По организации психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По организации психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР.

Разработка СИПР.

Мурманск, 2018г.

 

 

Министерство образования и науки Мурманской области

Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

 

 

Авторы составители:

Шистерова Т.А., учитель-логопед 

Ященко Е.Н., учитель-дефектолог

Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР. Разработка СИПР.

– Мурманск, 2018г.

Методические рекомендации предназначены для оказания методической помощи в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В рекомендациях отражены структура специальной индивидуальной программы развития ребенка (СИПР) и характеристика ее компонентов, представлен перечень нормативно- правовых документов, необходимых для разработки и реализации программы.

Методические рекомендации адресованы руководителям общеобразовательных организаций, членам психолого-медико-педагогических консилиумов, членам экспертной группы по составлению СИПР, педагогическим работникам.

Содержание

 

1. Введение……………………………………………………………...........4

2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР……………………………………………………...6

3. Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР…………………………………………………….12

4.  Регламент организации обучения детей с ТМНР………………………15

5. Организация работы психолого-педагогического консилиума………..20

6. Требования к проведению психолого-педагогического обследования детей с ТМНР ……………………………………………………………..21

7.  Направления работы специалистов психолого-медико-педагогического консилиума…………………………………………………………….......24

8. Структура СИПР обучающегося………………………………………...26

9. Содержание структурных компонентов СИПР обучающегося………..27

10.  Заключение ………………........................................................................37

11. Литература………………………………………………………………...38

12.  Нормативно-правовые документы……………………………………...39

 

Введение

В соответствии с пунктом 2.3 федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС), утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599, для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее –ТМНР), на основе требований ФГОС и адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП) организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (далее – СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся.

В структуру СИПР, в соответствии с пунктом 2.9.1 приложения к ФГОС, входит индивидуальный учебный план, через который реализуются следующие требования ФГОС: "обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП образования и организационных форм получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей" (абзац 7 пункта 1.12), а также пункта 2.2 ФГОС: "АООП образования реализуется с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение АООП образования на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося".

Механизмы реализации данных положений стандарта подробнее раскрываются в методических рекомендациях по вопросам внедрения ФГОС (письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07), где в пятой части, в разделе "Разработка СИПР" (пункт III "Индивидуальный учебный план"), в частности, указывается: "Следует различать учебный план организации, реализующей вариант 2 АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и индивидуальный учебный план (далее - ИУП). Первый включает две части: I - обязательная часть, включающая шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами; II - часть, формируемая участниками образовательного процесса, включающая коррекционные занятия и внеурочные мероприятия. Объем для частей определен стандартом соответственно 60 и 40 процентов.

Вместе с тем указанный объем относится к АООП в целом, но не к СИПР, который имеет свою структуру (пункт 2.9.1 приложения ФГОС), включающую индивидуальный учебный план. ИУП отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. ИУП включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося с указанием объема учебной нагрузки.

При организации образования на основе СИПР список предметов и коррекционных курсов, включенных в ИУП, а также индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться. ИУП детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, как правило, включают занятия коррекционной направленности.

Для таких обучающихся учебная нагрузка формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом АООП.

У детей с менее выраженными интеллектуальными нарушениями больший объем учебной нагрузки распределится на предметные области.

Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется ИУП и отражается в расписании занятий".

В случае необоснованного переноса всех предметов и часов из примерного учебного плана в индивидуальный учебный план создается риск нарушения требований ФГОС, сформулированных в пункте 1.12, а также в пункте 2.2 о необходимости учета особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, что может привести к нарушению права обучающегося на доступное образование.

В целях соблюдения права обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) на доступное образование образовательная организация создает экспертные группы, которые на основе данных психолого-педагогического обследования детей разрабатывают СИПР, включая ИУП. Важно, чтобы конкретный порядок разработки и реализации СИПР был принят педагогическим советом и утвержден приказом руководителя образовательной организации в качестве локального акта.

 

Требования к проведению психолого-педагогического обследования

Детей с ТМНР

 Психолого-педагогическая диагностика является необходимым структурным компонентом и средством оптимизации, коррекционно- развивающей работы в образовательной организации.

Психолого-педагогическая диагностика детей с ТМНР проводится с учетом следующих принципов:

Принцип комплексного изучения детей

Чтобы точно установить ограничения жизнедеятельности и функциональные возможности ребёнка, определить содержание коррекционно-развивающей работы с ним, важно совместно обсуждать данные, полученные при обследовании различными специалистами: врачами, учителями-дефектологами, психологами, социальными педагогами.

