Тесты для самоконтроля
1. Темп прироста показателя Т рассчитывается:
а) Т0 : Т1 · 100 % - 100 %;
б) Т1 : Т0 · 100 %;
в) Т1 : Т0 · 100 % - 100 %.
2. Темп прироста показателя равен (базисное значение 3 400, отчетное – 3 900):
а) 1,15 %;
б) б) 115 %;
в) в) 15 %;
г) г) 87,2 %.
3. Вид средней величины, с помощью которой определяют среднегодовой темп роста:
а) средняя геометрическая;
б) средняя арифметическая простая;
в) средняя хронологическая.
4. Формула для расчета средней хронологической:
а) = ;
б) = (1/2х1 + х2 + ... + 1/2 хn): n;
в) = (1/2х1 + х2 + ... + 1/2хn): (n – 1);
г) = (х1 + х2 + ... + хn): n.
5. Объединение единиц изучаемой и качественно однородной совокупности в группы – это … .
6. Индекс цен равен (уровень цен в отчетном году вырос по сравнению с базисным на 50 %):
а) 1,05;
б) 1,5;
в) 150;
г) 105.
7. Разбиение выручки от продажи товаров на выручку за 1,2, 3 и 4 кварталы отчетного года является примером:
а) детализации исходной информации;
б) систематизации и классификации данных;
в) группировки данных;
г) построение аналитических таблиц.
8. Сравнение отчетных показателей с показателями предшествующих периодов позволяет определить:
а) динамику и тенденции развития предприятия;
б) причины невыполнения плана;
в) место данного предприятия среди сравниваемых.
9. Товарооборот прошлого года в ценах отчетного равен (товарооборот за предшествующий год – 2 700 тыс. руб., товарооборот отчетного года – 3 300 тыс. руб., изменение цен – (+20 %)):
а) 2 750 тыс. руб.;
б) 2 250 тыс. руб.;
в) 3 240 тыс. руб.;
г) 2 754 тыс. руб.
10. Приемы экономического анализа, с помощью которых определяют изменение показателя в динамике:
а) сравнение;
б) абсолютных разниц;
в) относительные величины динамики;
г) относительные величины структуры;
д) цепные подстановки.
11. Показатели, характеризующие структуру экономического явления:
а) уровни;
б) б) индексы;
в) в) удельные веса.
12. Диаграммы, позволяющие выразить состав изучаемых показателей, удельный вес отдельных частей в общей величине показателя:
а) графики связи;
б) динамические;
в) структурные (секторные).
13. Ранжирование – это:
а) обобщающая величина изучаемой совокупности;
б) объединение единиц изучаемой совокупности качественно однородной группы;
в) упорядочивание ряда показателей.
14. Коэффициент равномерности определяется по формуле:
а) %;
б) ;
в) 100 % - ν.
15. Среднее квадратическое отклонение (СКО) определяется по формуле:
а) %;
б) ;
в) 100 % - ν.
16. Для характеристики разброса (вариации) значений изучаемого показателя во времени и пространстве используют прием:
а) сравнения;
б) относительных величин;
в) величин равномерности;
г) средних величин.
17. Диаграммы, изображающие изменения показателей за анализируемые промежутки времени:
а) структурные (секторные);
б) графики связи (линейные графики);
в) динамические.
18. Для сопоставления результатов деятельности нескольких предприятий (подразделений, филиалов) по различным показателям используется … анализ:
а) многомерный; б) трендовый; в) одномерный.
19. Виды сравнений, применяемые в экономическом анализе, классифицируются:
а) на плановые, отчетные, внутриотраслевые, международные;
б) на внутрихозяйственные, внутриотраслевые, межотраслевые, периодические, нормативные;
в) на базисные, нормативные, между однотипными организациями, международные, с предприятием будущего.
20. Аналитические сравнения делятся на виды по следующему признаку:
а) аспекту сравнения;
б) виду измерителей;
в) сравниваемым ресурсам;
г) масштабу сравнения.
