Примерные вопросы к экзамену:
1. Театр Древней Греции: истоки, сцена, актеры. Устройство и характер театральных представлений.
2. Древнегреческая трагедия: Эсхил, Софокл, Эврипид.
3. Учение о трагедии. «Поэтика» Аристотеля.
4. Комедии Аристофана, Менандра.
5. Театр Древнего Рима: официальный театр и ателлана. Сцена, актеры и характер официальных театральных представлений.
6. Драматургия Плавта и Теренция.
7. Трагедия Сенеки. «Федра», «Медея»
8. Жанры средневекового церковного театра: Мистерия, миракль, моралите, фарс.
9. Светский театр средних веков. Своеобразие театральной культуры трубадуров, труверов, мейнизингеров, шаушпиллеров, вагантов. Театр Адама де ла Аля
10. Общая характеристика искусства эпохи Возрождения. Основные этапы развития театрального искусства эпохи Возрождения.
11. Итальянский театр эпохи Возрождения: театр эрудитов (ученая комедия, трагедия, пастораль) и комедия дель арте.
12. Маски комедии дель арте. Актерское искусство (амплуа, импровизации,).
13. Архитектура театральных зданий и новаторство в декорационном искусстве в Италии эпохи Возрождения.
14. Испанский театр Эпохи Возрождения: устройство театральных представлений, структура комедии.
15. Лопе де Вега и театр.
16. Драматургия Тирсо де Молины.
17. Драматургия Педро Кальдерона.
18. Английский театр эпохи Возрождения: театральные здания, сцена, актеры.
19. Кристофер Марло – бурный гений Возрождения.
20. Драматургия У. Шекспира.
21. Французский театр периода классицизма. Характеристика эстетики классицизма. «Поэтическое искусство» Н. Буало.
22. Драматургия П. Корнеля. Драматургия Ж. Расина
23. Драматургия Ж.-Б. Мольера. Высокая комедия.
24. Характеристика эпохи Просвещения в странах Западной Европы.
25. Просвещение во Франции: Вольтер, Дидро, Бомарше.
26. Английский театр эпохи Просвещения. Творческая деятельность Д. Гарика, Р.-Б. Шеридан и театр.
27. Эпоха Просвещения: Германия. Г.-Э. Лессинг и театр. («Эмилия Галотти») И.-В. Гете и театр («Фауст»).
28. Драматургия и театральная деятельность Ф. Шиллера («Разбойники», «Коварство и любовь», «Мария Стюарт», «Дон Карлос»,).
29. Творчество В. Гюго, манифест романтизма. (Предисловие к «Кромвелю»)
30. Реалиcтическое направление в драматургии: О. де Бальзак («Делец», «Мачеха»)
31. Дж. Гордон Байрон и театр.
32. Актерское искусство: Дж. Кемпбел, Эдмунд Кин.
33. Неоромантизм во французской драме. Э. Ростан («Сирано де Бержерак», «Орленок»)
34. Драматургия Оскара Уайльда.
35. Натурализм как направление в искусстве второй половины XIX века.
36. Творчество Бернарда Шоу.
37. Эволюция творчества М. Метерлинка.
38. Драматургия Г. Ибсена.
39. А. Стриндберг и театр.
40. Эволюция творчества Г. Гауптмана.
41. Ж. Кокто, Ж. Жироду. Театральный авангард Франции первой половины XX века. Сюрреализм как эстетическое течение. Основные постулаты «Театра Жестокости» А. Арто.
42. Драматургия С. Моэма и Дж. Пристли.
43. Эпический театр Б. Брехта. Драматургия Брехта, этапы творчества.
44. Экзистенциальная драма: Ж-П Сартр, А. Камю.
45. Театр абсурда. Драматургия С. Беккета, С. Мрожека.
46. Сценическое искусство Англии второй половины XX века. Творчество П. Брука.
