Из сказанного следует, что центральное место в работе по развитию практических компетенций на основе нового профессионального стандарта принадлежит организациям, занимающимся повышением квалификации уже работающих педагогов. А они сами сами, в силу разных объективных и субъективных причин, не в лучшем положении. Но другого пути нет и не будет.
Очевидно, что принципы и подходы к изменению содержания и технологии переподготовки педагогов на этих площадках должны быть теми же, что и в педагогических вузах. Разумеется, при этом приходится учитывать то, что обучение проходят не зеленные студенты, а педагоги со стажем работы. В этом по диалектике есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, они, в силу своего стажа и опыта, неизбежно находятся в плену сложившихся педагогических стереотипов. С другой – они, как никто другой, откликаются на живой практический опыт, преимущества которого становятся очевидцы при наглядной демонстрации. Умный человек немедленно пропускает его через себя, делая необходимые выводы. Ели не брать в расчет прагматическую необходимость, связанную с обязательным решением курсов усовершенствования учителей для сохранения высокой квалификационной категории, педагоги приходят в соответствующие центры не для того, чтобы освежить в памяти пожелтевшие студенческие конспекты, хотя именно это им и предлагается в качестве содержания лекций и семинаров.
Практикующим педагогам как воздух необходимы реальные инструменты, позволяющие работать с диверсифицированной аудиторией детей. В глубине души опытные учителя осознают, что на карете прошлого далеко не уедешь, тем более когда рядом педагогическое пространство рассекают современные автомобили. Вот почему они ревниво, придирчиво, с повышенным вниманием наблюдают за работой коллег, владеющих передовыми педагогическими практиками, наматывая на ус их методы и приёмы работы. Сквозь эти практики просвечивают современные теории, с которыми, разумеется, нужно знакомить педагогов, ибо без понимания их сути трудно рассчитывать на осмысленное применение учителем тех или иных технологий. Так педагог постепенно приходит к осознанию старой как мир истины, что нет ничего более практичного, чем хорошая теория.
Тем не менее главной целью переподготовки является все же развитие практических компетенций педагогов. С учётом дефицита специалистов, владеющих передовыми теориями и практиками, требования к центрам повышения квалификации, решившим войти в пилотный проект по освоению нового профессионального стандарта, по сути, аналогичным требованиям, предъявляемым к высшей школе: вхождение в ассоциациях где на разных площадках решаются поставленные задачи постоянное взаимодействие в сети, совместное создание компонента, позволяющего педагогу в дистанционном режиме познакомиться с тем новым, что накоплено в теории и практики и т. д.
Общий вывод очевиден: подготовка и переподготовка, педагогов — главное условие перехода на новый профессиональный стандарт. Именно на это в первую очередь сегодня, должны быть направлены основные усилия специалистов органов управления образованием всех уровней. В противном случае, если это не будет сделано, оправдаются все опасения, страхи и мрачные прогнозы тех работников образования, которые в настоящее время скептически относятся к реальной возможности внедрения нового стандарта в практику.
В доказательство привожу фрагмент из письма умного, ответственного руководителя департамента образования одного из регионов России:
«В целом я отношусь к этому документу как к некоей позитивной фантазии на заданную тему. Мне импонируют сами идеи, амбициозная направленность стандарта. Но я очень сомневаюсь в его реалистичности. Не встречала в жизни учителя, который бы соответствовал всем заявленным в документе требованиям. Универсального педагога на мой взгляд, в реальной педпрактике быть не может. Это утопия. Конечно, элементарные представления учитель может иметь в самой широкой области, но быть одинаково высокопрофессиональным везде и всюду – нет.
Как это часто у нас бывает, проверяющие, не подготовленные достаточно аудиторы «выдергивают» отдельные положения без учета контекста и общего замысла документа и в итоге превращают нормальные идеи в абсурд. В этом я тоже вижу опасность. Беспокоит предлагаемый механизм оценки соответствия учителя требованиям стандарта через внешний и внутренний аудит. Здесь много вопросов.
Также меня беспокоит требование наличия у воспитателей ДОУ высшего образования. Оно, конечно, прекрасно само по себе... В нашем городском дошкольном образовании воспитателей с высшим образованием лишь 26 %. Значит, с 2015 года остальные 74 % должны быть уволены? Среди них есть стажисты, опытные педагоги, которых сегодня практически невозможно мотивировать к учёбе, но которых любят и дети, и родители. Кто будет работать? В тексте стандарта говорится, что «должны быть созданы условия для его (высшего образования) получения без отрыва от своей профессиональной деятельности». Логично. Но вот вопрос: кто должен создать эти условия и за счёт чего? Здесь, безусловно, необходима помощь региональных властей: министерства и института образования. Нужно соответствующее финансирование. Надежды на такую поддержку у меня лично маю. Программ каких-либо на эту тему нет.
Мне думается, что стандарт должен включать в себя некую вводную картинку состояния по ряду позиций сегодняшнего педагогического корпуса. Это также может восполнить местная религиозная власть в отношении своих педагогов, что – бы знать, от чего будет начата реализация стандарта и какими путями она будет идти. Нужна определенная программа. Пока получается, что стандарт противоречит сам себе. Говорится, с одной стороны, о том, что от учителя нельзя требовать топ чему его не учили, а с другой — формулируются именно так* требования. По логике вещей сначала в соответствии с идеями и требованиями стандарта должна перестроиться система высшего педагогического образования и переподготовки учителей а затем постепенно уже может вводиться и сам профессиональный стандарт. И хоте\ось бы, чтобы стандарт касался и оплаты труда, и нагрузки учителя, и условий его труда».
Готов подписаться под каждой фразой. Полностью разделяю как опасения, так и понимание логики внедрения профессионального стандарта, высказанные коллегой. Если данная единственно возможная логика будет нарушена, мы будем иметь дело с очередной профанацией. Собственно говоря, об этом и шла речь выше.
Однако есть ещё одна, пожалуй, самая щепетильная проблема, которую поднимает опытный руководитель, не оторвавшийся от педагогической почвы. Это предлагаемый механизм оценки соответствия учителя требованиям профессионального стандарта через внешний и внутренний аудит. Здесь действительно много острых вопросов, тем более что на горизонте в не таком уж далёком 2018 году — введение «эффективного контракта», на основе которого предполагается осуществлять оплату труда педагога, соответствующую его реальному вкладу в образовательный процесс. Кто и как, руководствуясь какими критериями, будет оценивать этот реальный вклад?
Определившись с общими подходами к оценке квалификации педагога, мы вступаем на тонкий лёд самой острой проблемы, от которой зависит реальное существование педагога, его душевное спокойствие и материальное благосостояние говоря приземлённо, пресловутой процедуры аттестации.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 241.