и различные черты метода регулирования. Трудовое и административное право: общее и особенное в предмете и методе регулирования. Трудовое право и право социального обеспечения. Соотношение отрасли трудового права с категориями публичного и частного права.

   Становление и развитие трудового права. Основные этапы реформы трудовых отношений в Российской Федерации.

   Цели и задачи трудового права.

   Характерные признаки предмета трудового права. Трудовые и иные тесно с ними связанные общественные отношения, входящие в предмет регулирования трудового права.

   Особенности метода трудового права, основные специфические черты метода трудового права.

Основные функции трудового права: понятие и классификация.

Понятие системы трудового права как отрасли права, основные элементы системы. Институты трудового права.

Предмет, метод и система науки трудового права. Соотношение с другими общественными науками.

Трудовое право как учебная дисциплина.

Тенденции развития трудового права в Российской Федерации.

 

ТЕМА 2. Источники и принципы трудового права

   Понятие и виды источников права. Источники трудового права и правовые акты применения трудового законодательства. Классификация источников трудового права по степени их важности и субординации, по системе трудового права, ее институтам, по органам, принявшим нормативный правовой акт, по форме акта, по сфере их действия.

   Основные нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые и тесно с ними связанные общественные отношения.

   Конституция Российской Федерации - основной источник трудового права. Федеральные конституционные законы в системе источников трудового права.             

   Международные договоры, соглашения и конвенции по вопросам труда, участницей которых является Российская Федерация.

   Законодательные акты федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно с ними связанных отношений.

  Трудовой кодекс Российской Федерации: структура и содержание. Характеристика основных текущих федеральных законов, законов Нижегородской области, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

  Подзаконные нормативно-правовые акты. Указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные акты Министерства здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости. Подзаконные нормативно - правовые акты, принятые на уровне Нижегородской области.

  Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права.

  Регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке.

Социально-партнерские соглашения о труде.

Коллективный договор.

      Понятие локального нормативно-правового акта. Основные виды локальных нормативно-правовых актов.

      Соотношение законодательного и договорного регулирования социально-трудовых отношений.

Нормативные акты бывшего Союза ССР.

  Судебная практика. Роль постановлений Высших судебных органов Российской Федерации в применении и толковании норм трудового права.

  Сфера действия трудового законодательства. Действие нормативно-правовых актов о труде во времени, в пространстве, по кругу лиц. Единство и дифференциация трудового права. Общее и специальное законодательство о труде.    Понятие правовых принципов. Их классификация. Общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы, внутриотраслевые (принципы институтов права).

    Принципы правового регулирования труда (межотраслевые) и принципы трудового права (отраслевые). Их краткая характеристика и взаимосвязь. Значение принципов. Международные принципы в сфере труда.

    Содержание основных принципов трудового права. Критерии их классификации. Гарантии соблюдения принципов трудового права.

Межотраслевые принципы: свободы труда и возможности свободно распоряжаться своими способностями к труда, запрета принудительного труда, равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности языка, защиты от безработицы, право на охрану здоровья, право на образование, право на объединение, обеспечение права человека на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, охраны достоинства личности государством, принцип запрета осуществления прав и свобод человека с нарушением прав и свобод других лиц, принцип гарантированности социального обеспечения, установленного законом – реализация их в трудовом законодательстве.

    Значение принципов правового регулирования труда.

 

Дата: 2019-02-24, просмотров: 292.