47. Новаторство драматургии Т. Уильямса. («Стеклянный зверинец», «Трамвай «Желание»), А. Миллер «Смерть коммивояжера», «После грехопадения»), Э. Олби «Не боюсь Вирджинии Вулф», «Все в саду».
48. Тенденции развития зарубежного театра конца XX–началаXXI века.
49. Истоки театра, скоморошьи игры, создание придворного театра. Театр при Петре I
50. Классицизм в России. Сумароков А.П., Ломоносов М.В.
51. Театры охочих комедиантов. Ф.Г. Волков
52. Школьные театры. Театральное образование в Шляхетном корпусе. Создание первого публичного театра в Петербурге в 1756г. Первые актеры: И. Дмитревский, Т. Троепольская, А. Мусина-Пушкина.
53. Театр эпохи Екатерины Великой. Драматургия Я.Б. Княжнина. Жанр комической оперы. А. Аблесимов, М. Попов, Н. Николев. Сатирическая комедия: Д. Фонвизин, В. Капнист.
54. Драматургия А.С. Грибоедова.
55. Создание первого публичного театра в Москве в 1765г. Актеры: Я. Шушерин, П. Плавильщиков, М. Синявская.
56. Крепостные театры России: Шереметева, Воронцова, Юсупова. Актриса П. Жемчугова
57. Драматургия В. Озерова. Особенности постановок. Сатирическая и благородная комедия. Пьесы И. Крылова, М. Загоскина, Н. Хмельницкого, А. Шаховского
58. Актерское искусство: П. Плавильщиков, А. Яковлев, Е. Семенова, А. Колосова
59. Русский водевиль. Особенности эстетики и сценической культуры. Ленский Д, Ф. Кони, П. Каратыгин
60. Характеристика эстетических течений во второй четверти 19 в. Развитие романтического и реалистического направлений. Создание императорских драматических театров (Малый театр 1824, Александринский театр -1830). Драматурги «консервативного романтизма» Н. Кукольник, Н. Полевой.
61. Драматургия А.С. Пушкина.
62. Драматургия Н.В. Гоголя
63. А. Н. Островский и театр. Драматургия Островского. Драматургия И.С. Тургенева: «Нахлебник», «Месяц в деревне».
64. Актерское искусство малого театра; Г.Н. Федотова, П.М. Садовский, М.Н. Ермолова.
65. Драматургия Л.Н. Толстого. «Власть тьмы», «Живой труп», «Плоды просвещения».
66. Новаторство драматургии А.П. Чехова.
67. Основоположники Московского художественного театра: В.И. Немирович-Данченко и К.С. Станиславский. Открытие художественного общедоступного театра. Программа театрального дела. Четыре линии развития МХТ до 1905г.
68. Режиссер В.Э. Мейерхольд: этапы творчества, эстетика театра, эволюция творчества на примере спектаклей.
69. Драматургия А.М. Горького: «На дне», «Мещане», «Варвары».
70. Режиссер А.Я. Таиров и Камерный театр. Принципы таировского театра, творчество А.Г. Коонен.
71. Символизм в русском театре. Драматургия А.А. Блока. «Лирические драмы и их сценическая истории.
72. Е.Б. Вахтангов и его театральная эстетика.
73. Революция и театр. Академические театры и движение «Театральный Октябрь».
74. М.А. Булгаков и его пьесы. Взаимоотношения с МХАТ.
75. Политика государства в области театра в 1937 г: закрытие театров, репрессии, высылка из Москвы и Ленинграда театральных деятелей. Равнение на МХАТ.МХАТ в 20- 40-е годы. Постановки: «Бронепоезд 14-69» Иванова, «Унтиловск» Леонова, «Тартюф» Мольера,»Женитьба Фигаро» Бомарше.Инсценировка «Воскресения» Л. Толстого, «Три сестры» Чехова в пост В. Немировича–Данченко.
76. Драматургия А. Арбузова и ее сценическая история. Драматургия В. Розова. Новый герой в пьесах Розова.
