Предмет психосоматики – психосоматические заболевания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психосоматика - наука, которая изучает взаимодействие социально-психологических и биологических факторов у больных с соматическими и нервно-психическими растройствамими.

Психосоматика – направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение и динамику соматических заболеваний.

Психосоматический подход включает в себя анализ психосоц. вредностей, участвующих в развитии любых заболеваний. Он охватывает проблемы конверсионных (истерических), соматогенных (вызванных болезнями внутр. органов), соматизированных психич. и ипохондрич. расс-в, реакций личности на болезнь, симуляцию.

Необходимы знания от общей психологии (терминология), медицины (особенности клиники заболеваний и больных, диф.диагноз); психопатологии (метод наблюдения, описание сост. больного, опрос, биографический метод).

 Знания психиатрии (помогает оценить заболевание; диф. диагностика); мед. психология и психодиагностика (применение знаний и методов психологии для решения мед. проблем: взаимоотнош. больного и мед. персонала); клиническая нейропсихология (изучение поражений и заболеваний г.м., связанных с нарушением эмоций и поведения); психология здоровья (коррекция при восстановлен. соц/трудового статуса; профилактика развития аномальных потребностей (алкоголизма); коррекция невротических и психопатических явлений; предупреждение рецедивов и обострений);спец.

Психология (изучение особенностей развития ребенка, нуждающегося в спец. условиях воспитания); возрастная психология (особенности норм. развития человека в разные возрастные периоды).

Теоретическое и прикладное значение психосоматики для клинической психологии раскрывается в решении вопросов совершенствования диагностической и экспертной работы, психологического потенцирования лечебных мероприятий, изучения взаимоотношений больных, организации работы персонала лечебных учреждений и оптимизации лечебной среды клиник, разработки специальных психологических методов, повышающих результативность и длительность эффекта лечения, коррекцию изменений в личности больных, возникающих в ходе заболевания.

В настоящее время психосоматика является междисциплинарным научным направлением:

• она служит лечению заболеваний и, следовательно, находится в рамках медицины;

• исследуя влияние эмоций на физиологические процессы, она является предметом исследования физиологии;

• как отрасль психологии она исследует поведенческие реакции, связанные с заболеваниями, психологические механизмы, воздействующие на физиологические функции;

• как раздел психотерапии она ищет способы изменения деструктивных для организма способов эмоционального реагирования и поведения;

• как социальная наука она исследует распространенность ПС рас-в, их связь с культурными традициями и условиями жизни.

В период создания ПС медицины как науки, стремившейся преодолеть разрыв между телесным и психическим, была создана жесткая однолинейная модель психосоматического заболевания. В последующем она была заменена представлением о возможности возникновения любого заболевания при взаимодействии как физических, так и психосоциальных факторов, что привело к многофакторной открытой модели болезни. В силу этого обстоятельства на место проблемы узкого круга ПС рас-в пришел интегральный психосоматический подход.

 

Дисциплина 13. Социальная психология

1. (40) Феноменология общения. Социальные, этнические, конфессиональные и культурные аспекты взаимодействия людей. Психологические аспекты речевой коммуникации. Информационная культура специалиста.

Феноменоло́гия (нем. Phänomenologie — учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт.

Следует иметь в виду, что наряду с понятием общения, в современных социальных и гуманитарных науках используется множество смежных понятий, в том числе: отношение (связь, взаимоотношение двух или нескольких субъектов), взаимоотношение, взаимодействие, коммуникация (обмен информацией между индивидами), интеракция (взаимное влияние субъектов в процессе диалога) и пр.

В то же время, именно понятие общения является наиболее употребительным в педагогике.

Как правило, общение структурировано в соответствии с той сферой, в которой оно осуществляется. Поэтому выделяются бытовое, профессиональное, игровое, театральное общение. Наиболее распространенным видом является речевое общение, хотя существуют представления о неречевом общении, осуществляющемся посредством мимики (изменений выражения лица) и пантомимики (жестикуляции).

Однако речевое общение характеризуется набором важных особенностей: темп речи (количество слов в единицу времени), модуляции (нарастание или убывание звучности голоса), ритм (чередование ударных и безударных слогов в речи), тембр (окраска голоса, делающая звучание приятным или, наоборот, резким), интонация (тон и мелодика речи).

Социальное взаимодействие

Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов либо групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.

Взаимодействие - это любое поведение индивида либо группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем. Категория «взаимодействие» выражает содержание и характер отношений между индивидами и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества (экономической, политической и т. д.) имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов, связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.

Закономерности группового взаимодействия объясняют и особенности взаимодействия между этническими сообществами.

Восприятие своей этнической группы в сравнении с другими сопровождается сознательным и бессознательным предпочтением собственной, — так проявляется феномен этноцентризма. Современные исследователи рассматривают его как присущее людям свойство «воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего эталона» (Кон). Эталонным может рассматриваться все что угодно: религия, язык, литература, пища, одежда, жилища, обычаи, нор-мы поведения и общения и пр.

Позитивной формой межэтнического восприятия и взаимодействия является сопоставление народов, т. е. принятие и признание различий между ними, при объективном анализе достижений и особенностей каждого из народов. В этом случае своя этническая группа может предпочитаться в одних сферах жизнедеятельности, а чужая — в других, что не исключает критического отношения к деятельности и качествам обеих.

