Спектр особых образовательных потребностей, обучающихся по второму варианту АООП чрезвычайно широк и определяется большим диапазоном различных психофизических нарушений и особенностей развития детей с ТМНР.
При приеме в образовательную организацию ребенка с ТМНР администрация образовательной организации руководствуется ФЗ № 273 и Приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
При поступлении ребенка в образовательную организацию родители (законные представители) пишут заявление на имя директора, предоставляют рекомендации ПМПК и индивидуальную программу реабилитации/абилитации (для детей с инвалидностью).
При приеме обучающихся образовательная организация знакомит родителей (законных представителей) с Уставом образовательной организации и локальными актами, регламентирующими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными документами.
Зачисление ребенка в образовательную организацию происходит на основании приказа директора образовательной организации после приема от родителей (законных представителей) ребенка документов, установленных законодательством Российской Федерации.
На основе приказа директора образовательной организации утверждается экспертная группа для разработки специальной индивидуальной программы развития (далее – СИПР), учитывающей специфические образовательные потребности детей с ТМНР. В задачи экспертной группы входит:
- разработка СИПР,
- ее реализация,
- оценка и анализ результатов освоения индивидуальной программы
развития ребенком.
Комплектование классов. Описание условных групп, обучающихся строится на анализе психолого-педагогических данных, но не предполагает разделение детей в образовательной организации на группы/классы по представленным выше характеристикам.
Комплектация классов (ступеней) происходит с учетом возраста, особенностей психофизического развития обучающихся, степени их потребности в уходе, присмотре и посторонней помощи. В каждом классе (на ступени) могут быть представлены дети, имеющие нарушения различной этиологии и степени тяжести.
С учетом количества обучающихся, материально-технических и других условий образовательной организации допускается объединение классов и формирование разновозрастных ступеней обучения:
1) первая ступень – от 6,5-8 лет до 10 лет (1-3 годы обучения);
2) вторая ступень – от 11 до 13 лет (4-6-й годы обучения);
3) третья ступень – от 14 до 16 лет (7-9-й годы обучения).
Наполняемость класса/группы обучающихся по варианту 2 АООП образования детей с интеллектуальными нарушениями, согласно требований СанПиН не должна превышать пяти человек. Состав обучающихся в классе должен быть смешанным, и даже важно, чтобы в нем были представители каждой из разных типологических групп.
Рекомендуется следующее комплектование класса/группы обучающихся по варианту 2 АООП образования детей с интеллектуальными нарушениями:
- до двух обучающихся из первой группы;
- один обучающийся из второй группы;
- два или три обучающихся из третьей группы.
Сбалансированная вариативная комплектация классов/групп позволяет:
- создать условия, которые благоприятствуют тому, что дети, несмотря на их разные возможности, учатся подражать и помогать друг другу;
- рационально распределять нагрузку персонала класса, связанную с уходом за детьми и обеспечением их безопасности.
Возможно также объединение двух классов в одном помещении, при этом вместе с увеличением числа обучающихся увеличивается количество персонала (не менее четырех взрослых на десять обучающихся). При таком распределении обучающихся расширяются возможности моделирования образовательного процесса в условиях организации.
Варианты моделирования образовательного процесса в условиях сдвоенного класса:
Так, например, 10 обучающихся сдвоенного класса могут быть единовременно распределены следующим образом:
- с пятью обучающимися третьей группы проводит урок учитель класса
и ему ассистирует воспитатель (или помощник);
- с двумя обучающимися (второй группы) проводятся коррекционно-
развивающие занятия (логопед и учитель адаптивной физкультуры);
- с двумя обучающимися (первой группы) занимается второй учитель
класса (коррекционный курс);
- с одним обучающимся (первой группы) проводит занятие воспитатель
(или помощник) по заданию, подготовленному специалистом.
Форма проведения уроков и коррекционных курсов/занятий может быть индивидуальная или групповая. Она выбирается специалистами с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и сформированности у них базовых учебных действий. Если уровень базовых учебных действий низкий (или они не сформированы), то в соответствии с программой формирования базовых учебных действий, планируется индивидуальное расписание и режим пребывания обучающегося в образовательной организации.
Продолжительность пребывания ребенка в организации, предпочитаемая часть дня (например, утро или послеобеденное время) устанавливается психолого-медико-педагогическим консилиумом, с учетом психоэмоционального состояния ребенка и его готовности к нахождению и обучению в среде сверстников.
В качестве критерия готовности пребывания в группе сверстников можно рассматривать отсутствие постоянного крика, постоянной вокализации, повышенной двигательной активности, открытой агрессии, направленной на окружающих.
В групповой форме обучения могут принимать участие все обучающиеся класса или несколько (от двух детей). Малые группы формируются с учетом задач, поставленных в СИПР каждого обучающегося, и готовности обучающихся к освоению содержания учебного предмета.
Уроки и занятия коррекционных курсов, проводимые специалистами организации, представлены в расписании класса в соответствии с учебным планом образовательной организации и индивидуальными учебными планами обучающихся класса.
Учет проведенных индивидуальных / групповых уроков (занятий) осуществляется в журнале класса (ступени).
Выбор и использование форм, методов, технологий обучения зависит от особенностей развития обучающихся и образовательных задач, сформулированных в СИПР.
Формирование базовых учебных действий детей с ТМНР происходит в форме индивидуальной работы специалиста с ребенком, с постепенным дозированным увеличением времени его пребывания в группе сверстников. По мере формирования базовых учебных действий и готовности обучающегося к нахождению и обучению с другими детьми время пребывания ребенка в образовательной организации вообще и в классе (на ступени) постепенно увеличивается.
Основное условие развития детей с ТМНР – специальная психолого-педагогическая помощь, которая осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьёй. Развивающее обучение детей с ТМНР выстраивается по нескольким актуальным направлениям:
- сенсорное развитие,
- обучение предметно-практической деятельности,
- социальная адаптация.
Специфика множественных нарушений влечет за собой полную и постоянную зависимость ребенка во всех сферах жизни. Дети не только не могут передвигаться, умываться, одеваться, самостоятельно есть, они также могут не уметь говорить, читать, писать, бегать. Отсутствие навыка коммуникации, ясного и понятного для всех языка общения делает каждого ребенка с множественными нарушениями непохожим на других детей.
Перевод обучающегося на следующую ступень обучения осуществляется максимально приближенно к возрасту. При этом учитываются потребности в пролонгированном обучении, выходящим за рамки школьного возраста. Например, обучение самостоятельному проживанию в условиях квартиры, где продолжается формирование бытовых навыков, навыков социально-коммуникативной деятельности и организации свободного времени; обучение доступной трудовой деятельности, ремеслу в условиях сопровождаемого трудоустройства или специальных мастерских.
Дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития требуют постоянной, интенсивной поддержки в более чем одной жизненно важной деятельности, для того, чтобы участвовать в интеграционных процессах и иметь возможность пользоваться всеми благами жизни, доступными другим людям.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 191.