77. Расцвет российского театра в период 60-х – 80-х годов XX века. Режиссерская деятельность Г. Товстоногова, Б. Любимова, А. Гончарова, А. Эфроса, О.Ефремова, В.Плучека, М. Захарова, П. Фоменко, Л. Додина, И. Райхельгауза, А. Васильева.
78. Возникновение драматургии «новой волны» и ее значение для советского театра. (В. Арро, Л. Петрушевская, А. Галин, А. Гельман, Л. Разумовская, С. Злотников, М. Варфоломеев, С. Лобозеров)
79. Режиссерская деятельность, П. Фоменко, К. Гинкаса, Э. Някрошюса, Г. Яновской, В. Фокина.
Контрольная работа
1. Сравнительный анализ драматургии трех величайших поэтов древней Греции – Эсхила, Софокла, Эврипида.
2. Анализ комедии Аристофана «Лягушки»
3. Сценическое искусство Древней Греции. Актеры, костюмы, сценическая техника.
4. Мифы – почва и арсенал древнегреческой драматургии (трагедии).
5. Отличие устройства древнеримского театра от древнегреческого.
6. Комедия паллиата. Пьесы Плавта и Теренция.
7. Римский театр Императорской эпохи. Трагедии Луция Аннея Сенеки.
8. Театр гуманистов (эрудитов). Ученая комедия, трагедия, пастораль.
9. Комедия дель арте и ее особенности.
10. Сравнительный анализ творческого метода великих испанских комедиографов – Лопе де Вега, Тирсо де Молины. Педро Кальдерона.
11. Фантастический (сказочный) период в драматургии В. Шекспира.
12. Сценическое искусство Англии эпохи Возрождения.
13. Декорационное искусство Италии эпохи Возрождения.
14. Сценическое искусство французского классицизма. Школа Расина, школа Мольера.
15. Драматургия П.-О. Бомарше.
16. Вольтер и театр.
17. Дэвид Гарик – реформатор английского театра эпохи просвещения.
18. Драматургия Г.-Э. Лессинга.
19. Английская драматургия романтизма. Байрон, Шелли.
20. Оноре де Бальзак и театр.
21. Драматургия Генрика Ибсена – предтечи новой драмы.
22. Символизм. Драматургия Мориса Метерлинка.
23. Великие английские актеры Эллен Терри, Генри Ирвинг, Эдит Эванс
24. Режиссура Западной Европы в конце XX – начале ХХI веков
25. Театр Жестокости.
26. Творчество Ежи Гротовского.
27. Джорджо Стрелер и «Пикколо театро ди Милано».
28. Драматургия Абсурда.
29. Эпический театр Б. Брехта. Сценическая история драматургии Брехта в Европе 40-80-х годов ХХ века.
30. Театр США на рубеже XX–XXI веков.
31. Современная зарубежная драматургия.
32. Тенденции современного мирового театра.
33. Русская комическая опера и история постановок. (А. Аблесимов, М. Попов, Н. Николев, Я. Княжнин и т.д.)
34. Фольклорные истоки русского театра. Скоморошьи игрища, медвежьи игры, обрядовые празднества. Их влияние на профессиональную русскую драматургию и сценическое искусство.
35. Российского театра первые актеры … Ф. Волков, И. Дмитревский, Т. Троепольская, А. Мусина-Пушкина.
36. Екатерина Семенова - великая русская актриса.
37. Творчество драматурга В. Озерова
38. Эволюция образа купца в драматургии А.Н. Островского.
39. Анализ «Маленьких трагедий А.С. Пушкина. (Тема, герой, событие.)
40. Создание императорских драматических театров. Характеристика эстетики театров, сравнение актерских школ. П. Мочалов – В. Каратыгин, реформа актерского искусства М. Щепкина)
41. Драматургия Алексея Константиновича Толстого.
42. Актеры Александринского театра: В. Асенкова, Н. Дюр.
