11. Семейно-бытовая культура. Пособие для слушателей университетов Минск, 1987.
12. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М.,1974.
13. Семенова М. Мы – славяне! СПб, С.239 – 279.
14. Семья: прошлое и настоящее // Курьер. Юнеско. 1989. Сентябрь.
15. Современная семья у народов зарубежной Европы. Опыт этносоциального исследования. М., 1993.
16. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.
17. Периодические издания: «Живая старина», «Советская этнография», «Педагогика», «Народное творчество», «Северные просторы», «Гео».
Тема 9. Проблема гуманизации и гуманитаризации образования
Цель: проанализировать различные аспекты гуманизации и гуманитаризации воспитания, как составной части образования человека.
Задачи: выявить специфику понятия «цель воспитания», рассмотреть особенности целеполагания и его психологических механизмов.
Вопросы для обсуждения:
1) Цель воспитания - основополагающая категория педагогики. Развитие представлений о целях воспитания в истории педагогической мысли.
2) Целеполагание как компонент организации целостного педагогического процесса и как процесс выработки цели. Психологические механизмы и алгоритм целеполагания. Виды целей воспитания: стратегические, оперативные и тактические цели. Идеальная и реальная цели воспитания.
3) Всестороннее развитие личности как идеальная цель воспитания; базовая культура личности - реальная цель воспитания в современной школе (концепция О.С.Газмана).
4) Взаимосвязь целей и содержания воспитания. Содержание воспитания как специфический опыт человечества, выражающий духовный мир личности, совокупность деятельности, общения и отношений. Понятия «Гуманизация» и «гуманитаризация» образования.
5) Характеристика современных концепции содержания воспитания в отечественной педагогике: функционально-ролевая (В.М.Коротов, В.М.Таланчук), потребностно-мотивационная (В.П.Созонов), адаптивной школы (Е.Я.Ямбург), школы самосовершенствования личности (А.А.Ухтомский), базовой культуры личности (О.С.Газман), личностно-ориентированного воспитания (Е.В.Бондаревская) и др.
Творческие задания:
1. Проанализируйте по предложенной схеме воспитательные системы различных педагогов
- имя педагога, страна, эпоха;
- мировоззрение;
- цель воспитания;
- факторы формирования личности;
- принципы образования (и воспитания;
- задачи и содержание образования;
- организация обучения;
- методы обучения и воспитания;
- нравственное воспитание и дисциплина;
- роль учителя.
2. Покажите, чем было вызвано разнообразие подходов, послуживших основанием для тех или иных формулировок целей воспитания.
3. Приведите доказательства или опровержения правомерности всестороннего и гармонического развития личности как цели воспитания.
4. Подумайте, какую цель воспитания ставит современная школа.
Литература:
1. Гербарт И.Ф. Первые лекции по педагогике. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981. – С.324-326.
2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 1998.
3. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. -–М.: Учпедгиз, 1963.
4. История образования за рубежом и в России /Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2001.
5. История педагогики /Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 1998. - Ч. 1-2.
6. Коменский Я.А. Великая дидактика //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – С.80-163.
7. Королев Ф.Ф. Всестороннее развитие личности //Педагогическая энциклопедия. В 4-х т. – М., 1964. – Т.1.
8. Новое педагогическое мышление /Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1989.
9. Немцов А.А. Целеполагание как творчество //Педагогика //2002. – 4. – С.15-20.
10. Ответственная личность или свободная личность. О выработке цели воспитания //Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. – М.: Интерпракс, 1994. – С.7-19.
11. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания /Под общ. ред. Е.В. Бондаревской. – М; Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 1999.
12. Оуэн Р. Лекции о рациональной системе устройства общества //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – С.424-427.
13. Педагогические термины. Учебно-методические рекомендации для студентов /Отв. ред. Ф.Б. Барашкова. – Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. – С. 74-76.
14. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.:БРЭ, 2002.
15. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – М.: Академия, 2002.
16. Ушинский К.Д. Три элемента школы //Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения /Сост. Э.Д. Днепров. –М.: Педагогика, 1974. – Т.1. – С.32-51.
17. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии //Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – Т.1. Пункт «Стремление к счастью: значение цели в жизни». – С. 348 – 358.
18. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: ВШ, 1997.
19. Целеполагание в педагогике //Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2001 – С.62-82.
20. Цели воспитания //Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1996. – С. 143 – 180.
21. Шварцман К.А. Философия и воспитание. – М.: Политиздат, 1989.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 388.