Умственная отсталость обучающихся, осложненная в той или иной форме нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально- волевой сферы, определяет их особые образовательные потребности. Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР – это комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие выраженных нарушений интеллектуального развития, часто в сочетанных формах с другими психофизическими нарушениями. Учет таких потребностей определяет необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач.
К общим аспектам реализации особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психофизического развития относятся:
- время начала образования;
- содержание образования;
- подбор специальных методов и средств обучения;
- особая организация обучения;
- расширение границ образовательного пространства;
- продолжительность образования;
- определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.
Время начала образования ребенка с ТМНР имеет определяющее значение для его дальнейшего развития, предполагает учет потребности в максимально возможном раннем начале комплексной коррекции нарушений. Основному общему образованию ребенка с тяжелыми нарушениями развития должен предшествовать период ранней помощи и дошкольного образования, что является необходимой предпосылкой оптимального образования в школьном возрасте. Актуально выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами жизни.
Содержание образования ребенка с ТМНР имеет свои особенности. В индивидуальный учебный план включаются специальные учебные предметы и коррекционные курсы, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка. В адаптированную основную образовательную программу входят такие учебные предметы, как «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек»; коррекционные курсы по альтернативной коммуникации, сенсорному развитию, формированию предметных действий и др.
Через подбор специальных методов и средств обучения обеспечивается потребность в построении индивидуальной образовательной траектории ребенка, использовании специфических методов и средств обучения, в более дифференцированном, поэтапном обучении. Например, к специальным средствам обучения относятся печатные изображения, предметные и графические алгоритмы, электронные средства коммуникации, внешних стимулов и т. п.
Особая организация обучения направлена на учет потребности
в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной, временной и смысловой организации образовательной среды. Например, дети с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра изначально нуждаются в индивидуальной подготовке до реализации групповых форм образования, в особом структурировании образовательного пространства и времени, дающим им возможность поэтапно («пошагово») понимать последовательность и взаимосвязь явлений и событий окружающей среды.
Определение границ образовательного пространства предполагает учет потребности в максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательного учреждения. Например, формирование навыков социальной коммуникации необходимо осуществлять в реальной обстановке магазина, кафе, поликлиники, общественного транспорта и др.
Продолжительность образования. Руководствуясь принципом
нормализации жизни, общее образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР по адаптированной основной общеобразовательной программе происходит в течение 13 лет. Процесс образования может происходить как в классах с 1 дополнительного по 12 (по одному году обучения в каждом), так и в близко возрастных классах (группах) по возрастающим ступеням обучения.
С учетом трудностей переноса сформированных действий в новые условия названный аспект актуален для обучающихся с ТМНР, особенно для поддержания самостоятельности и активности в расширении спектра жизненных компетенций.
Необходимо обеспечить в процессе образования ребенка с ТМНР его потребность в согласованных требованиях, предъявляемых со стороны всех окружающих его людей; потребность в совместной работе специалистов разных профессий: специальных психологов и педагогов, социальных работников, специалистов здравоохранения, а также родителей. Кроме того, при организации образования необходимо учитывать круг контактов особого ребенка, который может включать обслуживающий персонал организации, волонтеров, родственников, друзей семьи и др.
Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции в условиях
образовательной организации и в семье.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 1389.