Членам ПМПк следует обращать особое внимание на способность ребенка к регуляции поведения и к самоконтролю, а также на наличие психологических качеств, необходимых для адаптации в детском коллективе.
Если ребенок еще не учился в школе, то необходимо определить его готовность к школьному обучению - установить уровень умственного развития, эмоционально-волевой и социальной зрелости. К началу обучения в школе ребенок должен овладеть определенным объемом знаний и представлений об окружающем мире, а также умственными операциями и навыками речевого общения, проявлять познавательную активность. У ребенка должен быть сформирован ряд патофизических и психических функций: моторика, произвольное внимание, осмысленная память, пространственное восприятие.
В тех случаях, когда ребенок уже учится в школе, следует установить характер и причины имеющихся трудностей в учении, вскрыть структуру дефекта. В связи с тем, что на успешность обучения в значительной мере влияет обучаемость, нужно обратить на это особое внимание.
В ходе психологического обследования психолог выявляет:
- особенности психического развития ребенка (время сензитивных
периодов развития речи, движений и т. п.);
- начало формирования навыков опрятности, самообслуживания, общения с детьми;
- определяет состояние моторики, характер игры и др.
Обязательным является изучение не только отдельных психических
процессов, но и личности в целом.
Учитель-дефектолог осуществляет задачу всестороннего качественного
Анализа особенностей познавательной и игровой деятельности, коммуникативной и эмоционально-волевой сфер, пространственной и социально-бытовой ориентировки, личностного развития (т. е. диагностика развития). Педагогическое обследование, проводимое дефектологом, включает в себя: - выявление общей осведомленности, сформированности учебных навыков (знания по письму, чтению, математике и т. д.).
В ходе диагностики специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций отмечая степень самостоятельности обучающегося:
- «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект».
- «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет».
Содержание педагогической диагностики обеспечивает оценку готовности детей с ТМНР к самостоятельному осуществлению повседневной
деятельности в основных жизненных областях.
На основе результатов психолого-педагогического обследования составляется характеристика, включающая оценку развития обучающегося, имеющихся у него навыков и умений на момент проведения обследования. Психолого-педагогическая характеристика является итогом психолого-педагогического обследования ребенка, отражает установленный актуальный уровень его развития и становится основой последующей разработки СИПР и является ее структурным элементом.
В ходе диалога специалистов и при участии родителей (законных представителей) обсуждаются вопросы возможного изменения медицинской коррекции, проведения медицинского обследования, изменения подходов психолого-педагогической работы с ребенком, введения индивидуального графика посещения ребенком образовательной организации, даются рекомендации о внесении изменений в СИПР.
Структура СИПР обучающегося
На основе анализа результатов психолого-педагогического обследования ребенка экспертной группой образовательной организации разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР).
В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (п. 2.9.1 приложения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью) в структуре СИПР выделяют следующие разделы: Общие сведения персональные данные ребенка и его родителей.
I. Характеристика ребенка, составленная на основе результатов психолого-педагогического обследования, проведенного специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития, обучающегося и определения зоны его ближайшего развития.
II. Индивидуальный учебный план, отражающий доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные курсы, внеурочную деятельность и устанавливающий объем недельной нагрузки на обучающегося.
III. Содержание актуальных для образования конкретного обучающегося учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся).
IV. Условия реализации потребности в уходе (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур, передвижение) и присмотре (при необходимости).
V. Внеурочная деятельность обучающегося, перечень возможных
рабочих программ учебных предметов и коррекционных курсов и мероприятий внеурочной деятельности, в реализации которых ребенок примет участие.
VI. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.
VII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося, содержащая перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.
VIII. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
IX. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Содержание структурных компонентов СИПР
I. Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его
родителях.
II. Характеристика ребенка составляется на основе результатов
психолого-педагогического обследования, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния уровня развития, обучающегося и определения зоны его ближайшего развития
Психолого-педагогическая характеристика должна отражать оценку развития обучающегося на момент составления программы, приоритетные направления воспитания и обучения ребенка, в том числе:
а) данные о психическом и физическом здоровье обучающегося,
двигательном и сенсорном развитии ребенка;
б) особенности проявления познавательных процессов: восприятия,
внимания, памяти, мышления;
в) состояние сформированности устной речи и речемыслительных
операций;
г) поведенческие и эмоциональные реакции ребенка;
д) характерологические особенности личности ребенка;
е) форсированность социально значимых навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, интеллектуальные умения (счет, письмо, чтение, содержание представлений об окружающих предметах, явлениях), самообслуживание, предметно-практическая деятельность;
ж) потребность в уходе и присмотре, необходимый объем помощи со стороны окружающих (полная/частичная, постоянная/эпизодическая);
з) выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания.
В характеристике важно отразить условия обучения и воспитания ребенка в семье, отношение близких родственников к его образованию, формулировку заключения ПМПК. При составлении характеристики важно избегать общих фраз, отмечая особенности ребенка.
