Цель: изучить педагогическое наследие Н.К. Крупской в ракурсе проблем культурно-просветительной работы.
Задачи: выявить перспективы использования идей Н.К. Крупской в современной культурно-просветительной работе.
Вопросы для обсуждения:
1. Н.К. Крупская – организатор образования и теоретик советской педагогики.
2. Проблема воспитания «нового человека» в педагогическом наследии Н.К. Крупской: понимание воспитания, воспитание и развитие, цель воспитания, личность и коллектив.
3. Н.К. Крупская о воспитании морали: сочетание исторически преходящего и актуального.
4. Н.К. Крупская о различных направлениях воспитательной работы (трудовое воспитание, эстетическое (художественное) воспитание и др.).
5. Н.К. Крупская и вопросы внешкольной воспитательной работы.
6. Н.К. Крупская и проблемы обучения (развитие познавательных интересов, принципы обучения и др.)
7. Н.К. Крупская об учителе.
Методическая рекомендация: при подготовке вопросов обязательно использовать первоисточники (тексты самой Н.К. Крупской, а не только имеющиеся интерпретации)
Литература:
1. Крупская Н.К. Чем должен владеть учитель, чтобы быть хорошим советским педагогом // Хрестоматия по педагогике /Сост.: М.Г. Бушканец и др. – М., 1976. – С.19.
2. Крупская Н.К. Мерила оценки педагога //Там же. – С.20-21.
3. Крупская Н.К. Воспитание //Там же. С.41-42.
4. Крупская Н.К. Заключительное слово на Всероссийском совещании работников детских библиотек //Там же. С.51.
5. Крупская Н.К. Проблема коммунистического воспитания //Там же. С.109-111.
6. Крупская Н.К. К вопросу о целях школы //Там же. С.111-112.
7. Крупская Н.К. О труде подростков //Там же. - С.245.
8. Крупская Н.К. Надо учиться работать головой и руками //Там же. – С.247-248.
9. Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания //Там же. – С.353-356.
10. Крупская Н.К. Совещание по физическому воспитанию школьников в массовой школе //Там же. – С.268-269.
11. Крупская Н.К. Нашей смене – всестороннее развитие //Там же. – С.313-314.
12. Крупская Н.К. Заметки о коммунистическом воспитании //Там же. – С.314-316.
13. Крупская Н.К. Какой нам нужен учебник //Там жеС.336-337.
14. Крупская Н.К. На борьбу за образцовую школу //Там же. – С.358-359.
15. Крупская Н.К. методические заметки //Там же. – С.377-382.
16. Крупская Н.К. Науку на помощь политико-просветительной работе //Вопросы обучения без отрыва от производства. – М., 1960. – С.51-55.
17. Очерки истории советской педагогики (1917 – 1980) /Под ред. Н.П. Кузиной. – М., 1986.
18. Млечин Л. Крупская. – М., 2011.
19. См. также приложенные файлы.
2.Задания для самостоятельной работы
1. Просмотрите журналы «Педагогика», «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Народное образование» за последние два года. Составьте картотеку заинтересовавших вас статей по проблемам воспитания. Сделайте необходимые выписки.
2. Составьте собственный словарик современных форм воспитательной работы. В качестве опоры можно использовать статью Л. Горбалевой Словарь современных форм воспитательной работы. //Воспитание школьников. – 2002. - №2;3
3. Используя различные учебные пособия, научную литературу, составьте словарик основных категорий курса «Теория и методика воспитания». Укажите различия в том, как раскрывают данные понятия разные авторы (3 - 4 автора).
4. На основании материалов статьи Б. Куприянова «Классификация форм воспитательной работы» (//Воспитание школьников. – 2002. - №4;5) сделайте вывод о том, на основании какого критерия была разработана предложенная автором классификация.
5. Пользуясь материалами лекций, специальной литературой, изучите современные концепции воспитания (Коротова В.М., Караковского В.А., Ухтомского А.А., Созонова В.П., Бондаревской Е.В. и др.) и составьте таблицу «Современные концепции содержания воспитания» по образцу:
Название | Основные идеи | Задачи | Условия реализации |
1 | 2 | 3 | 4 |
На основании таблицы напишите аналитический отчет, включающий в себя размышления по поводу:
· актуальности и необходимости данных концепций,
· наличия нетрадиционного подхода к процессу воспитания,
· научной обоснованности идей и т.п.
Выскажите собственное мнение о достоинствах и недостатках изученных вами концепций, а также предложения по поводу их усовершенствования и внедрения.
6. Сделайте сравнительный анализ основных методов воспитания по схеме:
· метод воспитания, его сущность,
· педагогические условия использования,
· преимущества и недостатки,
· трудности в использовании.
7. Решите предложенные Е. Бодиной педагогические задачи (статья «Педагогические ситуации» в журнале «Воспитание школьников» за 1998 г., № 4-5). Придумайте (вспомните) и решите несколько подобных задач, пользуясь алгоритмом:
· выявите суть противоречия, возникшего между участниками данной ситуации,
· определите педагогическую цель, которую необходимо достичь в процессе ее решения,
· найдите несколько вариантов достижения цели,
· выберите и обоснуйте наиболее эффективный способ решения педагогической задачи,
· определите критерии, по которым можно судить о достигнутых результатах.
8. Подготовьте беседу с родителями: «Народные воспитательные традиции и их использование в воспитательном процессе» по плану:
· Народная педагогика как социально-педагогическое явление.
· Цели воспитания в народной педагогике: идея совершенного человека, привитие привычки к труду, воспитание здорового поколения, развитие детского ума, формирование нравственного сознания и поведения.
· Многообразие форм и средств воспитания в народной педагогике: игра, труд, ритуалы общения, обычаи, традиции.
· Культурный и воспитательный потенциал народных педагогических традиций в современном обществе.
· Возможности использования народной педагогики в семейном воспитании.
Методические рекомендации размещены на платформе Sakai [https://sakai.pomorsu.ru/portal/ИПиП]
Дата: 2019-02-19, просмотров: 248.