Принцип всестороннего изучения детей

Этот принцип предусматривает изучение ребёнка во всех областях его развития: моторика и передвижение, самообслуживание и быт, коммуникация и речь, социально-эмоциональное взаимодействие, познавательная, трудовая, досуговая деятельность, саморегуляция. Этот принцип предполагает обнаружение не просто отдельных ограничений жизнедеятельности, а связей между ними, установление иерархии обнаруженных проблем в развитии ребенка (т. е. первичные, вторичные).

Принцип целостного системного изучения ребенка

Принцип системности означает учет всех явлений, которые обусловили особенности развития ребёнка с ТМНР. Принцип целостности и системности реализуется в сборе и изучении данных о семье, ее составе, характере трудовой деятельности, режиме дня и состоянии предметно-развивающей среды в семье, а также анамнестических сведений. При этом важно выяснить, кто из ближайшего окружения наиболее заинтересован в развитии ребенка, кто оказывает ему максимальную поддержку и наиболее компетентен в вопросах взаимодействия с ним.

Принцип учета онтогенетического развития означает, что разработка диагностической карты, основных видов заданий для изучения детей с комплексными нарушениями, организация и проведение самого процесса обследования должны осуществляться с учетом появления видов деятельности ребенка в онтогенезе.

Специфические требования к проведению психолого-педагогического обследования ребенка с ТМНР:

1. При подборе диагностических заданий необходимо предусматривать, что дети с ТМНР лучше всего воспринимают задачи, решение которых связывается с вполне ощутимой пользой для них (еда, выделительная функция, защита). Диагностические задания должны включать ребёнка в привычные для него виды деятельности.

2. Для установления контакта с ребёнком с ТМНР следует определить свойственную ему стереотипную манеру поведения (навязчивую привязанность к специфическим и нефункциональным действиям и ритуалам) и подключиться к ней.

3. Экспериментальные диагностические методики должны представлять

собой сочетание вербальных и невербальных заданий, разработанных с учетом своеобразия речевого развития детей. В большинстве случаев следует использовать невербальные методики.

4. Диагностические задания должны быть доступны для выполнения, учитывать сочетания нарушений у детей, степень их тяжести. Особое внимание следует уделять способам предъявлений заданий (показ, использование табличек с текстом заданий или названий предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение).

5. Стимульный материал необходимо адаптировать в соответствии с познавательными, зрительными и двигательными возможностями ребёнка с ТМНР (величина, форма, объемность, цвет, контрастность).

6. Детям с нарушением опорно-двигательного аппарата для результативного выполнения диагностических заданий необходимо обеспечить удобное положение тела. Гармоничное мускульное напряжение способствует целенаправленному восприятию и двигательной активности (использование поддерживающих приспособлений: кольцо для руки, фиксатор для головы, вертикализатор или стойка, стол с вырезом, наклонная доска для лежания на животе, подтяжки и пояс для груди для детей с гипотонусом).

7. Педагогическая диагностика не проводится при плохом функциональном состоянии ребёнка с ТМНР (ребёнок не должен испытывать голод, жажду, боль и другие неприятные ощущения).

8. При выполнении диагностических заданий используется позитивное

подкрепление (следует знать, какая стимуляция ребёнку приятнее всего).

Диагностику рекомендуется проводить с применением следующих методов: метода беседы, метода направленного (включенного) педагогического наблюдения в ситуациях учебной и внеурочной деятельности, методов количественного и качественного анализа, графических методов.

Результаты обследования отражаются в протокол психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.

В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося

составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для разработки специальной индивидуальной программы развития на следующий учебный год. В целях информирования о результатах обучения детей их родителям (законным представителям) направляется информационное письмо, отражающее содержание предоставленной в течение учебного года психолого- педагогической помощи ребенку, динамику развития и оценку сотрудничества учреждения и семьи по вопросам воспитания и обучения ребенка.

 

Структура СИПР обучающегося

На основе анализа результатов психолого-педагогического обследования ребенка экспертной группой образовательной организации разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР).

В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (п. 2.9.1 приложения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью) в структуре СИПР выделяют следующие разделы: Общие сведения персональные данные ребенка и его родителей.

I. Характеристика ребенка, составленная на основе результатов психолого-педагогического обследования, проведенного специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития, обучающегося и определения зоны его ближайшего развития.

II. Индивидуальный учебный план, отражающий доступные для обучающегося приоритетные предметные   области, учебные предметы, коррекционные курсы, внеурочную деятельность и устанавливающий объем недельной нагрузки на обучающегося.

