Цель: изучить методологию педагогического исследования.
Задачи: выявить специфику диагностического исследования в педагогике.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о педагогическом исследовании и его методологии.
2. Классификация методов педагогического исследования.
3. Характеристика каждой группы методов педагогического исследования.
4. Установите, какие методы исследования являются собственно педагогическими, а какие широко используются в других науках.
5. Подготовьте сообщение об одном из нетрадиционных методов исследования, используемых сегодня педагогикой (методы математического анализа, методы моделирования т.д.)
Студенты разбиваются на 3-4 группы. Выбирается общая тема исследования (достаточно несложная, чтобы быть исследованной в рамках занятия, но и интересная студентам. Например, «Жизненные ценности современного студенчества», «Я и университет» и пр.).
Каждая группа выбирает один из методов педагогического исследования, например, анкетирование, ранжирование, наблюдение (самонаблюдение), проективные методы, и самостоятельно разрабатывает все необходимые материалы с учетом требований, предъявляемых к каждому методу исследования. Затем все методы апробируются на группе. Группы анализируют полученные результаты, обмениваются ими. Завершается занятие анализом:
1. Студенты оценивают работу каждой группы, высказывают замечания, отмечают положительные стороны проделанной работы.
2. Студенты сопоставляют данные по одной теме, полученные в ходе использования различных методов исследования, пытаются объяснить возможные несоответствия, оценивают степень объективности и субъективности результатов.
Перечень заданий для самостоятельной работы студентов
1. Составьте картотеку основных категорий педагогики (воспитание образование, обучение, развитие личности, формирование личности, педагогический процесс и др.) используя различные учебные пособия, укажите различия в том, как раскрывают данные понятия разные авторы.
2. составьте представление (описание) современных отраслей педагогической науки по следующей схеме: название отрасли, время возникновения, ее задачи, краткая характеристика, взаимосвязь с другими науками и отраслями педагогического знания.
3. сделайте аналитическое описание одной из педагогических парадигм. Отразите следующее:
- философское основание парадигмы;
- методологические идеи, лежащие в ее основе (ведущая идея, концепция личности и ее развития, сущность педагогического взаимодействия, особенности понятийного аппарата);
- теоретические аспекты: цель воспитания и образования, содержание воспитания и образования.
- особенности технологии воспитания и образования.
4.Приведите классификацию трех групп методов научно-педагогического исследования. В каждой группе дайте подробную характеристику наиболее важного, на ваш взгляд, метода.
5. Указать цели научно-педагогического исследования. Привести алгоритм выполнения научно-педагогического исследования. В интернете найти (указать) сайт, где размещены кандидатские и докторские научно-педагогические исследования. Привести интернет-ссылку на любую кандидатскую (докторскую) диссертацию по педагогике.
Творческое задание:
Составьте список терминов, с которыми Вы познакомились, изучая данную тему. Дайте объяснение каждому термину, запомните его! («Диагностика», «шкала», «пилотаж», «респондент» и т.д.)
Литература:
1. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М., 1991.
2. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. М., 1993.
3. Введение в научное исследование по педагогике. /Под ред. В.И.Журавлева - М.: Просвещение , 1988.
4. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. - М., 1989.
5. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001.
6. Изучение личности школьника учителем / Под ред. З.И.Васильевой, Т.К.Ахаян, М.Г.Казакиной, Н.Ф.Радионовой. - М., 1991.
7. Педагогика: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / ред. Л. П. Крившенко. М.: Проспект, 2007
8. Методика педагогических исследований. - Киев: Вища школа, 1976.
9. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И.Кочетова - Мн.. 1987.
10. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. - М.: Педагогика, 1989.
11. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М.: Просвещение, 1988.
12. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 192.