Тема 5. Классный руководитель как организатор межличностного взаимодействия в системе «воспитатель-воспитанник»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: изучить педагогические основы деятельности классного руководителя в современной школе, освоить технологию планирования воспитательной работы.

Задачи: выявить специфику работы классного руководителя (воспитателя) в современных условиях

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности деятельности классного руководителя в современной школе.

2. Основные директивные и инструктивные документы о работе классного руководителя, его функционально-должностных обязанностях.

3. Характеристика основных положений программы О.С.Газмана «Основные подходы к содержанию деятельности классного руководителя в новых условиях».

4. Планирование воспитательной работы. Виды и формы планов. Требования к плану воспитательной работы.

Темы для выступлений:

1. Классный час в системе воспитательной работы классного руководителя.

2. Взаимодействие классного руководителя и учителей предметников. Педагогический консилиум.

3. История института классного руководства.

 

Творческие задания:

1. На основании изученной литературы, результатов собственного исследования опыта работы классного руководителя сделайте подборку материалов «Виды планов воспитательной работы». Опишите их достоинства и недостатки.

2. Составьте тематический и календарный планы воспитательной работы на четверть, отразив в нем цели, задачи, содержание и формы деятельности классного руководителя.  

3. Составьте график регламентированных видов работы классного руководителя (классных часов, собраний, дежурств, вечеров, родительских собраний и т.д.) на основании программ «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни».

Литература:

1. Азаров Ю.П. Методика воспитательной работы. – М., 1989.

2. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. - М.,1981.

3. Бочкарев В. Правовые основы взаимоотношений учителя, ученика, родителей //Воспитание школьников. – 1991. - № 2.

4. Васильева Е.Ю. Нормативно-правовые и научные основы воспитания. - Архангельск, 1997.

5. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. - М., 1992.

6. Гордин Л. Мастерство организаторской деятельности классного руководителя // Воспитание школьников. - 1983. - № 5.

7. Гуткина Л.Д. Должностные обязанности классного руководителя// Классный руководитель. – 1999. - № 3.

8. Демакова И.Д. С верою в ученика: особенности воспитательной работы классного руководителя. - М., 1989.

9. Иванов А.В. Исторический очерк по становлению и развитию института классного

10. Основные подходы к содержанию деятельности классного руководителя в новых условиях // Воспитание школьников. - 1992. - № 1-2.

11. Педагогика /Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2003.

12. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем - М.,1986.

13. Юхтенко Л.И., Шарипова Л.К. Функциональные обязанности классного руководителя// Классный руководитель. – 1999. - № 1.


Тема 6. Технология коллективного целеполагания и планирования

Цель: углубление знаний по теме, совершенствование умений по педагогическому руководству формированием коллектива, изучить теорию и технологию коллективного творческого воспитания.

Задачи: выявить специфику коллективного целеполагания и планирования

Теоретическая часть:

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «группа», «объединение», «коллектив», коллективная жизнедеятельность и свобода волеизъявления личности.

2. Коллектив как фактор развития личности, среда общения и совместной деятельности, признаки, функции, структура, этапы развития, критерии сформированности коллектива.

3. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива с учетом возраста детей: развитие межличностных отношений, общественного мнения, навыков коллективной деятельности,системы самоуправления.

4. Методы формирования и изучения коллектива.

5. Понятие «коллективное творческое воспитание».

6. История коммунарского воспитания.

7. Основные идеи коллективного творческого воспитания.

8. Коллективное творческое дело как центральный элемент коллективного творческого воспитания.

9. Признаки, этапы и принципы организации КТД.

10. Технология целеполагания, подготовки, проведения и коллективного анализа коллективного творческого дела.

 

Темы для сообщений и рефератов:

1.Теория коллектива в трудах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.

2.Методы формирования общешкольного коллектива в школе В.А. Караковского.

3. История коммунарского движения в Архангельской области.

4. И.П.Иванов – идеолог коллективного творческого воспитания.

 

Практическая часть

Решение задач и выполнение упражнений, связанных с формированием коллектива и педагогическим управлением его развитием.

Литература:

1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. – М., 1999.

2. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М., 1982.

  1. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1992.

4. Классному руководителю: Учебно-методическое пособие /Под ред. М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 1999.

5. Коротов В.М. Развитие воспитательной функции коллектива. – М., 1974.

6. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. – М., 1972.

7. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1990. – С. 135.

8. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М., 1983.

9. Педагогика /Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2003.

10. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.

11. Практикум по педагогике /Под ред. З.И. Васильевой. – М., 1988.

12. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. – М., 1978.

13. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981.

14. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М., 1981.

15. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.

16. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – М., 1990.

  1. Борисова Л. Не учи учителя, или несколько доводов в защиту КТД //Народное образование. – 1991. - № 9.

18. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. - М., 1982.

19. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М.,1990.

20. Иванов И.П. Энциклопедия КТД. - М., 1989.

21. Караковский В.А. Общечеловеческие ценности - основа учебно-воспитательного процесса. - М., 1993.

22.  Коваль С.А. Педагогика сотрудничества, коммунарская методика как интеллектуальное наследие в работе со студентами // Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра /Отв. Ред. Б.Ю. Пахомова. – Архангельск, 2001. – С.93-105.

23.  Кудряшова Е.В. Педагогика сотрудничества и формирование будущих лидеров // Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра /Отв. Ред. Б.Ю. Пахомова. – Архангельск, 2001. – С.93-105. – С.53-58.

24. Кумарин В.В. Коллектив – среда обитания школьников // Педагогика. - 1994. - № 4.

25. Личность и коллектив: поиск гармонии (материалы «круглого стола») // Педагогика. – 1992. - № 1-2.

26.  Максакова В.И. Штаб школьников г. Архангельска как педагогический феномен //Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра /Отв. Ред. Б.Ю. Пахомова. – Архангельск, 2001. – С.28-36.

27. Поляков С.Д. О новом воспитании. – М., 1990.

28. Почему разноречивы суждения о коммунарской методике воспитания? //Советская педагогика. - 1988. - № 12.

29. Прозументова Г.Н. Осуществление цели формирования коллектива // Советская педагогика. - 1988. - № 9.

30. Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову. – М., 1989.

31. Царева Н.П. Сущность и эффективность коммунарской методики //Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра /Отв. Ред. Б.Ю. Пахомова. – Архангельск, 2001. – С.7-17.

32. Чекалин В.И. О плюсах и минусах коммунарской методики // Советская педагогика. - 1988. - № 9.




Дата: 2019-02-19, просмотров: 174.