43. Анализ репертуара Московского Художественного театра с 1898 по 1905г.
44. А.Я. Таиров и Камерный театр.
45. В.Э. Мейерхольд. Послереволюционное творчество. Конструктивизм и биомеханика. Театр социальной маски. Психологические постановки)
46. История постановки «Багрового острова» М. Булгакова в Камерном театре.
47. Михаил Булгаков и МХТ. История постановок.
48. Творчество М.Н. Ермоловой.
49. Драматургия А. Арбузова, Е. Шварца, С. Алешина, А. Володина, И. Дворецкого, В. Розова, А. Салынского, М. Шатрова Радзинский.
50. Режиссерское искусство Ю. Любимова,
51. А. Эфрос и театр.
52. М.Захаров и Ленком. Постановки, кинофильмы.
53. Режиссура Л. Хейфеца, В. Плучека, Р. Симонова. Ю. Завадский.
54. Театр «Современник» (1956), эстетика театра, первые спектакли, актеры, современное состояние театра
55. Режиссура Г.А. Товстоногова Работа в БДТ с 1956г.
56. Сценическая история пьес А. Вампилова.
57. Актерское искусство периода расцвета советского театра 60-80-х годов ХХ века. (А. Калягин, О. Табаков, О. Ефремов Т. Доронина, О. Даль, В. Гафт, М. Неелова, С. Любшин, А. Демидова, О. Борисов, К. Лавров, С. Юрский, А. Абдулов, Н. Караченцов, И. Чурикова, О. Янковский, О. Яковлева, А. Миронов, А. Папанов, Е. Лазарев, А. Джигарханян, А. Вертинская)
58. Постановки режиссера К. Серебренникова в МХТ.
Литература
1. Аникст, А. А. Театр эпохи Шекспира / А. А. Аникст. – Москва: Дрофа, 2006. – 288 с. – (Высшее образование).
2. Бояджиев, Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров / Г. Бояджиев. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2009. – 420 с.
3. Дживелегов, А. К. Театр (Итальянский театр; Становление комедии дель арте; Маски комедии дель арте; Художественные средства комедии дель арте; Основные эстетические принципы комедии дель арте; Исторические судьбы комедии дель арте; Приложения) // Искусство итальянского Возрождения: учебное пособие / А. К. Дживелегов. – Москва: ГИТИС, 2007. – С. 11–322.
4. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX–XX вв.: очерки / отв. ред. М. Ю. Давыдова. – Москва: РГГУ, 2001. – 436 с.
5. История зарубежного театра: учебное пособие в 4-х томах /под ред. Г.Н. Бояджиева –М. Просвещение 1984
6. История зарубежного театра: учебник. – Санкт-Петербург: Искусство, 2005. – 576 с. – (Academia XXI).
7. Хрестоматия по истории зарубежного театра: учеб, пособие / под ред. Л. И. Гительмана. – Санкт-Петербург: Изд-во СПГАТИ, 2007. – 640 с.
Дополнительная литература
1. Барбой, Ю. М. К теории театра / Ю. Барбой. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГАТИ, 2009. – 240 с.
2. Беккет, С. Осколки. – Москва: Текст, 2009.
3. Гилилов, И. Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна великого Феникса / И. Гилилов. – Москва: Режиссер. Актер. Театр, 1996.
4. Дживелегов, А. К. Итальянская народная комедия: Comedia dell arte / А. К. Дживелегов. – Москва: Изд-во Академии наук СССР, 1962. – 288 с.
5. Зинцов, Олег. Тела и границы. Европейский театр: физиология [Электронный ресурс] // Искусство кино. – 2007. – № 3. – Режим доступа: http://www.kinoart.ru/magazine/03-2007/review/fis0703/.
6. Иллюстрированная история мирового театра / под ред. Джона Рассела Брауна. –Москва: БММ. – 592 с.
