Кон И.С. Материнство и отцовство: роли, чувства, отношения. – В кн. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. С.227 – 238
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

11. Семейно-бытовая культура. Пособие для слушателей университетов Минск, 1987.

12. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М.,1974.

13. Семенова М. Мы – славяне! СПб, С.239 – 279.

14. Семья: прошлое и настоящее // Курьер. Юнеско. 1989. Сентябрь.

15. Современная семья у народов зарубежной Европы. Опыт этносоциального исследования. М., 1993.

16. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.

17. Периодические издания: «Живая старина», «Советская этнография», «Педагогика», «Народное творчество», «Северные просторы», «Гео».

Тема 9. Проблема гуманизации и гуманитаризации образования

Цель: проанализировать различные аспекты гуманизации и гуманитаризации воспитания, как составной части образования человека.

Задачи: выявить специфику понятия «цель воспитания», рассмотреть особенности целеполагания и его психологических механизмов.

 

Вопросы для обсуждения:

1) Цель воспитания - основополагающая категория педагогики. Развитие представлений о целях воспитания в истории педагогической мысли.

2) Целеполагание как компонент организации целостного педагогического процесса и как процесс выработки цели. Психологические механизмы и алгоритм целеполагания. Виды целей воспитания: стратегические, оперативные и тактические цели. Идеальная и реальная цели воспитания.

3) Всестороннее развитие личности как идеальная цель воспитания; базовая культура личности - реальная цель воспитания в современной школе (концепция О.С.Газмана).

4) Взаимосвязь целей и содержания воспитания. Содержание воспитания как специфический опыт человечества, выражающий духовный мир личности, совокупность деятельности, общения и отношений. Понятия «Гуманизация» и «гуманитаризация» образования.

5)   Характеристика современных концепции содержания воспитания в отечественной педагогике: функционально-ролевая (В.М.Коротов, В.М.Таланчук), потребностно-мотивационная (В.П.Созонов), адаптивной школы (Е.Я.Ямбург), школы самосовершенствования личности (А.А.Ухтомский), базовой культуры личности (О.С.Газман), личностно-ориентированного воспитания (Е.В.Бондаревская) и др.

Творческие задания:

1. Проанализируйте по предложенной схеме воспитательные системы различных педагогов

- имя педагога, страна, эпоха;

- мировоззрение;

- цель воспитания;

- факторы формирования личности;

- принципы образования (и воспитания;

- задачи и содержание образования;

- организация обучения;

- методы обучения и воспитания;

- нравственное воспитание и дисциплина;

- роль учителя.

2. Покажите, чем было вызвано разнообразие подходов, послуживших основанием для тех или иных формулировок целей воспитания.

3. Приведите доказательства или опровержения правомерности всестороннего и гармонического развития личности как цели воспитания.

4. Подумайте, какую цель воспитания ставит современная школа.

Литература:

1. Гербарт И.Ф. Первые лекции по педагогике. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981. – С.324-326.

2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 1998.

3. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. -–М.: Учпедгиз, 1963.

4.  История образования за рубежом и в России /Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2001.

5. История педагогики /Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 1998. - Ч. 1-2.

6. Коменский Я.А. Великая дидактика //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – С.80-163.

7. Королев Ф.Ф. Всестороннее развитие личности //Педагогическая энциклопедия. В 4-х т. – М., 1964. – Т.1.

8. Новое педагогическое мышление /Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1989.

9. Немцов А.А. Целеполагание как творчество //Педагогика //2002. – 4. – С.15-20.

10. Ответственная личность или свободная личность. О выработке цели воспитания //Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. – М.: Интерпракс, 1994. – С.7-19.

11. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания /Под общ. ред. Е.В. Бондаревской. – М; Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 1999.

12. Оуэн Р. Лекции о рациональной системе устройства общества //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – С.424-427.

13. Педагогические термины. Учебно-методические рекомендации для студентов /Отв. ред. Ф.Б. Барашкова. – Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. – С. 74-76.

14. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.:БРЭ, 2002.

15. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – М.: Академия, 2002.

16. Ушинский К.Д. Три элемента школы //Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения /Сост. Э.Д. Днепров. –М.: Педагогика, 1974. – Т.1. – С.32-51.

17. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии //Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – Т.1. Пункт «Стремление к счастью: значение цели в жизни». – С. 348 – 358.

18. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: ВШ, 1997.

19. Целеполагание в педагогике //Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2001 – С.62-82.

20. Цели воспитания //Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1996. – С. 143 – 180.

21. Шварцман К.А. Философия и воспитание. – М.: Политиздат, 1989.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 388.