III. Содержание актуальных для образования конкретного обучающегося учебных  предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся).

IV. Условия реализации потребности в уходе (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур, передвижение) и присмотре (при необходимости).

V. Внеурочная деятельность обучающегося, перечень возможных

рабочих программ учебных предметов и коррекционных курсов и мероприятий внеурочной деятельности, в реализации которых ребенок примет участие.

VI. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.

VII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося, содержащая перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.

VIII. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

IX. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

 

Содержание структурных компонентов СИПР

I.  Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его

родителях.

II. Характеристика ребенка составляется на основе результатов

 психолого-педагогического обследования, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния уровня развития, обучающегося и определения зоны его ближайшего развития

Психолого-педагогическая характеристика должна отражать оценку развития обучающегося на момент составления программы, приоритетные направления воспитания и обучения ребенка, в том числе:

а) данные о психическом и физическом здоровье обучающегося,

двигательном и сенсорном развитии ребенка;

б) особенности проявления познавательных процессов: восприятия,

внимания, памяти, мышления;

в) состояние сформированности устной речи и речемыслительных

операций;

г) поведенческие и эмоциональные реакции ребенка;

д) характерологические особенности личности ребенка;

е) форсированность социально   значимых навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, интеллектуальные умения (счет, письмо, чтение, содержание представлений об окружающих предметах, явлениях), самообслуживание, предметно-практическая деятельность;

ж) потребность в уходе и присмотре, необходимый объем помощи со стороны окружающих (полная/частичная, постоянная/эпизодическая);

з) выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания.

В характеристике важно отразить условия обучения и воспитания ребенка в семье, отношение близких родственников к его образованию, формулировку заключения ПМПК. При составлении характеристики важно избегать общих фраз, отмечая особенности ребенка.

В структуру характеристики включаются:

1) сведения о семье (социально-бытовые условия, взаимоотношения

в семье, отношение к ребенку);

2) заключение ПМПК;

3) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии

ребенка;

4) характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);

5) особенности проявления познавательных процессов: восприятия,

внимания, памяти, мышления;

6) уровень сформированности импрессивной и экспрессивной речи;

7) уровень сформированности социально значимых навыков, умений: коммуникативные возможности (речь и общение), игровая деятельность, базовые учебные действия; математические представления; представления об окружающем мире; самообслуживание, предметно-практическая деятельность (действия с материалами, предметами, инструментами; бытовая, трудовая деятельность);

8) потребность в уходе и присмотре (необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая);

9) выводы по итогам оценки: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.

III. Индивидуальный учебный план отличается от учебного плана образовательной организации, реализующей второй вариант АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В учебном плане образовательной организации выделяется две части, объем которых определен ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью:

I обязательная часть включает шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами (60 %).

II часть формируется участниками образовательного процесса и включает коррекционные занятия и внеурочные мероприятия (40 %).

Вместе с тем указанный объем относится к АООП в целом, но не к СИПР, который имеет свою структуру (п. 2.9.1 приложения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью), включающую индивидуальный учебный план. Набор учебных предметов и коррекционных курсов составляется из общего учебного плана АООП в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, возможностями и особенностями развития конкретного обучающегося с указанием объема недельной учебной нагрузки.

Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося

При организации образования на основе СИПР список и содержание предметов и коррекционных курсов, включенных в индивидуальный учебный план (далее - ИУП), а также индивидуальная недельная нагрузка обучающегося могут варьироваться. С учетом ступени обучения, комплектации класса составляется календарно-тематический план по предмету на группу обучающихся и недельное расписание класса/ступени, в котором учитывается время и место проведения уроков/занятий с каждым ребенком в индивидуальной или групповой форме разными специалистами. Календарно-тематический план разрабатывается на основе содержания СИПР каждого обучающегося класса (ступени).

Индивидуальные учебные планы детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, как правило, включают занятия коррекционной направленности. Для таких обучающихся учебная нагрузка формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом АООП.

У детей с менее выраженными интеллектуальными нарушениями больший объем учебной нагрузки распределяется на предметные области. Дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется ИУП и отражается в расписании занятий.

IV. Содержание образования на основе СИПР включает:

- перечень конкретных образовательных задач;

- возможные (планируемые) результаты образования обучающегося,

в соответствии с содержанием учебных предметов;

- коррекционные занятия;

- программы формирования базовых учебных действий; нравственного

воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся;

- индивидуальный график профессионального ухода и присмотра;

- программа внеурочной деятельности.

