Два смысла слова «диалектика»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В заключение анализа роли диалектики в коллективистическом мышлении необходимо остановиться на двух смыслах слова "диалектика". В античности под диалектикой понимался особый метод ведения дискуссии. Суть его в выдвижении наряду с тезисом также антитезиса и выведении из них следствий до тех пор, пока не станет ясным, какое из этих двух утверждений истинно.

Термин "диалектический" впервые использовал Платоном, приписывавший открытие диалектики как метода аргументации Зенону Элейскому. Платон утверждал, что Зенон применил к чувственной реальности ту же процедуру, которая, будучи примененной к интеллигибельной реальности, образует диалектику в платоновском понимании данного термина. Эта процедура состоит в установлении тезиса посредством опровержения контрадикторного (противоречащего) ему утверждения. Само опровержение сводится к доказательству того, что такое утверждение приводит к противоречивым следствиям.

Метод Зенона всецело опирается, таким образом, на логический закон противоречия, требующий исключения противоречий из мышления. Диалектика Зенона предполагает существование разнообразных мнений, но не предоставляет каждому из мнений одинаковое право считаться действительным, т.е. истинным. Только одно мнение отождествляется с истиной, мнения же, противоположные истине, считаются недействительными, т.е. ложными.

Иногда открытие диалектики как метода аргументации приписывается Протагору, говорившему, что относительно любого предмета могут быть высказаны два противоположных утверждения10. Протагор открыл ценность мнений для античной диалектики, однако он отрицал закон противоречия и тем самым делал диалектическую аргументацию бессильной.

Судя по всему, Сократ был первым, кто сумел совместить два главных положения диалектики как теории аргументации: мысль о ценности разных мнений, в особенности противоположных, и логический закон противоречия.
Таким образом, в античном понимании диалектика – это особый стиль рассуждения и мышления. Этот стиль предполагает соблюдение логического закона противоречия: утверждение и его отрицание не могут быть одновременно истинными. Так, из двух утверждений «Тело движется» и «Неверно, что это тело движется» одно должно быть ложным.

Сравнительно недавно Н. Решер попытался формализовать диалектику как особый способ, или стиль, рассуждения11 . Термин "диалектика" обозначает у Решера процесс участия в "дискуссионном" поиске истины. Работа Решера, являющаяся попыткой развить античную идею диалектики как диалогического метода аргументации, хорошо согласуется как с современной (математической, символической) логикой, так и с первой логической теорией - силлогистикой Аристотеля.

 

_____________

1 Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // По ту сторону принципа удовольствия. М.: 1992. С. 268-269.
2 Впервые мысль, что диалектика является не наукой (или псевдонаукой), а стилем теоретического мышления была высказана мною в работе: Ивин А.А. Триединство, диалектика и другие особенности коллективистического мышления // М.: 1996. В дальнейшем идея, что диалектика стоит вне оппозиции «наука-ненаука», а представляет собой ядро стиля коллективистического мышления, рассматривалась в книге: Ивин А.А. Введение в философию истории» (М.: 1997. Гл. 2 «Особенности коллективистического мышления»). Подробно природа диалектики анализируется в монографии: Ивин А.А. Философия истории. М.: 2000. Гл. 5. Стиль коллективистического мышления. С. 312-420.
3 О диктуемом научным методом требовании, чтобы выдвигаемая в науке концепция имела форму теории и об особенностях научной теории см.: Ивин А.А. Современная философия науки. М.: 2005. С. 115-121.
4 О понятии стиля мышления см., в частности: Ivin A. A. The Evolution of Theoretical Thinking // The Open Courtain. San Fransisco, 1991.
5 См.: Хайдеггер М. Время картины мира // Современные концепции культурного кризиса на Западе. М., 1976; Heidegger M. Der europaicshe Nihilismus. Pfulingen, 1967.
6 См., в частности: Ницше Ф. Воля к власти. М., 1910.
7 См., например, Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1992. С. 89.
8 См.: Lakatos I.A. Renessance of Empiricism in the Recent Philosophy in Mathematics // Britich Journal for the Philisophy of Science. 1976. Vol. 27. № 3. P. 204-210.
9 Леонардо да Винчи. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского. М., 1934. «Никакое человеческое исследование не может быть названо истинной наукой, если оно не проходит через математические доказательства» (Там же. С. 60). Известно, что Леонардо считал наукой живопись, поскольку она пользуется геометрической системой перспективы, но не относил к наукам поэзию, не имеющую связи с математикой.
10 "...Во времена Протагора и другие мыслители практиковали этот же метод в сфере диалога, - указывает Э. Берти, - например Фукидид, софист Антифон и Сократ. Вполне вероятно, что такая процедура направляет снова к тем, кого Платон и Аристотель считали основателями риторики, а именно к риторам Тисию и Корасксу"
(Берти Э. Древнегреческая диалектика как выражение свободы мысли и слова // Культурология. Ростов- на-Дону, 1995. С. 559).
11 См.: Rescher N. Dialectics: A Controversy-Oriented Approach to the Theory of Knowledge. Albany, 1977. См. также: Олкер Х.Р. Диалектическая логика "Мелосского диалога" Фукидида // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.

Глава 2. ДВА ПОЛЯРНЫХ ТИПА ЦИВИЛИЗАЦИЙ













Дата: 2019-02-24, просмотров: 202.