Уровень развития информационной культуры студентов зависит не только от качества знаний, умений и навыков работы с информацией, но и от психологической и профессиональной готовности преподавателя к работе с информационно-технологическими средствами.
Процесс формирования информационной культуры будущего специалиста предусматривает следующие условия в учебной работе преподавателя вуза:
§ отбор (на каждом этапе подготовки) содержания, сочетание форм и методов обучения, направленных на реализацию целевых установок и достижение заданного уровня сформированности информационно-технологической составляющей про-фессиональной культуры преподавателя;
§ направленность подготовки на формирование интеллектуальных инструментальных средств познания и организации информационных процессов с целью принятия профессиональных решений;
§ адекватность учебно-информационной среды профессиональной среде по основным параметрам (профессионально значимые средства, профессионально значимые ресурсы).
Для формирования информационной культуры будущих специалистов должны соблюдаться следующие условия:
1. Соответствие содержания учебных планов и программ тенденциям развития информационных технологий в конкретных областях.
2. Внедрение новых информационных технологий в высшее образование.
3. Формирование у студентов профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники и способности применения новых информационных технологий по профилю их деятельности.
4. Высокий уровень профессиональной подготовки преподавателей-специалистов в области информационных и компьютерных технологий.
5. Наличие современной технической (компьютерной) базы.
Информационная подготовка будущих специалистов должна носить непрерывный характер. Поэтому можно утверждать, что формирование информационной культуры должно осуществляться на всех ступенях высшего образования и по всем направлениям изучаемых курсов.
Для этого необходима непрерывно действующая система повышения квалификации преподавателей вузов, оснащенная современной компьютерной и телекоммуникационной техникой, соответствующим программным и методическим обеспечением, которые способны удовлетворять постоянно растущие профессиональные потребности. При этом, учитывая недостаточную разработанность программного (компьютерного) и методического (с применением новых информационных технологий) обеспечения учебного процесса, можно сделать вывод о наличии громадного поля деятельности для педагогов и студентов вузов, уже владеющих информационной культурой.
В соответствии с современными требованиями к информационной культуре специалиста в ВУЗах должна разрабатываться и реализовываться система многоуровневой непрерывной информационно-технологической подготовки, которая особое внимание уделяет вопросам непрерывности, преемственности и достаточности информатизации учебного процесса, интеграции специальных и информационных дисциплин, формированию профессионально-ориентированной информационной среды и единого информационного пространства. В основу содержания подготовки дипломированных специалистов должны быть положены следующие принципы:
§ формирование информационной культуры специалиста, адекватной современному уровню и перспективам развития информационных процессов и систем, возможно только при комплексном использовании информационных технологий в учебном процессе университета как совокупности трех взаимосвязанных компонентов — объектов изучения, инструментов изучения специальных, в том числе экономических, а также общеобразовательных дисциплин и новых образовательных технологий;
§ разделы информатики, соответствующие федеральному компоненту ГОС и включающие основу информационной культуры, техническую базу информационных технологий, системное программное обеспечение и основы программирования, изучаются студентами всех специальностей в виде интегрированного курса, но с учетом профиля будущей профессиональной деятельности;
§ в содержании базового курса информатики выделяется инвариантная часть, включающая фундаментальные методологические знания, и изучаемая на лекциях, и вариативная часть, динамически меняющаяся и касающаяся программного и технического обеспечения ЭВМ, изучаемая на практических и лабораторных занятиях;
§ для повышения профессиональной компетентности выпускника факультета в области информационных технологий помимо учебных планов общеобразовательного курса информатики дополнительно включаются прикладные курсы, ориентированные на предметную область и профессиональную среду деятельности специалиста;
§ для реализации индивидуальных образовательных траекторий в учебных планах предусматриваются элективные дисциплины информационного цикла, учитывающие разные уровни компьютерной подготовки обучаемых и сферу будущих профессиональных интересов;
§ используемые в учебном процессе компьютерно-ориентированные образовательные технологии должны рационально сочетаться с традиционными технологиями обучения студентов и поддерживаться современными техническими средствами.
После окончания начального уровня подготовки значительное количество студентов начинает активно использовать возможности информационных технологий при самостоятельном изучении общеобразовательных и специальных, в том числе и экономических дисциплин, в частности, при выполнении курсовых проектов. При этом находят практическое применение приобретенные ранее навыки работы с прикладными и инструментальными продуктами, информационные ресурсы Internet.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 226.