7. Искусство режиссуры за рубежом: первая половина XX века: хрестоматия: учеб, пособие для вузов. – СПб. Изд-во СПб ГАТИ; Изд-во Чистый лист, 2004. – 320 с.
8. Искусство режиссуры. XX век: антология. – Москва: АРТ, 2008. –768 с.
9. Максимов, В. Век Антонена Арто: авторский сб. / В. Максимов. – Москва: Лики России, 2005. – 400 с.
10. Менандр. Комедии. Фрагменты / пер. с древнегреч.; сост. В. Н. Ярхо. – Москва: Наука, 1982. – 574 с.
11. Молодцова, М. М. Некоторые историко-критические суждения театроведов XX века о комедии дель арте // Театрон. – 2010. – № 1. – С. 21–43.
12. Новарина, Валер. Жертвующий актер / перевод с французского Екатерины Дмитриевой //Новое литературное обозрение. – 2005. –№ 73. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/no31-pr.html.
13. Пронина, А. А. Образ художника и тема творчества в пьесах Теннеси Уильямса // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – Москва: ГИТИС, 2004. – Вып. 1. – С. 43–63.
14. Синьорелли, Ольга. Элеонора Дузе / Ольга Синьорелли; пер. с итал.А. С. Короткова; послесл. и прмеч. С. М. Грищенко. – Москва: Искусство, 1975. – 168 с.: ил.
15. Стрелер, Джорджо. Театр для людей. Мысли, записанные, высказанные и осуществленные / Джорджо Стрелер; пер. с итал. и коммент. С. Бушуевой. – Москва: Радуга, 1984. – 310 с.
16. Театр как социологический феномен. – Москва: Алетейя, 2009. – 520 с. – (Социология и экономика искусства. Научное наследие).
17. Трубочкин, Д. В. «Все в порядке! Старец пляшет…»: Римская комедия плаща в действии / Д. В. Трубочкин. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2005. – 424 с.: ил.
18. Финкельштейн, Е. Л. Фредерик Леметр / Е. Л. Финкельштейн. – Ленинград: Искусство, 1968. – 254 с.: ил.
19. Ярхо, В. Н. Древнегреческая литература. Комедия / В. Н. Ярхо. – Москва: Лабиринт, 2002. – 256 с. – (Античное наследие).
20. Ярхо, В. Н. Древнегреческая литература. Трагедия / В. Н. Ярхо. – Москва: Лабиринт, 2002. – 256 с. – (Античное наследие).
21. Ярхо, В. Н. Менандр. У истоков европейской комедии. / В.Н. Ярхо. – Москва: Лабиринт, 2004. – 448 с.
22. Ярхо, В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса / В.Н. Ярхо. – Москва: Лабиринт, 2004. – 360 с.
Энциклопедические и справочные издания
1. Барба, Э. Словарь театральной антропологии. Тайное искусство исполнителя / Эудженио Барба, Никола Саварезе; пер. с фр. – Москва: Изд-во «Артист. Режиссер. Театр», 2010. – 320 с.: ил.
2. Большая Советская энциклопедия: В 30 т. – Москва, 1969–1978.
3. Мифы народов мира. В 2 т. - Москва, 1981.
4. Пави, П. Театральный словарь / П. Пави. – Москва, 2003.
5. Приглашение в театр [Электронный ресурс] / – 1 электрон. опт. диск. –
6. Театр: энциклопедия. – Москва: Олма-Пресс, 2002. – 320 с.
7. Театр [Электронный ресурс]: энциклопедия. Т. 2. Опера. – Москва: ООО «Кордис & Медиа», 2006. – 1 электрон. опт. диск.
8. Театр [Электронный ресурс]: энциклопедия. Т. 3. Драма (Драматический театр). – Москва: ООО «Кордис & Медиа», 2006. – 1 электрон. опт. диск.
9. Театральная энциклопедия. В 5 т. – Москва, 1961 – 1965.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 279.