21. Средняя стоимость основных фондов при наличии данных на первое число каждого месяца рассчитывается по формуле:
а) средней арифметической взвешенной по числу дней в периоде;
б) средней геометрической;
в) средней арифметической простой;
г) средней хронологической.
22. Группировки в экономическом анализе применяются для:
а) обобщения типизации явлений и изучения характера связи и взаимозависимости между показателями, явлениями и процессами;
б) изучения характера связи и взаимозависимости между показателями, явлениями и процессами, содержания средних величин и выявления влияния на них отдельных единиц;
в) обобщения явлений и расчета научно-обоснованных средних величин.
23. Обобщающая величина изучаемой совокупности, выражающая типичный уровень изучаемого признака – это:
а) относительная величина;
б) абсолютная величина;
в) средняя величина.
24. Отношение абсолютных величин изучаемого явления друг к другу – это … величина.
25. Величины, характеризующие отношение частей целого друг к другу – это:
а) средние величины;
б) относительные величины сравнения;
в) относительные величины структуры;
г) относительные величины координации.
26. Величины, характеризующие отношение одних и тех же экономических показателей, рассчитанных по двум однотипным предприятиям:
а) средние величины;
б) относительные величины сравнения;
в) относительные величины структуры;
г) относительные величины координации.
27. Действие, с помощью которого устанавливается сходство и различие явлений объективной действительности, – это прием … .
Задача 3.1 На основе приведенной ниже информации определить средний тарификационный разряд повара.
Таблица 1 - Анализ уровня квалификации работников производства на предприятии общественного питания
№ п/п | Разряд | Количество поваров, чел. | Абсолютное отклонение от плана, (+;-) | |
по плану | фактически | |||
А | 1 | 2 | 3 | 4 (3-2) |
1. | 6 | 5,0 | 4,0 | |
2. | 5 | 4,0 | 6,0 | |
3. | 4 | 3,0 | 1,0 | |
4. | 3 | 1,0 | 2,0 | |
5. | Итого | 13,0 | 13,0 | |
6. | Средний тарификационный разряд повара |
Решение:
По плану: ___________________________________________________________________________
Фактически: ___________________________________________________________________________
Задача 3.2 Имеются следующие данные о себестоимости и объемах производства продукции промышленного предприятия (табл. 1).
Таблица 1 - Данные о себестоимости и объемах производства продукции промышленного предприятия
Товар | 2017 | 2018 | ||
Себестоимость единицы продукции, | Произведено тыс. шт. | Себестоимость единицы продукции. | Произведено тыс. шт. | |
А | 220,2 | 63,4 | 242,6 | 52,7 |
Б | 184,4 | 41,0 | 215,1 | 38,8 |
В | 67,7 | 89,2 | 70,8 | 91,0 |
Задание:
Определить:
1) индивидуальные и сводные индексы себестоимости;
2) сводный индекс физического объема продукции;
3) сводный индекс затрат на производство.
Решение:
1. Определим индивидуальные индексы себестоимости по следующей формуле:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определим сводный индекс себестоимости по следующей формуле: ,Для этого произведем дополнительные расчеты:
Таблица 2 - Итоговая таблица расчетных показателей индексов
Товар | 2017 | 2018 | ||||
Себестоимость единицы продукции, | Произведено тыс. шт. | Общая себестоимость | Себестоимость единицы продукции, | Произведено тыс. шт. | Общая себестоимость | |
А | ||||||
Б | ||||||
В | ||||||
Итого |
2. Сводный индекс физического объема продукции определим по следующей формуле:
3. Сводный индекс затрат на производство определим по следующей формуле:
Взаимосвязь между индексами:
,
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 3. 3 На основании приведенной ниже информации необходимо:
1) определить выручку от продажи товаров, а также сумму и уровень расходов на продажу в среднем по объединению;
2) составить группировочную таблицу, определяющую зависимость уровня расходов на продажу от товарооборота (с разбивкой: до 500 тыс. руб., от 501 до 1 000 тыс. руб.; от 1 001 до 1 500 тыс. руб.; от 1 501 до 2 000 тыс. руб.; свыше 2 001 тыс. руб.) и сделать выводы.