При социологическом подходе к объяснению причин этнических конфликтов анализируется взаимосвязь стратификации общества с этнической принадлежностью населения. При политологическом подходе «одной из распространенных является трактовка элит, прежде всего интеллектуальных и политических, в мобилизации этнических чувств, межэтнической напряженности и эскалации ее до уровня открытого конфликта». Чтобы разрешить этнические противодействия, возможно использовать четыре макростратегии:

• применение правовых механизмов;

• переговоры;

• информационный путь, т. е. взаимный обмен информацией между группами с соблюдением условий, способствующих изменению ситуации;

• стратегия социально-политического или военного сдерживания, меры судебно-карательного характера

При социологическом подходе к объяснению причин этнических конфликтов анализируется взаимосвязь стратификации общества с этнической принадлежностью населения. При политологическом подходе «одной из распространенных является трактовка элит, прежде всего интеллектуальных и политических, в мобилизации этнических чувств, межэтнической напряженности и эскалации ее до уровня открытого конфликта». Чтобы разрешить этнические противодействия, возможно использовать четыре макростратегии:

• применение правовых механизмов;

• переговоры;

• информационный путь, т. е. взаимный обмен информацией между группами с соблюдением условий, способствующих изменению ситуации;

• стратегия социально-политического или военного сдерживания, меры судебно-карательного характера

Культура и общество не соотносятся как часть и целое, сегмент и тотальность. Они взаимопроникают. По сути дела, мы говорим о двух планах рассмотрения жизни людей. Первый - «общество» - это видение жизни человеческой со стороны способов объединения индивидов в целостность, создание модели их единения. Другой -- «культура» -- это видение жизни человеческой, исходя из того, как именно люди действуют, что созидают и передают от поколения к поколению. Культура, выступая аспектом деяния (умение делать), обнаруживает себя как непременная сторона всякой деятельности, будучи выражением ее качества, положенной определенностью.

Культура - свойство общества в целом, т.е. любая группа, входящая в общество, обладает лишь частью культуры. Поэтому, строго говоря, культура отдельной социальной группы должна называться субкультурой. Однако для краткости часто говорят о культуре отдельных социальных групп.

Культура имеет человеческое, социальное (не природное, не биологическое) начало. Важно также понять, что человек (общество) - единственный создатель и хранитель культуры. Вне человека - главного субъекта всех общественных процессов - культуры не существует, и только человек способен передавать культуру от поколения к поколению. Поэтому человека, его творческие возможности принято называть главной ценностью культуры. Однако, существует и обратная зависимость: культура является главным выразителем сущности самого человека. Осваивая культурные ценности и созидая новые, человек фактически созидает себя самого, свой человеческий мир, т.е. только через культуру человек становится человеком. Эта связь - культура - человек - отражена в кратком философском афоризме: культура есть мера человеческого в человеке. Мысль о культурном начале человека, о культурной сущности человека еще одна ведущая идея данной темы. То есть, биологически человеку дается только организм, конечно, с определенными задатками, потенциальными возможностями. Эти задатки (потенции) могут так и остаться неразвитыми, если не приложить определенных усилий. Усваивая - через образование, воспитание, саморазвитие - язык, существующие в обществе обычаи, нормы, мораль, способы деятельности, человек осваивает культуру, приобщается к ней, а затем и сам включается в процесс ее созидания, т.е. процесс освоения культуры бесконечен, как и сама культура, и, значит, нет предела мере развития человеческого в человеке.

Через культуру человек постоянно созидает самого себя. Приобщаясь к культуре, расширяя свой культурный горизонт, человек сам существенно меняется, совершенствует собственно человеческие качества: становится добрее, справедливее, милосерднее, он чувствует свою ответственность за происходящее, становится более выдержанным, терпимым (толерантным), менее эгоистичным и агрессивным по отношению к окружающим, любой возникающий конфликт старается решать путем поиска согласия. Культура делает человека более гуманным, нравственным, т.е. формирует его родовую человеческую сущность.

«Психолого-социальные аспекты речевой коммуникации»

Практическая психология как психология общения, психология поведения. Современные требования к подготовке специалиста широкого профиля, способного решать не только организационно-профессиональные, но и психологические задачи.

Ведущая теория в области современного менеджмента – теория речевой коммуникации.

Основные положения данной теории: 

 решающее воздействие на трудовую активность оказывают психологические факторы:

мысли, настроения, чувства;

 роль подсознательных пластов человеческой психики в речевом поведении;

  морально психологический климат группового общения и отражение его в выборе речевых формул.

Информационная культура - знания и навыки эффективного пользования информацией. Предполагает разностороннее умение поиска нужной информации и ее использования, от работы с библиотечным каталогом, компьютерной грамотности до просмотра информации в сети Интернет.

Информационная культура - это уровень умений целенаправленной работы с информацией, использование новых ин-формационных технологий для работы с ней; а также сформированность системы научных знаний и морально-этических норм работы с информацией.

Специалист - тот, кто профессионально владеет какой-либо специальностью, обладая специальными знаниями в какой-либо области науки, техники, искусства.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 232.