Постоянный пресс внутренней торговли в стране, директивные требования всемерно удешевлять продукцию неизбежно били по художественному качеству резьбы. Если лучшие работы требовали набора инструмента до тридцати пяти стамесок, то к восьмидесятым годам в «массовке», обходились тремя - пятью. Практика, разрушающая процесс творчества любого народного мастера, сохраняется до сих пор: нормативные документы, что давали «допуски» в доли миллиметров, как при машинной обработке металла, после длительной борьбы отменены, но начали действовать экономические законы рынка. Возможно, благодаря этому точность и выверенность даже свободного растительного узора стала характерной особенностью стиля так называемых авторских или «творческих работ» семидесятых годов. Коллектив, несмотря на затянувшееся «школярство», сохраняя уровень исполнительного мастерства, стремился уйти от засушенности типовых композиций, в которых постепенно добивались возможности варьирования, столь свойственной искусству народного промысла и личностной человеческой природе любого мастера. Т. В. Альхимович, замечательный резчик, вложила много сил в формирование стиля «тщательной резьбы» сложившегося в 50-70-е годы XX века, вводила в него изображения архитектуры, людей, органично соединяя в композиции четко выполненный растительный узор.
В начале 50-х годов, в период пышности и помпезности в искусстве, она создала большую и типичную для своего времени работу «Большой театр». В клеймах по краям блюда - сцены из русских опер и балетов на темы сказок А.С. Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила») и Ершова («Конек-горбунок»), по центру - Большой театр в широком лавровом венке. В творческих работах она не отходила от избранного направления, всегда неожиданно аранжировала в технике абрамцевско-кудринской резьбы и удачно перекладывала на художественный язык поразившие её темы, традиционные формы иных видов русского народного искусства. Определенным явлением стали её декоративные блюда 70-х гг., посвященные русским художественным промыслов.
Совремнная история хотьковского резного промысла, существовавшего на фабрике «Народное искусство», полна драматизма. К началу 90-х годов в результате приватизации он сворачивается. Лучшие резчики «уходили на улицу». Коллекция ассортиментного кабинета, где сосредоточены образцы резных работ начиная с 30-х гг., была свернута. Фабрика ненадолго становится товарной базой мануфактурного производства расписной матрешки в сопредельных районах Московской, Владимирской и отчасти Ярославской областей. Представляемые на Территориальный художественно-экспертный совет работы новоявленных кустарей были невысокого художественного качества. Ориентация арт-рынка 90-х годов на дешевую продукцию оказалась губительной для хотьковского промысла. Варианты матрешек - «подбутыльников» с дорогой абрамцево-кудринской резьбой, аккуратно заполненные растительным узором, не выдерживали конкуренции. Кризис больнее всего ударил по направлению высокохудожественных работ. Но сегодня есть большая надежда, что творчество абрамцево-кудринской хотьковской резьбы найдёт своё возрождение в золотых руках М.В. Ворноскова, правнука знаменитого резчика.
ЛЕКЦИЯ 11.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 298.