Таблица 1 – Исходные данные по объединению, тыс. руб.
№ пред. | Выручка от продажи товаров, тыс. руб. | Сумма расходов на продажу, тыс.руб. |
А | 1 | 2 |
1 | 1 557,0 | 96,7 |
2 | 308,0 | 18,8 |
3 | 626,0 | 53,2 |
4 | 2 917,0 | 196,9 |
5 | 630,0 | 50,4 |
6 | 1 732,0 | 69,8 |
7 | 1 106,0 | 70,8 |
8 | 1 254,0 | 75,1 |
9 | 4 812,0 | 194,8 |
10 | 902,0 | 48,3 |
11 | 1 664,0 | 108,2 |
12 | 1 755,0 | 95,4 |
13 | 474,0 | 37,5 |
Таблица 2 - Группировка структурных подразделений по объему выручки от продажи
Группы структурных подразделений по объему выручки от продажи | № предприятия | Выручка от продажи товаров, тыс.руб. | в среднем на одно предприя-тие, тыс. руб. | Расходы на продажу, тыс. руб. | в среднем на одно предприятие, тыс. руб. | уровень в % к выручке от продажи |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6· |
Итого по группе | ||||||
Итого по группе | ||||||
Итого по группе | ||||||
Итого по группе | ||||||
Итого по группе | ||||||
В среднем на 1 предприятие |
Таблица 3 – Анализ зависимости уровня расходом на продажу от размера выручки от продажи товаров по торговому объединению за отчетный период
Группы структурных подразделений по объему выручки от продажи | Кол-во магазинов | Выручка от продажи товаров | Расходы на продажу | |||
всего по группе, тыс. руб. | в среднем на одно предприятие, тыс. руб. | всего по группе, тыс. руб. | в среднем на одно предприятие, тыс. руб. | уровень в % к выручке от продажи | ||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задача 3.4 Произвести анализ 30 самых надежных среди малых и средних коммерческих банков одного из регионов применяя метод группировок. В качестве группировочного признака взять уставный капитал, образовав 4 группы с равными интервалами.(I =(Xmax-Xmin) /4)
Таблица 1 - Основные показатели деятельности коммерческих банков одного из регионов млн.руб.
Таблица 2 - Группировка малых и средних коммерческих банков по величине уставного капитала
№ группы | Группы банков по величине уставного капитала, млн. руб. | № по таблице 1 | Капитал, млн. руб. | Работающие активы, млн. руб. | Уставный капитал, млн. руб. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Итого по группе 1 | ||||||
2 |
| |||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Итого по группе 2 | ||||||
3 |
| |||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Итого по группе 3 | ||||||
4 |
| |||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Итого по группе 4 | ||||||
Всего | ||||||
Таблица 3 - Итоговая группировочная таблица малых и средних коммерческих банков по величине уставного капитала
№ группы | Группы банков по величине уставного капитала | Число банков в группе | Капитал, млн. руб. | Работающие активы, млн. руб. | Уставный капитал, млн. руб. |
Итого |
Рассчитаем абсолютные показатели таблицы 3 в процентах к итогу
Таблица 4 - Структурная группировка малых и средних коммерческих банков по величине уставного капитала
№ группы | Группы банков по величине уставного капитала | Доля группы банков в общем итоге | Структура капитала % | Структура работающих активов, % | Структура уставного капитала, % |
Итого | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Таблица 5- Аналитическая группировка малых и средних коммерческих банков по величине уставного капитала
№ группы | Группы банков по величине уставного капитала, млн. руб. | Число банков в группе | Капитал, млн. руб. | Работаюшие активы . млн. руб. | ||
Всего | В среднем на 1 банк | Всего | В среднем на 1 банк | |||
Итого | - | - | ||||
В среднем на 1 банк |
Сделайте выводы.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 3.5 Производство картофеля в регионе характеризуется следующими данными, млн. тонн:
Годы | Производство картофеля, млн. тонн |
2012 | 84 |
2013 | 78 |
2014 | 83 |
2015 | 85 |
2016 | 82 |
2017 | 86 |
2018 | 89 |
Для анализа производства картофеля в регионе за 2012-2018 гг. вычислите:
1. Абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста по годам и к 2012 году. Полученные показатели представьте в таблице.