В структуру характеристики включаются:
1) сведения о семье (социально-бытовые условия, взаимоотношения
в семье, отношение к ребенку);
2) заключение ПМПК;
3) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии
ребенка;
4) характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);
5) особенности проявления познавательных процессов: восприятия,
внимания, памяти, мышления;
6) уровень сформированности импрессивной и экспрессивной речи;
7) уровень сформированности социально значимых навыков, умений: коммуникативные возможности (речь и общение), игровая деятельность, базовые учебные действия; математические представления; представления об окружающем мире; самообслуживание, предметно-практическая деятельность (действия с материалами, предметами, инструментами; бытовая, трудовая деятельность);
8) потребность в уходе и присмотре (необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая);
9) выводы по итогам оценки: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.
III. Индивидуальный учебный план отличается от учебного плана образовательной организации, реализующей второй вариант АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В учебном плане образовательной организации выделяется две части, объем которых определен ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью:
I обязательная часть включает шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами (60 %).
II часть формируется участниками образовательного процесса и включает коррекционные занятия и внеурочные мероприятия (40 %).
Вместе с тем указанный объем относится к АООП в целом, но не к СИПР, который имеет свою структуру (п. 2.9.1 приложения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью), включающую индивидуальный учебный план. Набор учебных предметов и коррекционных курсов составляется из общего учебного плана АООП в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, возможностями и особенностями развития конкретного обучающегося с указанием объема недельной учебной нагрузки.
Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося
При организации образования на основе СИПР список и содержание предметов и коррекционных курсов, включенных в индивидуальный учебный план (далее - ИУП), а также индивидуальная недельная нагрузка обучающегося могут варьироваться. С учетом ступени обучения, комплектации класса составляется календарно-тематический план по предмету на группу обучающихся и недельное расписание класса/ступени, в котором учитывается время и место проведения уроков/занятий с каждым ребенком в индивидуальной или групповой форме разными специалистами. Календарно-тематический план разрабатывается на основе содержания СИПР каждого обучающегося класса (ступени).
Индивидуальные учебные планы детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, как правило, включают занятия коррекционной направленности. Для таких обучающихся учебная нагрузка формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом АООП.
У детей с менее выраженными интеллектуальными нарушениями больший объем учебной нагрузки распределяется на предметные области. Дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется ИУП и отражается в расписании занятий.
IV. Содержание образования на основе СИПР включает:
- перечень конкретных образовательных задач;
- возможные (планируемые) результаты образования обучающегося,
в соответствии с содержанием учебных предметов;
- коррекционные занятия;
- программы формирования базовых учебных действий; нравственного
воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся;
- индивидуальный график профессионального ухода и присмотра;
- программа внеурочной деятельности.
Задачи образования формулируются в СИПР в качестве возможных
(планируемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год. Одинаковые или близкие образовательные задачи по учебным предметам, включенные в СИПР отдельных обучающихся, позволяют объединить детей в группы и становятся основой для составления календарно-тематического плана на группу обучающихся по предмету.
V. Создание условий для реализации потребностей в уходе и присмотре. При необходимости, когда формирование у обучающихся навыков самообслуживания, передвижения, контроля за своим поведением оказывается невозможным или ограниченным, в образовательной организации создаются условия для реализации потребностей в уходе и присмотре.
Выделяются следующие области и требования профессионального ухода:
- прием пищи (кормление и помощь при приеме пищи, соблюдая правила кормления и этикета);
- одевание, раздевание и забота о внешнем виде (одевание и раздевание полностью или оказание частичной помощи ребенку, выбор опрятной одежды, соответствующей погоде и ситуации; забота о комфортности, прическе и внешнем виде ребенка);
- передвижение (например, в кресле-коляске, на вертикализаторе, подъемнике или другом устройстве, перенос на руках с соблюдением техники безопасности);
- совершение гигиенических процедур: с ребенком (смена памперса, уход за телом с использованием средств гигиены, регулярность в выполнении процедур по гигиене тела); в помещении (проветривание, уборка и дезинфекция помещений, сантехники, дидактических материалов); поддержка жизненно важных функций организма (выполнение назначений врача: прием лекарств, профилактика пролежней и др.); реализация коммуникативных и социально-эмоциональных потребностей (создание комфортной окружающей обстановки, восполнение недостатка личного общения).
Области и требования профессионального присмотра:
- обеспечение безопасной среды (подготовка учебного места, помещений и игровых участков на территории организации с учетом особенностей поведения обучающихся: отсутствие в свободном доступе мелких и колюще- режущих предметов, защита на дверях и окнах, индивидуальное сопровождение);
- составление четких алгоритмов на случай возникновения разных непредвиденных ситуаций, связанных с безопасностью жизни и здоровья
обучающихся;
- ведение журнала травм (учет факта получения травмы, фиксации обстоятельств и присутствовавших при этом сопровождающих, оказанной помощи, мер по профилактике).
