Савва Иванович Мамонтов.                                    Елизавета Григорьевна Мамонтова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Но поистине революционными стали начинания в области декоративно-прикладного творчества. Легендарной точкой отсчета стала находка в соседней деревне Репихово резной доски, что принесли летом 1882 года И.Е. Репин и В.Д. Поленов. На широкой подкарнизной доске по сторонам плавного волнообразного побега вырезаны ягоды и розетки. Причем крупные ягоды смотрят вниз, а розетки - солнышки в окружении лапчатых листочков - вверх. Выразительная и лаконичная по композиции работа типична для средней России. Формы орнамента и четкость силуэтов рассчитаны на рассмотрение издалека. Но в архаичном узоре виден не столько резчик - монументалист, сколько мастер-ремесленник, имеющий дело с предметами небольшого размера. В простых технических приемах и лаконичной фактуре геометрической и скобчатой резьбы в мягкой углубленности подобранного резцом фона чувствуются характерные особенности будущей абрамцево-кудринской резьбы. Первый этап художественного образования и воспитания кустарей-резчиков тесно связан с созданием Елизаветы Григорьевны Мамонтовой столярной и резной мастерской в Абрамцеве (1884-1895). По ее инициативе создана школа для крестьянских детей и столярная мастерская. С 1884 года в этой мастерской обучали крестьянских мальчиков. С 1885 г. в ней художественным руководителем работала художница (сестра В. Д. Поленова) Елена Дмитриевна Поленова (1850-1898), собирательница произведений народного искусства. Для становления мастерской работали В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, Н. Я. Давыдова, М. Ф. Якунчикова. Воспитательная и педагогическая деятельность Абрамцевских мастерских являлась своеобразной системой, где этнокультурное образование освящало воспитание профессионального с широким художественным кругозором ремесленника. Профессиональные художники, члены Абрамцевского кружка, раскрывая красоту окружающей природы, открывали детям мир удивительной гармонии.Настойчивое обращение к народному быту, знакомство с красивой традиционной утварью - резным и расписным деревом, вышивкой, ткачеством, гончарными изделиями - заставляли учеников по-новому смотреть и на собственный сельский дом, и на свое повседневное окружение. Так создавалась положительная эмоционально-психологическая атмосфера интереса и любви к народному искусству. Для каждой задуманной вещи приучали делать проект, в котором учитывалось её назначение, определялись тонкости конструктивного решения. Декоративное оформление всегда обладало самоценностью, так как его изменение могло кардинально изменить образ предмета. Высокую планку требований к квалифицированному резчику мальчики преодолевали на практических занятиях.

 

 Е.Д. Поленова, художественный руководитель и педагог столярной мастерской.