2. Среднегодовое производство картофеля.
3. Среднегодовой темп роста и прироста производства картофеля за 2012-2018 гг. Сделайте выводы.
Решение:
1. Определим показатели, характеризующие рост производства картофеля: абсолютные приросты, темпы роста и прироста (по годам и к базисному 2012 году). Формулы для расчета следующие.
Результаты приведем в таблице.
Годы | Производство картофеля, млн. тонн. | Абсолютный прирост, млрд. руб. | Темпы роста, % | Темпы прироста, % | |||
по годам | к базисному году | по годам | к базисному году | по годам | к базисному году | ||
2012 |
|
|
|
|
|
| |
2013 |
|
|
|
|
|
| |
2014 |
|
|
|
|
|
| |
2015 |
|
|
|
|
|
| |
2016 |
|
|
|
|
|
| |
2017 |
|
|
|
|
|
| |
2018 |
|
|
|
|
|
|
2. Среднегодовое производство картофеля определим по формуле:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
3. Среднегодовой темп роста ряда динамики определяется по формуле :
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 3.6 На основании приведенной ниже информации необходимо проанализировать равномерность выполнения плана товарооборота по кварталам отчетного года.
Таблица 1 – Анализ выполнения плана товарооборота в разрезе кварталов отчетного года
Кварталы года | Выручка от продажи товаров, тыс. руб. | Абсолютное отклонение от плана, (+;-) | Степень выполнения плана, % | |
по плану | фактически | |||
А | 1 | 2 | 3 (2-1) | 4 (2:1)100 |
1 квартал | 234,5 | 230,0 | ||
2 квартал | 230,0 | 210,0 | ||
3 квартал | 235,5 | 246,0 | ||
4 квартал | 238,0 | 267,0 | ||
Итого за год | 938,0 | 953,0 |
Таблица 2 – Анализ равномерности выполнения плана товарооборота в разрезе кварталов отчетного года
Периоды | Степень выполнения плана (Хi), % | Хi – | (Хi – )2 | (∑ (Хi – . )2):n | Коэффициент равномерности, % |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 квартал | * | * | |||
2 квартал | * | * | |||
3 квартал | * | * | |||
4 квартал | * | * | |||
Итого |
Примечание. Расчет значения коэффициента равномерности (гр. 5) осуществляется по следующей методике: 100 % - (гр.4 : гр.2) · 100 %.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 3.7 На основании приведенной ниже информации, используя приемы общего анализа, проанализировать динамику выручки от продажи товаров за ряд лет. Дать экономическую оценку выявленным тенденциям изменения.
