Термин "коллективизм" обычно означает признание абсолютного главенства некоторого коллектива или группы – например, общества, государства, нации или класса - над человеческой личностью. Перефразируя известное выражение Муссолини, суть коллективизма можно передать принципом: "Все в коллективе, все благодаря коллективу, ничего против коллектива". Коллективизму, ставящему коллектив над индивидом, противостоит индивидуализм, подчеркивающий автономию личности, ее независимость и самостоятельную ценность.
Термином "коллективизм" обозначают и конкретные общества, решительно и последовательно реализующие принцип коллективизма. Характерным примером такого общества является тоталитаризм, подчиняющий все без исключения стороны социальной и индивидуальной жизни контролю государства. Иногда под "коллективизмом" имеют в виду один из вариантов тоталитаризма - коммунистическое общество, отличающееся особо последовательным коллективизмом и максимальным ограничением автономии личности.
Предварительно условимся понимать под коллективизмом социальную систему, стремящуюся с помощью любых средств, включая и насилие, радикально преобразовать общество во имя достижения некой единой всеподавляющей цели и отрицающую во имя этой цели автономию индивида.
Коллективизму противостоит индивидуализм, не намеревающийся решительно перестраивать общество ради какой-то универсальной, обязательной для всех цели и допускающий в широких пределах независимость индивидов. Подобно коллективизму, индивидуализм может существовать как в форме теории, так и в виде реального индивидуалистического общества, возможно, не руководствующегося в своей жизни никакой теорией.
Примером античного индивидуалистического общества может служить Древняя Греция, и прежде всего афинская демократия. Практический древний коллективизм хорошо иллюстрирует древнеегипетское общество. Двумя вариантами современного практического коллективизма являются нацистское германское государство и коммунистическое советское государство.
Термины "коллективизм" ("коллективистическое общество") и "индивидуализм" ("индивидуалистическое общество") широко употребляются с конца XIX - начала XX в., т.е. с того времени, когда социализм - ведущая форма современного коллективизма - начал превращаться из вопроса теории в дело реальной социальной практики. Коллективизм и индивидуализм как две крайние, полярные формы социального устройства противопоставляются К. Поппером, Ф.А. Хайеком, 3. Бжезинским, Р. Ароном и др.
Против использования терминов "коллективизм" и "индивидуализм" в указанных их значениях иногда выдвигается следующее возражение. Слово "коллективизм" в обычном, или повседневном его значении, означает нечто позитивное, общественно ценное, поскольку без многообразных коллективов и тех или иных коллективных действий общественная жизнь невозможна. Слово "индивидуализм" обычно означает что-то негативное: уход от общих, коллективных забот в сферу частных, индивидуальных, быть может, даже эгоистических интересов. При противопоставлении же коллективизма и индивидуализма как двух главных способов общественного устройства слово "коллективизм" приобретает негативную оценочную окраску (особенно, когда речь идет о современном коллективизме), в то время как слово "индивидуализм" начинает сопрягаться с позитивной оценкой (в частности, когда речь заходит о современном индивидуализме - либерально-демократическом обществе).
Это возражение против использования слов "коллективизм" и "индивидуализм" в новых смыслах, не вполне согласующихся с их повседневными значениями, оправдано только частично. В нем правильно обращается внимание на то, что многие понятия как обычного языка, так и языка науки, имеют явную оценочную окраску. Их иногда называют «оценочными», или "хвалебными", круг их широк и не имеет четких границ. В числе таких понятий "наука" как противоположность мистике и иррационализму, "знание" как противоположность слепой вере и откровению, "теория", "система", "труд", "рациональность", "факт" и т.д. Введение подобных понятий редко обходится без одновременного привнесения неявных оценок. "Коллективизм" и "индивидуализм" - типичные оценочные слова, особенно в тех странах, где признание абсолютного приоритета некоторого коллектива или группы в сравнении с индивидом является одним из основных принципов социальной жизни.
В нашей стране слово "коллективизм" обычно несет с собой позитивную оценку, а слово "индивидуализм" - негативную. Вполне возможно, что оценочные составляющие этих слов повседневного языка в каких-то иных странах являются обратными. Можно предположить также, что в каких-то языках данные слова вообще не принадлежат к "оценочным".
Что касается отдельных авторов, то некоторые из них со словом "коллективизм" неизменно сопрягают самую высокую положительную оценку, другие же видят в коллективизме непременное зло. "Любая большая компания, пусть даже состоящая из самых симпатичных людей, - пишет К.Г. Юнг, - но своему нравственному уровню напоминает неуклюжее, тупое и злобное животное. Чем многочисленнее организация, тем труднее избежать в ней аморальности и слепой тупости... нагромождения и выпячивания самых примитивных черт человека и уничтожения его личности в интересах господствующего над ним организма... Человека сегодняшнего дня... поскольку он приспособлен к своей среде... не смутит никакая подлость со стороны его группы - тем более что большинство его сотоварищей свято верит в высочайшую справедливость, своей социальной организации... Между безумцем и толпой нет большой разницы, потому что обоими движут безликие, непреодолимые силы"6 .
Чаще всего с коллективизмом связывают резкое снижение уровня рационального восприятия окружающей действительности, внедрение в жизнь бессознательного в самых грубых его формах. Юнг, в частности, характеризует Первую мировую войну как "эпидемию безумия" и пишет, что войны и революции - это форма массовых психозов. Более дифференцированную оценку коллективам и коллективизму дает 3. Фрейд. Он отмечает, что в самом примитивном из коллективов - в толпе - интеллектуальные способности человека снижаются, в нем преобладает бессознательное и он ведет себя почти как безвольный автомат. Вместе с тем индивид в коллективе способен па большее самопожертвование и самоотдачу, чем вне его. Массовая душа способна на гениальное духовное творчество, выражающееся, в частности, в языке, фольклоре, народной песне и др.7
Скрытый оценочный характер "коллективизма" и "индивидуализма" не может быть, однако, достаточно веским доводом против их использования в новых значениях. Во-первых, как уже отмечалось, в этих новых значениях в языке социальных наук данные слова уже используются около ста лет и ни к каким недоразумениям это не привело. Физика когда-то тоже взяла "хвалебные" слова "сила", "энергия" и др. из обычного языка и сделала их точными научными понятиями. Во-вторых, нет оснований говорить, что если в обычном языке "коллективизм" несет позитивную оценку, а "индивидуализм" - негативную, то в научном употреблении оценки, связанные с этими словами, меняются на противоположные.
"Коллективизм" и "индивидуализм", превращаясь в термины языка науки, становятся оценочно нейтральными и перестают быть "оценочными, или хвалебными" словами. В частности, в дальнейшем изложении отнесение какого-то общества коллективистическому не предполагает никакой отрицательной оценки этого общества, точно так же, как эпитет "индивидуалистическое" не означает какой-либо похвалы тому обществу, к которому он прилагается. Коллективистическое устройство общества и индивидуалистическое его устройство - два вечных полюса человеческой истории. Наивно было бы отождествлять одну из данных крайних форм общественного устройства со злом, а вторую - с добром и заявлять, что история каждого конкретного общества - это попеременное движение то к полюсу зла, то к полюсу добра, и что подавляющее большинство реально существовавших обществ тяготело все-таки к полюсу зла. Язык науки не может содержать подобных субъективных оценок.
Дата: 2019-02-24, просмотров: 287.