В основе периодизации Эльконина лежит ряд фундаментальных положений культурно-исторической теории, разработанной Л. С. Выготским, а также идея о «ведущей деятельности», обоснованная А. Н. Леонтьевым в рамках деятельностного подхода
Д. Б. Эльконин исходил из предположения, что психическое развитие ребенка во многом определяется познанием двух граней окружающей действительности — предметного мира и мира человеческих отношений. Поэтому ребенок всегда включен в две системы отношений: «человек - предмет» и «человек - человек». Предметный мир отражает то, что было создано человечеством за всю историю существования.
В своей периодизации Д. Б. Эльконин обращается к понятию «ведущая деятельность», введенному А. Н. Леонтьевым. Освоение выделенных систем отношений, по мнению Д.Б. Эльконина, происходит в разных видах деятельности. Но он считает, что можно выделить две группы ведущих деятельностей:
1. Группа- деятельности, которые способствуют усвоению ребенком норм отношений между людьми.(Эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника, интимно-личностное общение подростка).
2. Группа - деятельности, направленные на усвоение общественно выработанных способов действий с предметами. (предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника, учебно-профессиональная деятельность старшеклассника).
Таким образом, периодизация Д. Б. Эльконина основана на понятии «ведущая деятельность».
1. Младенческий возраст (до года) – Ведущая деятельность непосредственно эмоциональное общение направленное на познание отношений. Сфера преимущественного развития – мотивационно потребностная. Новообразования – потребность в общении, эмоциональные отношения.
2. Ранее детство (от 1-3 лет) - Ведущая деятельность предметно манипулятивная деятельность направленная на познание предмета. Сфера преимущественного развития – познавательная. Новообразования – речь и наглядно действенное мышление.
3. Дошкольный возраст (3-6(7)лет) - Ведущая деятельность ролевая игра направленная на познание отношений. Сфера преимущественного развития – мотивационно- потребностная. Новообразования – потребность в общественно значимой и оцениваемой деятельности.
4. Младший школьный ((6(7)-10 лет) - Ведущая деятельность учебная направленная на познание начал наук. Сфера преимущественного развития – позновательная. Новообразования – произвольность, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия.
5. Подростковый возраст (11-14 лет) - Ведущая деятельность интимно личностное общение направленное на познание системы общения в различных ситуациях. Сфера преимущественного развития – мотивационно потребностная. Новообразования – чувство взрослости, самооценка, подчинение групповым нормам.
6. Ранняя юность (15-17 лет) - Ведущая деятельность учебно профессиональная направленная на познание профессии. Сфера преимущественного развития –познавательная. Новообразования – мировоззрение и профессиональные интересы.
Периодизация Фрейда учитывает особенности психосексуального развития. Как известно, в основе воззрений З. Фрейда лежит предположение, что основа поведения человека связана с инстинктами, среди которых особая роль отводится «либидо» (сексуальному влечению). Либидо по своей природе является энергетически мощной, но бессознательной силой и постоянно стремится к разрядке. Сложности у человека возникают из-за того, что эта разрядка часто затруднена из-за противоречия влечения и принятых социальных норм.
В основе периодизации З. Фрейда лежит анализ того, какие области тела в каком возрасте являются источником наслаждений. Исходя из этого, им выделяется:
оральная стадия (до 1,5 лет);
анальная стадия (1,5 — 3 года);
фаллическая стадия (З—5 лет);
латентная стадия (6—12 лет);
генитальная стадия (с 12 лет).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 280.