Таблица 1 - Анализ динамики выручки от продажи товаров по торговой организации за ряд лет
Показатели | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Выручка от продажи товаров в действующих ценах, тыс. руб. | 230,100 | 220,000 | 205,500 | 215,900 | 235,000 |
2. Цепной индекс цен | 1,245 | 1,211 | 1,107 | 1,171 | 1,131 |
3. Базисный индекс цен | |||||
4. Выручка от продажи в сопоставимых ценах, тыс. руб. (стр.1:стр.3) | |||||
5. Абсолютное изменение (тыс.руб.) по сравнению: а) с базисным годом б) предшествующим годом | |||||
6. Темп роста в %: а) к базисному году б) предшествующему году | |||||
7. Среднегодовой темп роста, % |
| ||||
8. Среднегодовой абсолютный прирост, тыс. руб. |
|
Примечания. 1. Базисный индекс цен (стр.3) за каждый год определяется перемножением цепного индекса за текущий и предшествующие годы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 3. 8
Имеются следующие отчетные данные 24 заводов одной из отраслей промышленности:
Таблица 1 - Отчетные данные 24 заводов одной из отраслей промышленности:
Номер завода | Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. руб. | Валовая продукция в сопоставимых ценах, млн. руб. |
1 | 2,24 | 1,5 |
2 | 5,46 | 4,2 |
3 | 4,62 | 4,5 |
4 | 6,86 | 4,4 |
5 | 4,2 | 2,0 |
6 | 7,14 | 4,2 |
7 | 4,34 | 4,0 |
8 | 0,7 | 0,4 |
9 | 4,34 | 3,6 |
10 | 7,84 | 7,9 |
11 | 4,9 | 3,0 |
12 | 1,26 | 0,6 |
13 | 1,4 | 1,1 |
14 | 9,8 | 7,5 |
15 | 6,3 | 5,6 |
16 | 11,34 | 7,6 |
17 | 8,82 | 6,0 |
18 | 7,7 | 8,4 |
19 | 9,24 | 6,5 |
20 | 1,4 | 0,9 |
21 | 6,58 | 4,5 |
22 | 3,78 | 2,3 |
23 | 4,06 | 3,2 |
24 | 9,52 | 6,9 |
С целью изучения зависимости между среднегодовой стоимостью основных производственных фондов и выпуском валовой продукции произведите группировку заводов по среднегодовой стоимости основных производственных фондов, образовав, пять групп заводов с равными интервалами. По каждой группе и совокупности заводов посчитайте:
1) число заводов;
2) среднегодовую стоимость основных производственных фондов всего и в среднем на один завод;
3) стоимость валовой продукции всего и в среднем на один завод;
4) размер валовой продукции на один рубль основных производственных фондов (фондоотдачу).
Результаты представьте в виде групповой таблицы. Напишите краткие выводы.
Таблица 2 - Итоговая группировочная таблица заводов по среднегодовой стоимости основных производственных фондов
Номер группы и интервал | Но-мер заво-да | Число заводов в группе | Среднегодовая стоимость основных производственных фондов в группе, млн. руб. | Среднегодовая стоимость основных производственных фондов в среднем на завод, млн. руб. | Стоимость валовой продукции в группе, млн. руб. | Стоимость валовой продукции в среднем на завод, млн. руб. | Фондоотдача |
|
|
| |||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
по группе |
| ||||||
|
|
| |||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
по группе |
| ||||||
|
|
| |||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
по группе |
| ||||||
|
|
| |||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
по группе |
| ||||||
|
|
| |||||
|
| ||||||
|
| ||||||
|
| ||||||
по группе |
| ||||||
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
|
|
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача3.9 Имеются данные по предприятию
Изделие | Выпуск продукции, шт. q | Цена единицы продукции, руб. p | ||
2017г. | 2018 г. | 2017г. | 2018 г. | |
А | 22000 | 28000 | 2.0 | 1.8 |
Б | 7000 | 12000 | 6.0 | 5.0 |
В | 2000 | 5000 | 20.0 | 18.0 |
Определить:
1) индивидуальные индексы физического объема продукции, цен и товарооборота по каждому изделию;
2) общий индекс товарооборота, агрегатные индексы физического объема и цен;
абсолютные приросты товарооборота за счет изменения объемов производства, цен, за счет совместного действия обоих факторов;
3) показать взаимосвязь показателей.
Решение:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата: 2019-02-24, просмотров: 320.