(концепция и содержание)
Документ был опубликован для широкого обсуждения на сайте Минобрнауки России
15 02.2013 г.
Содержание
Преамбула
1. Область применения
2. Цель применения
3. Термины и определения применительно к педагогу
4. Содержание профессионального стандарта педагога
4.1.Часть первая: обучение
4.2.Часть вторая: воспитательная работа
4.3.Часть третья: развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
4.4.Часть четвёртая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования
4.5.Часть пятая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе
5. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога
6. Заключительные положения
7. Приложения
Приложение 1. Расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности при создании необходимых и достаточных
Приложение 2. Психолого – педагогические требования к квалификации
Приложение 3.
Часть А. Профессиональный стандарт учителя математики и информатики
Часть Б. Профессиональный стандарт учителя русского языка
Приложение 4. Рекомендации по внедрению профессионального стандарта педагога
Комментированное чтение — известный методический приём, применяемый в тех случаях, когда учащиеся еще не овладели навыками самостоятельного анализа текста. Многочисленные вопросы, ошибочные скоропалительные выводы и оценочные суждения, высказанные в ходе обсуждения профессионального стандарта педагогической деятельности, заставляют обратиться к этому старому как мир приёму. Отмечу по крайней мере три обстоятельства, побудившие дать развёрнутый комментарий к ряду положений концепции профессионального стандарта.
Во-первых, любой документ, как бы подробно он ни был составлен, не может отразить все нюансы и тонкости реальной жизни. Поэтому развёрнутый комментарий ориентирует всех заинтересованных участников на то, чтобы они проявляли максимальную гибкость и реалистичность при внедрении профстандарта.
Во-вторых, комментарий важен потому, что педагогам и руководителям образовательных организаций необходимо знать общий контекст планируемых масштабных преобразований. В противном случае у них будет складываться впечатление, что, предъявляя непомерные и непосильные требования, государство оставляет педагогов один на один с новыми угрозами и вызовами времени. В такой ситуации каждый солдат должен знать не только свой манёвр, но также общий стратегический план командования и понимать, какие ресурсы в помощь ему предполагается задействовать в ходе продвижения к поставленной цели.
И, наконец, в-третьих, надеюсь, что комментарий будет способствовать выработке у читателя осознанной личностной позиции по отношению к профессиональному стандарту педагога.
Преамбула
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В деле обучения и воспитания, во всем школьном нельзя улучшить, минуя голову учителя» К. Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобождён от тотального контроля.
Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.
Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ) относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребёнком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.
Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. В перспективе предполагается расширить сферу применения профессионального стандарта педагога, введя специальности: педагог дополнительного образования и педагог системы профессионального образования. Учитывая необходимость работы в образовательных организациях с детьми, имеющими проблемы в развитии и ограниченные возможности, планируется рассмотреть введение дополнительных специальностей: педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог), осуществляющий свою деятельность в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе, тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребёнка-инвалида, и т. п. Таким образом, профессиональный стандарт педагога является открытым документом, который может быть дополнен и расширен.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии её оценки.
С учётом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога.
Различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому в рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т. п.), так и специфику реализуемых и школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т. п.). Наполнение региональной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога потребует совокупных творческих усилий учителей, администраторов, родительской общественности, экспертного сообщества и должно быть принято и утверждено на основе консенсуса.
Стремление к достижению консенсуса в общество по вопросу введения профессиональною стандарта педагога заложено в процесс его разработки, апробации и внедрения, начиная с широкого обсуждения проекта документа, заканчивая определением окончательных сроков его введения.
Для обеспечения действенного общественного контроля на всех этапах работы над профессиональным стандартом предлагается в полной мере задействовать механизмы государственно-общественного управления. С этой целью предполагается создать независимую общественную ассоциацию «Профессиональный стандарт педагога — 2013», наделив её необходимыми правами и полномочиями.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 254.