Тема 2. Диагностика воспитанности личности и коллектива
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель:  изучить методологию педагогического исследования.

Задачи: выявить специфику диагностического исследования в педагогике.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о педагогическом исследовании и его методологии.

2. Классификация методов педагогического исследования.

3. Характеристика каждой группы методов педагогического исследования.

4. Установите, какие методы исследования являются собственно педагогическими, а какие широко используются в других науках.

5. Подготовьте сообщение об одном из нетрадиционных методов исследования, используемых сегодня педагогикой (методы математического анализа, методы моделирования т.д.)

 

Студенты разбиваются на 3-4 группы. Выбирается общая тема исследования (достаточно несложная, чтобы быть исследованной в рамках занятия, но и интересная студентам. Например, «Жизненные ценности современного студенчества», «Я и университет» и пр.).

 

Каждая группа выбирает один из методов педагогического исследования, например, анкетирование, ранжирование, наблюдение (самонаблюдение), проективные методы, и самостоятельно разрабатывает все необходимые материалы с учетом требований, предъявляемых к каждому методу исследования. Затем все методы апробируются на группе. Группы анализируют полученные результаты, обмениваются ими. Завершается занятие анализом:

1. Студенты оценивают работу каждой группы, высказывают замечания, отмечают положительные стороны проделанной работы.

2. Студенты сопоставляют данные по одной теме, полученные в ходе использования различных методов исследования, пытаются объяснить возможные несоответствия, оценивают степень объективности и субъективности результатов.

 

Перечень заданий для самостоятельной работы студентов

1. Составьте картотеку основных категорий педагогики (воспитание образование, обучение, развитие личности, формирование личности, педагогический процесс и др.) используя различные учебные пособия, укажите различия в том, как раскрывают данные понятия разные авторы.

2. составьте представление (описание) современных отраслей педагогической науки по следующей схеме: название отрасли, время возникновения, ее задачи, краткая характеристика, взаимосвязь с другими науками и отраслями педагогического знания.

3. сделайте аналитическое описание одной из педагогических парадигм. Отразите следующее:

- философское основание парадигмы;

- методологические идеи, лежащие в ее основе (ведущая идея, концепция личности и ее развития, сущность педагогического взаимодействия, особенности понятийного аппарата);

- теоретические аспекты: цель воспитания и образования, содержание воспитания и образования.

- особенности технологии воспитания и образования.

4.Приведите классификацию трех групп методов научно-педагогического исследования. В каждой группе дайте подробную характеристику наиболее важного, на ваш взгляд, метода.

5. Указать цели научно-педагогического исследования. Привести алгоритм выполнения научно-педагогического исследования. В интернете найти (указать) сайт, где размещены кандидатские и докторские научно-педагогические исследования. Привести интернет-ссылку на любую кандидатскую (докторскую) диссертацию по педагогике.

Творческое задание:

Составьте список терминов, с которыми Вы познакомились, изучая данную тему. Дайте объяснение каждому термину, запомните его! («Диагностика», «шкала», «пилотаж», «респондент» и т.д.)

Литература:

1. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М., 1991.

2. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. М., 1993.

3. Введение в научное исследование по педагогике. /Под ред. В.И.Журавлева - М.: Просвещение , 1988.

4. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. - М., 1989.

5. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2001.

6. Изучение личности школьника учителем / Под ред. З.И.Васильевой, Т.К.Ахаян, М.Г.Казакиной, Н.Ф.Радионовой. - М., 1991.

7. Педагогика: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / ред. Л. П. Крившенко. М.: Проспект, 2007

8. Методика педагогических исследований. - Киев: Вища школа, 1976.

9. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И.Кочетова - Мн.. 1987.

10. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. - М.: Педагогика, 1989.

11. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М.: Просвещение, 1988.

12. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987.



Дата: 2019-02-19, просмотров: 168.