В индивидуальном графике осуществления профессионального ухода и присмотра указываются время, содержание деятельности, лицо, осуществляющее уход и присмотр, перечень необходимых специальных материалов и средств.
VI. Внеурочная деятельность по направлениям в структуре СИПР представлена планом мероприятий внеурочной деятельности. Его реализация осуществляется в ходе проведения внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др.
Внеурочная деятельность организуется преимущественно в групповой форме, в которой должна быть предусмотрена совместная деятельность детей с нарушениями развития и обучающихся из различных организаций, не имеющих ОВЗ. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Таким образом, внеурочная деятельность призвана способствовать общему развитию и социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий.
Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников. При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей. Задачи и мероприятия, реализуемые во внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную образовательную программу.
Внеурочная деятельность не является дополнительным образованием обучающихся и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время: каникулярные, выходные и праздничные дни.
VII. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
Психолого-педагогическая работа с ребенком проводится разными специалистами. Согласно требованиям, к кадровому обеспечению ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в реализации АООП участвует междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники), компетентных в понимании особых образовательных потребностей обучающихся, способных обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку. В список специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР, могут входить: учитель класса и/или предмета (музыки, физкультуры / адаптивной физкультуры, технологии и др.), учитель-логопед, учитель- дефектолог, педагог-психолог и др.
VIII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося. При разработке данного раздела СИПР учитываются психологический портрет родителей, отношение родителей к ребенку в целом и к его образованию в частности. Недостаток информации или ее искажение по правовым, психолого- педагогическим, медицинским вопросам помощи нередко приводит к ошибочным действиям со стороны родителей в отношении ребенка. Кроме того, трудности в семье (психологические, межличностные, материальные), негативное отношение социального окружения приводят к изолированности семьи, нередко и к ее распаду. В такой ситуации не следует ожидать, что члены семьи будут сразу готовы к сотрудничеству с педагогами. Последние рискуют быть не услышанными не потому, что родители не хотят этого, а потому что они не готовы к взаимодействию. Поэтому специалистам важно осознавать необходимость психологической помощи родителям. Именно она обычно является первым шагом на пути к устойчивому сотрудничеству семьи и специалистов.
IX . Психолого-педагогическая помощь родителям (законным представителям) включает следующие мероприятия, проводимые образовательной организацией:
• консультации по всем вопросам оказания психолого-педагогической помощи ребенку;
• просвещение по вопросам воспитания и обучения ребенка-инвалида;
• участие родителей (законных представителей) в разработке СИПР;
• согласование требований к ребенку и выбор единых подходов к его
воспитанию и обучению в условиях образовательной организации и семьи;
• помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома;
• выполнение заданий, составленных специалистами образовательной организации для занятий с ребенком в домашних условиях;
• участие родителей в работе психолого-медико-педагогических консилиумов по актуальным вопросам помощи их ребенку;
• регулярные контакты родителей и специалистов (телефон, интернет, дневник и др.) в течение всего учебного года и др.
В целях психологической поддержки родителей, по их желанию, организуются группы, в которых родители обсуждают специально отобранные психологом темы. В рамках данного направления проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с психологом.
Важную психотерапевтическую роль играет родительский клуб, где организуется общение родителей и детей в форме проведения культурно-досуговых мероприятий, а также тематических встреч, на которых обсуждаются актуальные вопросы развития и социальной интеграции ребенка. По мере разрешения психологических проблем, развития общения с другими более опытными родителями создаются благоприятные условия для расширения сотрудничества со специалистами образовательной организации по вопросам обучения и воспитания детей.
Родители часто оказываются некомпетентными в правовых вопросах, от решения которых зависит материальное состояние семьи и обеспечение условий для развития ребенка в условиях дома. В связи с этим проводится социально-правовая поддержка семей, включающая такие виды деятельности, как: проведение тематических семинаров для родителей с целью их юридического просвещения по вопросам прав и льгот, предоставляемых семьям, воспитывающим ребенка-инвалида; индивидуальные консультации членов семьи по правовым вопросам; помощь в составление письменных документов (обращений, заявлений, ходатайств и пр.) и др.
Согласованные с родителями (законными представителями) мероприятия, направленные на поддержку и сопровождение семьи, заносятся в программу сотрудничества семьи и образовательной организации, которая становится составной частью СИПР.
Необходимо включать родителей (законных представителей) в решение вопросов, связанных с управлением образовательной организацией. Представители родительской общественности входят в состав совета образовательной организации и участвуют в принятии решений, связанных с организацией ее работы. Родители и созданные ими некоммерческие общественные организации участвуют в сетевой работе совместно с образовательной организацией, привлекая дополнительные средства на реализацию социально значимых проектов, направленных на социальную интеграцию обучающихся.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 233.