Особенно ценилось мастерство исполнения, когда каждая часть украшенного резьбой предмета, даже не видимая сразу, должна быть чисто сработанной. Базовый уровень профессиональной грамотности в атмосфере благожелательной требовательности был достигнут относительно быстро. Ученики стали делать, как взрослые настоящие вещи. Здесь формировалось их мировоззрение художника-мастера. Наши современники высоко ценят духовную сторону деятельности Абрамцевского кружка, которая по сути смогла создать особую культурную ситуацию в районе нового промысла, как базу для возникновения и дальнейшего роста очага русской художественной культуры. Е. Д. Поленова готовила резчикам проекты. За десять лет (1885-1894) ею было создано более ста разработок мебели и отдельных предметов. Ориентация на вкус городского современника позволила создать особый характер абрамцево-кудринской резьбы. Изделия мастерской: мебель, шкатулки, полки, аптечки, пеналы - выполнялись в модном «русском стиле». На формирование его абрамцевской разновидности сказались тонкие наблюдения Е.Д. Поленовой, обнаружившей в русской народной резьбе редкое в мировом искусстве сочетание геометрических и растительных узоров. В декоративной резьбе по дереву преобладает геометризация отдельных мотивов - цветов, листьев, деревьев, и стойкое сохранение их симметричности, как в архаических языческих композициях. Резной и подкрашенный народный орнамент в работах Е.Д. Поленовой крупнее своих народных прототипов. Увеличивая масштаб изображений, художница тем самым обращала внимание зрителя на резные диски с расходящимися лучами-сияниями, на мягкие пластичные движения растительного узора, простую фактуру резного рисунка, покрывающего поверхность мотивов. В обучении резному делу обращает на себя внимание так называемый «бабий ящик». Он был первым профессиональным заданием ученику, уже прошедшего азбуку геометрической резьбы. Простых пропорций коробка-пенал с гладкой дощечкой сдвижной крышки, был приспособлен к хранению всего нужного для рукоделия. А вот снаружи требовалось чисто выполнить: на торцах - по одному квадрату «с сияниями», на боковых стенках - по два. Несомненно, эта традиция сохраняется в крупных геометрических узорах современной трехгранновыемчатой резьбы, что украшают боковые стенки до сих пор создающихся сергиево-посадских шкатулок «с выжигом». Резьба в них, конечно, стала разнообразнее. Долгожителем молодого кустарного промысла стали знаменитые резная аптечка и шкаф с «колонкой». Этот подвесной шкафчик - своеобразная примета конца прошлого столетия. Недаром он хранится в мемориальных музеях Чехова в Мелихове и Гурзуфе. Хороший спрос на изделия способствовал распространению промысла по окрестным селениям. Сами мастера начала XX века, то есть спустя двадцать лет после создания мастерских, полностью оценили замечательный вклад мамонтовского кружка в развитии местного резного промысла. Благодаря грамотной постановке дела резьба быстро укоренилась в Абрамцеве и в окружающих деревнях. Из-за оригинальности и особой, легко узнаваемой «стильности» интерес к произведениям местных мастеров стал проявляться за пределами России. Проводниками этого стиля были мастера, скромно называвшие себя кустарями: Петр и С. Горбачевы, Степан и Алексей Макаровы, Иван и Дмитрий Кузьминых, Егор Конторин, Михаил и Иван Широковы, Гавриил Сергеев, Василий, Михаил и Иван Ворносковы, Алексей Федин, Николай Грязнов, Василий Беззубкин, Николай Торбин, Василий Романов, Иван Проворнов. Обучение в мастерской продолжалось три года, оно было бесплатным, после окончания выпускники получали в подарок верстак и набор инструментов и становились надомниками. По образцам Е. Д. Поленовой мастера изготавливали резные изделия (полочки, шкатулки, рамки, кресла, шкафчики, столы и т.д), которые продавались в специально открытом магазине на Поварской улице в Москве. Среди учеников мастерской был и будущий основатель абрамцево-кудринского промысла Василий Петрович Ворносков.(1876-1940). Пройдя курс обучения, молодой мастер открыл свою мастерскую в деревне Кудрино и стал подлинным создателем художественного направления местной резьбы. С раннего детства он жил в творческой атмосфере Абрамцевского кружка. Самый способный выпускник и, как впоследствии оказалось, хороший менеджер, попал в мастерские в одиннадцатилетнем возрасте. До этого паренёк из деревни Кудрино уже четыре года учился в школе грамоты Е. Г. Мамонтовой. Семь лет обучения (4-е в школе грамотности и 3-и мастерской) дали надёжный старт для развития его таланта. Годы обучения были очень плодотворными, насыщенными необходимой резчику информацией, раскрывающей волшебный мир народного искусства, дающими базисный уровень профессиональной грамотности. Мальчики знакомились с искусством резьбы на подлинных памятниках в специально созданном кабинете образцов, который сами организаторы гордо называли музеем.

Переворот в сознании Василия Ворноскова произошел, когда ему раскрыли глаза на красоту столь привычной, «домашней» геометрической резьбы. Он почувствовал, что столь доступная, простенькая техника является древнейшим способом фиксации человеком своих представлений о вселенной, и что этот мир мужских искусств параллельно существует с архаическим миром женских искусств - ткачеством, плетением и ручной вышивкой. В 1890 году В .П. Ворносков уходит из Абрамцева и налаживает деловые контакты с Сергиево-Посадской столярной мастерской Московского губернского земства. Приложив много стараний, юный Василий Ворносков создаёт сначала небольшое производство в собственном доме в деревне Кудрино. Резные деревянные изделия - шкатулки, ковши, ларцы, шкафчики с полированной резьбой уже отличались от абрамцевских, а также восприняли некоторые особенности сергиевских. Мастера абрамцево-кудринской резьбы производят изделия на столярной и токарной основе с резьбой, удачно сочетая традиционную рельефную резьбу с заоваленным контуром и слегка углубленным фоном с новыми способами обработки дерева. Изделия обрабатывают морилкой и полируют (или покрывают лаком) при этом они приобретают красивую окраску от золотистых до темно-коричневых тонов. Главная же особенность изделий абрамцево-кудринской резьбы по дереву — густой орнамент из изгибающихся ветвей и побегов. Для изготовления изделий используется древесина липы, реже — березы.

Рождение художественных ремёсел и промыслов Радонежья обязано Василию Ворноскову. Свидетельством организаторских способностей и высокого авторитета как мастера резьбы может служить рост его влияния на складывающийся художественный промысел. В тридцать лет - время творческого расцвета, мастер создал в Кудрине (1906) учебную мастерскую, которую закончило 30 мастеров. Выпускники, в свою очередь, организовали собственные артели в своих деревнях. Эта была главная, вторая волна подготовки мастеров и окончательного утверждения промысла абрамцево-кудринской резьбы как самобытного явления народного искусства Подмосковья. 900- е годы - время формирования В.П. Ворносковым собственного характера резьбы. Введенный им в производство новый вариант рельефной резьбы с заоваленным контуром и углубленным, нередко фактурно разделанным «канфаренным» (набойка гвоздиком) фоном, органично вырос из многовековых традиций русской резьбы.

Ворносков Василий Петрович с сыновьями Василием (справа) и Николаем (слева).

