Современные отрасли нейропсихологии:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. клиническая нейропсихология - изучение симптомов, синдромов и диагностика при поражении мозга. Основной материал - больные с локальными поражениями мозга. Также рассматривают и соматических больных.

2. нейропсихология детского возраста - формирование мозговой организации психических процессов, взаимосвязь развития мозга и психики.

3. экспериментальная нейропсихология

4. психофизиологическое направление - изучение мозговой организации психических процессов с помощью физиологических процессов

5. нейропсихология индивидуальных развитий - нейропсихология нормы (моторная сфера, эмоционально-личностная...)

6. нейропсихология старческого возраста.

 

2. (38) Нейропсихология детского возраста: предмет, задачи, прикладное значение.

Нейропсихология детского возраста - наука о формировании мозговой организации психических процессов человека.

Нейропсихология детского возраста занимается исследованием и анализом взаимосвязи формирования психических функций, когни­тивной сферы ребенка и созревания нервной системы, а также изуче­нием специфики расстройств психических функций при органических повреждениях и других нарушениях работы мозга в детском возрасте.

Детская нейропсихология раскрывает широкие возможности для изучения проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, для изучения вопроса о генетическом и социальном факторах в формировании этих фундаментальных закономерностей работы мозга.

Предметом НДВ является исследование соотношения между состоянием ВПФ и обуславливающих их мозговых механизмов у детей и подростков в нормальном онтогенезе и при наличии патологии мозга.

Объектом НДВ являются психические процессы, как звенья в структуре психической деятельности.

Ведущей задачей НДВ является исследование взаимосвязи между формированием психических функций и созреванием мозга в нормальном онтогенезе и при наличии патологии мозга, кот. включает анализ:

-специфики этой взаимосвязи в разные возрастные периоды;

-закономерностей нервно-психического развития ребенка;

нарушений,задержек,отклонений в психических функциях,которые приводят к патологии или специфичности психического развития и поведения.

Задачи НДВ:

1. Разработка специальных диагностических приемов и нормативных показателей, позволяющих дифференцировать соответствие развития ребенка его возрасту, готовности к школе, выявлять причины трудностей при овладении школьными навыками, эффективно строить лечебно-профилактическую и специализированную учебную деятельность.

2. Разработка методов коррекции формирования функций головного мозга у детей с учетом общих закономерностей и индивидуальных особенностей формирования функций мозга.

3. Изучение закономерностей деятельности развивающегося мозга и формирования психофизиологической основы психических функций в процессе развития; выявление причин и механизма отставания в развитии.

4. Изучение особенностей нарушений деятельности мозга при различных типах дизонтогенеза, изучение нейропсихологических особенностей при парциальных нарушениях формирования психических функций, таких как мышление, пространственные представления, память, внимание, моторные навыки.

5. Изучение отличий психофизиологических проявлений при локальных поражениях мозга у детей и взрослых.

Значение для других дисциплин

Для неврологии и психиатрии:

Нейропсихология позволяет учитывать:

- состояние ВПФ для диагностики и лечения больных;

- особенности взаимодействия коры головного мозга и глубинных структур;

- особенности сознания, мышления и памяти с точки зрения их мозговых механизмов

Для дефектологии:

Нейропсихология позволяет

- понять мозговые механизмы различных нарушений развития;

- расширить спектр диагностических методов;

- анализировать структуру дефекта пострадавшей функции (выделение первичных и вторичных симптомов) для понимания компенсаторных перестроек и выбора методов направленного воздействия;

- выбирать оптимальные методы коррекционной работы с опорой на закономерности межзональных взаимодействий в мозге.

Для психиатрии:

Нейропсихология позволяет:

- проводить дифференциальную диагностику нарушений поведения, вызванных изменениями сознания при психических заболеваниях и потерей способности к использованию средств языка для выражения мысли;

- оптимизировать методы лечения в соответствии с результатами нейропсихологической диагностики, выявляющей первично пострадавшие уровни и области мозга.

Дисциплина 12 Психосоматика

1. (39) Психосоматика как область междисциплинарных исследований .

Психосоматика (греч. psyche — душа,soma — тело) — направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. Согласно основному постулату этой науки, в основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор поражаемого органа или системы. Любое психосоматическое заболевание является свойством человеческого организма как системы. Оно не выводится по отдельности ни из психических, ни из физиологических (включая наследственные) свойств индивида, его невозможно объяснить путем исследования свойств какой-то одной подсистемы — психической или соматической. Только взаимодействие между этими подсистемами и окружающей средой может привести к новому состоянию организма, определяемому как психосоматическое заболевание. И только понимание этих связей может дать возможность эффективно воздействовать на возникшее заболевание, в том числе и методами психотерапии.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 314.