Задачи образования формулируются в СИПР в качестве возможных

(планируемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год. Одинаковые или близкие образовательные задачи по учебным предметам, включенные в СИПР отдельных обучающихся, позволяют объединить детей в группы и становятся основой для составления календарно-тематического плана на группу обучающихся по предмету.

V. Создание    условий для реализации потребностей в уходе и присмотре.  При необходимости, когда формирование у обучающихся навыков самообслуживания, передвижения, контроля за своим поведением оказывается невозможным или ограниченным, в образовательной организации создаются условия для реализации потребностей в уходе и присмотре.

Выделяются следующие области и требования профессионального ухода:

- прием пищи (кормление и помощь при приеме пищи, соблюдая правила кормления и этикета);

- одевание, раздевание и забота о внешнем виде (одевание и раздевание полностью или оказание частичной помощи ребенку, выбор опрятной одежды, соответствующей погоде и ситуации; забота о комфортности, прическе и внешнем виде ребенка);

- передвижение (например, в кресле-коляске, на вертикализаторе, подъемнике или другом устройстве, перенос на руках с соблюдением техники безопасности);

- совершение гигиенических процедур: с ребенком (смена памперса, уход за телом с использованием средств гигиены, регулярность в выполнении процедур по гигиене тела); в помещении (проветривание, уборка и дезинфекция помещений, сантехники, дидактических материалов); поддержка жизненно важных  функций организма (выполнение назначений врача: прием лекарств, профилактика пролежней и др.);  реализация коммуникативных и социально-эмоциональных потребностей (создание комфортной окружающей обстановки, восполнение недостатка личного общения).

Области и требования профессионального присмотра:

- обеспечение безопасной среды (подготовка учебного места, помещений и игровых участков на территории организации с учетом особенностей поведения обучающихся: отсутствие в свободном доступе мелких и колюще- режущих предметов, защита на дверях и окнах, индивидуальное сопровождение);

- составление четких алгоритмов на случай возникновения разных непредвиденных ситуаций, связанных с безопасностью жизни и здоровья

обучающихся;

- ведение журнала травм (учет факта получения травмы, фиксации обстоятельств и присутствовавших при этом сопровождающих, оказанной помощи, мер по профилактике).

В индивидуальном графике осуществления профессионального ухода и присмотра указываются время, содержание деятельности, лицо, осуществляющее уход и присмотр, перечень необходимых специальных материалов и средств.

VI. Внеурочная деятельность по направлениям в структуре СИПР представлена планом мероприятий внеурочной деятельности. Его реализация осуществляется в ходе проведения внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др.

Внеурочная деятельность организуется преимущественно в групповой форме, в которой должна быть предусмотрена совместная деятельность детей с нарушениями развития и обучающихся из различных организаций, не имеющих ОВЗ. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов    как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Таким образом, внеурочная деятельность призвана способствовать общему развитию и социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий.

Для результативного процесса интеграции  в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников. При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей. Задачи и мероприятия, реализуемые во внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную образовательную программу.

Внеурочная деятельность не является дополнительным образованием обучающихся и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время: каникулярные, выходные и праздничные дни.

VII. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

Психолого-педагогическая работа с ребенком проводится разными специалистами. Согласно требованиям, к кадровому обеспечению ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в реализации АООП участвует    междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники), компетентных в понимании особых образовательных    потребностей обучающихся, способных обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку. В список специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР, могут входить: учитель класса и/или предмета (музыки, физкультуры / адаптивной физкультуры, технологии и др.), учитель-логопед, учитель- дефектолог, педагог-психолог и др.

VIII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося. При разработке данного раздела СИПР учитываются психологический портрет родителей, отношение родителей к ребенку в целом и к его образованию в частности. Недостаток информации или ее искажение по правовым, психолого- педагогическим, медицинским вопросам помощи нередко приводит к ошибочным действиям со стороны родителей в отношении ребенка. Кроме того, трудности в семье (психологические, межличностные, материальные), негативное отношение социального окружения приводят к изолированности семьи, нередко и к ее распаду. В такой ситуации не следует ожидать, что члены семьи будут сразу готовы к сотрудничеству с педагогами. Последние рискуют быть не услышанными не потому, что родители не хотят этого, а потому что они не готовы к взаимодействию. Поэтому специалистам важно осознавать необходимость психологической помощи родителям. Именно она обычно является первым шагом на пути к устойчивому сотрудничеству семьи и специалистов.