Её обогатили простые и остроумные способы отделки - протравы морилками разных оттенков, от темно-коричневого до золотистого, и последующей полировки. Орнаменту «кудринка» присуща мягкость очертаний лапчатых растений, поначалу и наивная архаичность изображений птиц и зверей. Но существуют они не сами по себе, а в растительном мире. Их собирает в компактные группы непрерывное, волнообразное движение растительных побегов. Некоторые видят безусловное родство искусства абрамцево-кудринской резьбы с кистевой росписью, прежде всего с хохломской. Самое главное у них - сходное понимание поверхности предмета как единого декоративного простора. Покрывающий её растительный узор, подчиняясь пластике формы, все-таки по-своему её организует. В токарных и резнодолбленых - он подчеркивает сочные объемы круглящихся поверхностей. В столярных смягчает их жесткую конструктивность, перетекая с одной на другую плоскость. Другое открытие В.П.Ворноскова - создание мелкой пластики как особого направления в кудринской резьбе. Его творческую фантазию поразило случайно увиденное изображение резной из дерева птицы. Сделанный им вариант «Зимородок» увлек новизной новизной пластических задач.

Его опыты прошли этап фантастических зверей, рыб и птиц модерна, экзотических зверей (тюлени, верблюды и др.) и снова возвратились к народному примитиву. Звери и птицы не только украшают крышки шкатулок и пеналов, но и сами могут быть шкатулками. Им присуща острая пластическая характеристика. Марочнице - коробочке для марок, придан силуэт льва с поджатыми лапами и цилиндром округлой гривастой головы. Хвост - одновременно замаскированная ручка крышки пенала. Плоские боковые стенки на тулове закрыты сеткой мелкой резьбы - простые лунки скобчатого узора создают фактуру шкуры. Пятипалые листочки на торцах цилиндра передают эффект прядей на гриве. Поверхность округлой, почти цилиндрической шкатулки «Свинка с поросятами» сплошь заполнена разлапистыми веточками с крупными ягодами. Не случайно она сделана в то время, когда благодаря матрешке многопредметность, как принцип создания комплектов получил широкое признание. В пластической характеристике поросят особенно сказалась наблюдательность сельского жителя. Велик вклад мастера в утверждении абрамцево-кудринской резьбы как основого вида декорирования в самых разнообразных видах изделий. Он прекрасно находил меру гармоничного соответствия орнаментальных композиций с размерами самих предметов. В украшении относительно небольших токарных чаш, ваз и блюд, долбленых ковшей и братин, столярных шкатулок и пеналов растительный узор либо опоясывает вьющимся побегом изделие по периметру, либо вырастает из его основания

В декорировании крупных столярных работ резной узор является небольшим акцентом, подчеркивающим красоту больших открытых поверхностей мореной древесины. Прекрасных декоративных эффектов он достигал разнообразными способами отделки, отдавая предпочтения тем единственно верным концентрациям окраски или морения, полировки или вощения, которые выявляют скрытый в белой древесине естественный узор. Наряду с привычными для дерева теплыми тонами морения от коричневого до золотистого, он ввел в традицию серебристо-серые и целую гамму зеленовато-оливковых оттенков. Одной из особенностей работ первой четверти XX века было сохранение шелковистой и чуть шершавой фактуры поверхности древесины, когда лаком или воском только закрепляли окраску, предохраняли дерево от загрязнения. Он любил и сильный контраст шелковистой поверхности дерева с полированными мотивами рельефного узора. Благодаря иллюзии таинственной глубины цвета, подчеркнутой ореолом бликов, резной узор приобретал особую пространственность. Работа В.П. Ворноскова в Научно-исследовательском институте художественной промышленности в конце 30-х годов поставила мастера в исключительные условия. Художник выполнял здесь наиболее сложные заказы и вместе с тем получил возможность реализовать жестко ограниченные рамками технических возможностей задания, облагораживая их своими художественными идеями в виде конкретных образцов для освоения в конкретных артелях. Свидетельством тому - уникальная коллекция работ мастера в Музее народного искусства, в том числе десятки работ последнего периода. Громадный практический опыт, великолепное чувство материала позволяли «команде Ворносковых» осуществлять сложные проекты. К ним относится монументальный портал «Пограничники», созданный к выставке народного творчества 1937 году в Третьяковской галерее. Ворносковы, как и мастера других промыслов, обрамляли своими работами входы в соответствующие залы выставки. Ученики В.П. Ворноскова организовали свои маленькие предприятия. В Хотьковском округе появились поначалу небольшие артели: в Хотькове (1910), Мутовках (1918), Куприне (1921), Левкове (1931), с.еле Ахтырке (1932). Позднее они объединились в Ахтырскую объединенную артель (1936, 1940), преобразованную в Хотьковскую фабрику резных художественных изделий(1960) - теперь ТОО «Народное искусство». Уже к шестидесятым годам на фабрике сложился интересный коллектив резчиков. Основное стилистическое направление искусства резьбы определяла в этот период 

Дата: 2019-02-24, просмотров: 285.