Профессиональный стандарт педагога
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(концепция и содержание)

 

Документ был опубликован для широкого обсуждения на сайте Минобрнауки России

15 02.2013 г.

Содержание

Преамбула

1. Область применения

2. Цель применения

3. Термины и определения применительно к педагогу

4. Содержание профессионального стандарта педагога

4.1.Часть первая: обучение                                 

4.2.Часть вторая: воспитательная работа           

4.3.Часть третья: развитие (личностные качества и профес­сиональные    компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)                                                       

4.4.Часть четвёртая: профессиональные компетенции педа­гога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования                                            

4.5.Часть пятая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе              

5. Методы оценки выполнения требований профессио­нального стандарта педагога

6. Заключительные положения

7. Приложения

Приложение 1. Расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, кото­рые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности при создании необходимых и достаточных

Приложение 2. Психолого – педагогические требования к квалификации

Приложение 3.

Часть А. Профессиональный стандарт учителя математики и информатики

Часть Б. Профессиональный стандарт учителя русского языка

Приложение 4. Рекомендации по внедрению профессионального стандарта педагога

 

Комментированное чтение — известный методический приём, применяемый в тех случаях, когда учащиеся еще не овладели навыками самостоятельного анализа текста. Многочисленные вопросы, ошибочные скоропалительные выво­ды и оценочные суждения, высказанные в ходе обсуждения профессионального стандарта педагогической деятельности, заставляют обратиться к этому старому как мир приёму. Отмечу по крайней мере три обстоятельства, побудившие дать развёрнутый комментарий к ряду положений концепции про­фессионального стандарта.

Во-первых, любой документ, как бы подробно он ни был составлен, не может отразить все нюансы и тонкости реальной жизни. Поэтому развёрнутый комментарий ориенти­рует всех заинтересованных участников на то, чтобы они проявляли максимальную гибкость и реалистичность при внедре­нии профстандарта.

Во-вторых, комментарий важен потому, что педагогам и руководителям образовательных организаций необходимо знать общий контекст планируемых масштабных преобразова­ний. В противном случае у них будет складываться впечатле­ние, что, предъявляя непомерные и непосильные требования, государство оставляет педагогов один на один с новыми угро­зами и вызовами времени. В такой ситуации каждый солдат должен знать не только свой манёвр, но также общий страте­гический план командования и понимать, какие ресурсы в помощь ему предполагается задействовать в ходе продвиже­ния к поставленной цели.

И, наконец, в-третьих, надеюсь, что комментарий будет способствовать выработке у читателя осознанной лич­ностной позиции по отношению к профессиональному стандар­ту педагога.

 

 

Преамбула

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В деле обучения и воспитания, во всем школьном нельзя улучшить, минуя голову учителя» К. Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое пе­дагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мо­бильность, способность к нестандартным трудовым дей­ствиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Об­ретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, осво­бождён от тотального контроля.

Существующие громоздкие квалификационные ха­рактеристики и должностные инструкции, сковывающие ини­циативу учителя, обременяющие его формальными требова­ниями (например, предписывающими составлять образова­тельные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ) относит дошкольное образование к одному из уровней об­щего. Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребёнком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В соответ­ствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовы­вать программы дошкольного образования. Отсюда возни­кает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.

Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. В перспективе предполагается расширить сферу применения профессионального стандарта педагога, введя специальности: педагог дополнительного образования и пе­дагог системы профессионального образования. Учитывая необходимость работы в образовательных организациях с детьми, имеющими проблемы в развитии и ограниченные возможности, планируется рассмотреть введение допол­нительных специальностей: педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог), осуществляющий свою деятельность в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе, тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопро­вождение ребёнка-инвалида, и т. п. Таким образом, профес­сиональный стандарт педагога является открытым докумен­том, который может быть дополнен и расширен.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою оче­редь, выдвигает новые требования к квалификации педа­гога. Но от педагога нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неиз­бежно повлечь за собой изменение стандартов его под­готовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Расширяя границы свободы педагога, профессио­нальный стандарт одновременно повышает его ответствен­ность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии её оценки.

С учётом различного уровня квалификации педаго­гов страны предусматривается процедура постепенного, по­этапного введения профессионального стандарта педагога.

Различаются не только уровни квалификации педа­гогов, но и те условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому в рамках профес­сионального стандарта педагога предусматривается введе­ние региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэт­нический состав учащихся и т. п.), так и специфику реализу­емых и школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т. п.). Наполнение региональ­ной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога потребует совокупных творческих усилий учителей, администраторов, родительской общественности, эксперт­ного сообщества и должно быть принято и утверждено на основе консенсуса.

Стремление к достижению консенсуса в общество по вопросу введения профессиональною стандарта педаго­га заложено в процесс его разработки, апробации и внедре­ния, начиная с широкого обсуждения проекта документа, за­канчивая определением окончательных сроков его введения.

Для обеспечения действенного общественного кон­троля на всех этапах работы над профессиональным стан­дартом предлагается в полной мере задействовать меха­низмы государственно-общественного управления. С этой целью предполагается создать независимую общественную ассоциацию «Профессиональный стандарт педагога — 2013», наделив её необходимыми правами и полномочиями.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 250.