Цель: изучить педагогические основы деятельности классного руководителя в современной школе, освоить технологию планирования воспитательной работы.
Задачи: выявить специфику работы классного руководителя (воспитателя) в современных условиях
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности деятельности классного руководителя в современной школе.
2. Основные директивные и инструктивные документы о работе классного руководителя, его функционально-должностных обязанностях.
3. Характеристика основных положений программы О.С.Газмана «Основные подходы к содержанию деятельности классного руководителя в новых условиях».
4. Планирование воспитательной работы. Виды и формы планов. Требования к плану воспитательной работы.
Темы для выступлений:
1. Классный час в системе воспитательной работы классного руководителя.
2. Взаимодействие классного руководителя и учителей предметников. Педагогический консилиум.
3. История института классного руководства.
Творческие задания:
1. На основании изученной литературы, результатов собственного исследования опыта работы классного руководителя сделайте подборку материалов «Виды планов воспитательной работы». Опишите их достоинства и недостатки.
2. Составьте тематический и календарный планы воспитательной работы на четверть, отразив в нем цели, задачи, содержание и формы деятельности классного руководителя.
3. Составьте график регламентированных видов работы классного руководителя (классных часов, собраний, дежурств, вечеров, родительских собраний и т.д.) на основании программ «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни».
Литература:
1. Азаров Ю.П. Методика воспитательной работы. – М., 1989.
2. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. - М.,1981.
3. Бочкарев В. Правовые основы взаимоотношений учителя, ученика, родителей //Воспитание школьников. – 1991. - № 2.
4. Васильева Е.Ю. Нормативно-правовые и научные основы воспитания. - Архангельск, 1997.
5. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. - М., 1992.
6. Гордин Л. Мастерство организаторской деятельности классного руководителя // Воспитание школьников. - 1983. - № 5.
7. Гуткина Л.Д. Должностные обязанности классного руководителя// Классный руководитель. – 1999. - № 3.
8. Демакова И.Д. С верою в ученика: особенности воспитательной работы классного руководителя. - М., 1989.
9. Иванов А.В. Исторический очерк по становлению и развитию института классного
10. Основные подходы к содержанию деятельности классного руководителя в новых условиях // Воспитание школьников. - 1992. - № 1-2.
11. Педагогика /Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2003.
12. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем - М.,1986.
13. Юхтенко Л.И., Шарипова Л.К. Функциональные обязанности классного руководителя// Классный руководитель. – 1999. - № 1.
Тема 6. Технология коллективного целеполагания и планирования
Цель: углубление знаний по теме, совершенствование умений по педагогическому руководству формированием коллектива, изучить теорию и технологию коллективного творческого воспитания.
Задачи: выявить специфику коллективного целеполагания и планирования
Теоретическая часть:
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «группа», «объединение», «коллектив», коллективная жизнедеятельность и свобода волеизъявления личности.
2. Коллектив как фактор развития личности, среда общения и совместной деятельности, признаки, функции, структура, этапы развития, критерии сформированности коллектива.
3. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива с учетом возраста детей: развитие межличностных отношений, общественного мнения, навыков коллективной деятельности,системы самоуправления.
4. Методы формирования и изучения коллектива.
5. Понятие «коллективное творческое воспитание».
6. История коммунарского воспитания.
7. Основные идеи коллективного творческого воспитания.
8. Коллективное творческое дело как центральный элемент коллективного творческого воспитания.
9. Признаки, этапы и принципы организации КТД.
10. Технология целеполагания, подготовки, проведения и коллективного анализа коллективного творческого дела.
Темы для сообщений и рефератов:
1.Теория коллектива в трудах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.
2.Методы формирования общешкольного коллектива в школе В.А. Караковского.
3. История коммунарского движения в Архангельской области.
4. И.П.Иванов – идеолог коллективного творческого воспитания.
Практическая часть
Решение задач и выполнение упражнений, связанных с формированием коллектива и педагогическим управлением его развитием.
Литература:
1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. – М., 1999.
2. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М., 1982.
4. Классному руководителю: Учебно-методическое пособие /Под ред. М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 1999.
5. Коротов В.М. Развитие воспитательной функции коллектива. – М., 1974.
6. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. – М., 1972.
7. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1990. – С. 135.
8. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М., 1983.
9. Педагогика /Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2003.
10. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.
11. Практикум по педагогике /Под ред. З.И. Васильевой. – М., 1988.
12. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. – М., 1978.
13. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981.
14. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М., 1981.
15. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.
16. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – М., 1990.
18. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. - М., 1982.
19. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М.,1990.
20. Иванов И.П. Энциклопедия КТД. - М., 1989.
21. Караковский В.А. Общечеловеческие ценности - основа учебно-воспитательного процесса. - М., 1993.
22. Коваль С.А. Педагогика сотрудничества, коммунарская методика как интеллектуальное наследие в работе со студентами // Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра /Отв. Ред. Б.Ю. Пахомова. – Архангельск, 2001. – С.93-105.
23. Кудряшова Е.В. Педагогика сотрудничества и формирование будущих лидеров // Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра /Отв. Ред. Б.Ю. Пахомова. – Архангельск, 2001. – С.93-105. – С.53-58.
24. Кумарин В.В. Коллектив – среда обитания школьников // Педагогика. - 1994. - № 4.
25. Личность и коллектив: поиск гармонии (материалы «круглого стола») // Педагогика. – 1992. - № 1-2.
26. Максакова В.И. Штаб школьников г. Архангельска как педагогический феномен //Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра /Отв. Ред. Б.Ю. Пахомова. – Архангельск, 2001. – С.28-36.
27. Поляков С.Д. О новом воспитании. – М., 1990.
28. Почему разноречивы суждения о коммунарской методике воспитания? //Советская педагогика. - 1988. - № 12.
29. Прозументова Г.Н. Осуществление цели формирования коллектива // Советская педагогика. - 1988. - № 9.
30. Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову. – М., 1989.
31. Царева Н.П. Сущность и эффективность коммунарской методики //Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра /Отв. Ред. Б.Ю. Пахомова. – Архангельск, 2001. – С.7-17.
32. Чекалин В.И. О плюсах и минусах коммунарской методики // Советская педагогика. - 1988. - № 9.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 198.