Школа Римпа образуется в эпоху Эдо, 1614-1868г. Это последний период развития классического искусства Японии, столица – Токио, у власти династия Току Гава (военачальники). Самоизоляция, замкнутые сословия. Номинальная глава государства – император, двор в Киото (образовалось два центра). Большое влияние у городов, горожане (торговцы и ремесленники и люди, не входившие в сословия (актеры)). Этот большой слой не интересовал искусство, но возникла потребность формирования городской культуры. В Киото существовала традиционная культурная ветвь, направленная на сохранения традиций. Идеалы ретроспективны.
Школа художников Римпа (Сотацу-Корина). Связаны родством со старыми дзенскими мастерами, это во многом стало определяющим. Живопись, керамика, каллиграфия, кимоно и др.
Хонами Коэцу, Лотосы. Он каллиграф, поэтому чередовал изображения и каллиграфию.
Таварая Сотацу, 1п 17в. «Боги ветра и грома» - динамичная упругая линия, многоцветие, чудные персонажи. «Придворные танцы». «Гендзи-моногатари» - театрализованная зрелищность, пейзаж как кулисы, пространство условно, детали точные.
Ти Джи. Бамбук и цветущая слива – это альбомный лист (небольшой, квадратный), напоминает предпочитаемый формат хейянского периода.
Огато (или Хоннами) Коэцу, 1п 17в. Один из ранних художников школы, керамика и каллиграфия. Чаша типа Се То, видны дефекты материала при обжиге, спонтанное поведение глазури, натеков – все это получает эстетическое восприятие. Шкатулка для письменных принадлежностей, изображает понтонный мост. Коробочка из золотого лака, сам «мост» из металлической пластины. Предмет воспринимается сразу объемно – это характерно для школы, элементы рисунка перетекают с одной грани на другую. В соавторстве с Сотацу выполнял живописные композиции. Сотацу рисует живопись, Коэдзу – каллиграфию. Есть явное обращение к хейянскому периоду, когда каллиграфия дополнялась живописью. У них есть 4 полотна: по временам года. Они активно использовали позолоченные и посеребренные фоны. Композиции декоративные, но и величественные.
Сотацу. Также создавал самостоятельные произведения без каллиграфии. Есть многостворчатые ширмы. Ширма Секия, посвящена одной из глав повести о Гэндзи. Опять же тематика повести вновь возрождается в живописи 17-18в. Впервые здесь тематика повести отразилась в таком декоративном предмете. Фон – сусальное золото, краски максимально приближены к хейянской традиции (малахит, охра, индиго и другие красители). Но, у него все равно другое осмысление, в основном, декоративное.
Также использовали и другие литературные произведения. Повесть об Иса Манаготами (много галантных романтических мотивов, тоже хейянский мотив). Отсюда мотив пруда, заросшего ирисами и, проложенный через пруд мостик из 8 досок. Здесь Огато Корин – самый известный матер, который дал название школе. Работал в 1п 18в. Жанровая широта велика.
Огато Корин (1658-1716г), Шкатулка для письменных принадлежностей. Здесь сочетаются мотив ирисового пруда и мотив мостика из 8 досок. Доски из олова (инкрустация). Черный лак на фоне, зелень ирисов – золотой лак, сами ирисы – инкрустация перламутром. Мостик (8 дощечек) обходят всю шкатулку со всех сторон). Предмет двигался и поворачивался в руках, этому соответствует жизнь элементов и фонов. Веер с ирисами и началом мостика. Веер круглый, для домашнего употребления. Веер с летней травой. Классический набор летных цветов (колокольчики, длинные травы, кистевидные соцветия), но старые мотивы в творчестве Рин приобретают особую декоративную законченность. За этим искусством стоит образование, соответственно, глубина мысли. Но они также очень легкие по эмоциям. Кимоно. Летнее, там в основном синие и белые цвета. Мотивы летных цветов и трав. В кимоно почти нет криволинейных линий и вырезов, поэтому оно идеально для росписи художника. «Красные и белые цветы сливы». Парные двустворчатые ширмы. Зимне-весенний мотив. Слива символизирует женственность, это может символизировать разные стороны женской натуры: красная – супруга, белая – скорбящая, монашествующая или другие варианты. Но все очень легко, символика не отягощает зрителя. Золотой фон, есть еще какой-то круглящийся поток с черно-золотыми завитками. Используется техника тарасикоми (влажные капли) и мокоцу (без контуров). Ширма Ирисы. Яркие синие цветы. 1п парных шести створчатых ширм. Большой формат, если выставить на пол, могут создать выгородку или замкнуть пространство вокруг человека. Расположение растений – зигзагообразные группы – важная примета периода. Ширма должна была стоять зигзагом, грани образовывали углы, то же самое проделывают и ирисы. Накладываются два зигзага: объемный и изображенный, создают довольно сложный ритм. Золотой фон. Используются эффекты растекания красок, цветы получаются мягкими, бархатистыми, обвислыми. Но эта роспись не претендует на реалистичность, так как все дано очень отвлеченно. Керамический поднос. Огато Кендзан – керамист, Корин расписал. Роспись в стиле живописи тушью, монохромная. Хорошо узнаваем квадратный альбомный лист южно сунского времени, это и персонаж тот же: ученый в костюме китайского мудреца (Ли Ди), он смотрит на пару уток, резвящихся в воде. Уточки – аллегория супружеского счастья. Возможно, поднос – это подарок на бракосочетание.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 264.