IX . Психолого-педагогическая помощь родителям (законным представителям) включает следующие мероприятия, проводимые образовательной организацией:

• консультации по всем вопросам оказания психолого-педагогической помощи ребенку;

• просвещение по вопросам воспитания и обучения ребенка-инвалида;

• участие родителей (законных представителей) в разработке СИПР;

• согласование требований к ребенку и выбор единых подходов к его

воспитанию и обучению в условиях образовательной организации и семьи;

• помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома;

• выполнение заданий, составленных специалистами образовательной организации для занятий с ребенком в домашних условиях;

• участие родителей в работе психолого-медико-педагогических консилиумов по актуальным вопросам помощи их ребенку;

• регулярные контакты родителей и специалистов (телефон, интернет, дневник и др.) в течение всего учебного года и др.

В целях психологической поддержки родителей, по их желанию, организуются группы, в которых родители обсуждают специально отобранные психологом темы. В рамках данного направления проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с психологом.

Важную психотерапевтическую роль играет родительский клуб, где организуется общение родителей и детей в форме проведения культурно-досуговых мероприятий, а также тематических встреч, на которых обсуждаются актуальные вопросы развития и социальной интеграции ребенка. По мере разрешения психологических проблем, развития общения с другими более опытными родителями создаются благоприятные условия для расширения сотрудничества со специалистами образовательной организации по вопросам обучения и воспитания детей.

Родители часто оказываются некомпетентными в правовых вопросах, от решения которых зависит материальное состояние семьи и обеспечение условий для развития ребенка в условиях дома. В связи с этим проводится социально-правовая поддержка семей, включающая такие виды деятельности, как: проведение тематических семинаров для родителей с целью их юридического просвещения по вопросам прав и льгот, предоставляемых семьям, воспитывающим ребенка-инвалида; индивидуальные консультации членов семьи по правовым вопросам; помощь в составление письменных документов (обращений, заявлений, ходатайств и пр.) и др.

Согласованные с родителями (законными представителями) мероприятия, направленные на поддержку и сопровождение семьи, заносятся в программу сотрудничества семьи и образовательной организации, которая становится составной частью СИПР.

Необходимо включать родителей (законных представителей) в решение вопросов, связанных с управлением образовательной организацией. Представители родительской общественности входят в состав совета образовательной организации и участвуют в принятии решений, связанных с организацией ее работы. Родители и созданные ими некоммерческие общественные организации участвуют в сетевой работе совместно с образовательной организацией, привлекая дополнительные средства на реализацию социально значимых проектов, направленных на социальную интеграцию обучающихся.

Заключение

Мониторинг результатов обучения проводится 2 раза в год, один раз в полугодие. В конце первого полугодия по итогам мониторинга экспертной группой в случае необходимости могут быть внесены изменения в СИПР. В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год.

Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Разработанная экспертной группой СИПР, внесенные в нее изменения принимаются педагогическим советом образовательной организации и утверждаются приказом руководителя.

Родители привлекаются к разработке СИПР и обязуются обеспечивать соблюдение правил внутреннего распорядка образовательной организации, регулярное посещение занятий ребенка в соответствии с расписанием, выполнение домашних заданий и рекомендаций специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными    нарушениями развития: программно методические материалы / И.М. Багажников, С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – (Коррекционная педагогика).

2. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – (Специальная психология).

3. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – М.: Мин-во образования и науки РФ, ГБОУ ВПО МГПУ, 2015.

4. Миненкова И.Н. Основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития. – Минск: БГПУ, 2011.

5. Научно-методическая разработка учебно-методического комплекса по реализации СИПР, включая мультимедийное обучение [Электронный ресурc]. – Код доступа: http: // умксипр. рф (или http: // ege.pskgu.ru).

6. Педагогические технологии обучения детей с нарушениями

интеллектуального развития: учебно-методическое пособие / под. ред.

И.М. Яковлевой. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2012.

7. Ткачёва В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М.: Национальный книжный центр, 2014. (Специальная психология.)

 

по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР.

Разработка СИПР.

Мурманск, 2018г.

 

 

Министерство образования и науки Мурманской области

Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

 

 

Авторы составители:

Шистерова Т.А., учитель-логопед 

Ященко Е.Н., учитель-дефектолог

Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР. Разработка СИПР.

– Мурманск, 2018г.

Методические рекомендации предназначены для оказания методической помощи в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В рекомендациях отражены структура специальной индивидуальной программы развития ребенка (СИПР) и характеристика ее компонентов, представлен перечень нормативно- правовых документов, необходимых для разработки и реализации программы.

Методические рекомендации адресованы руководителям общеобразовательных организаций, членам психолого-медико-педагогических консилиумов, членам экспертной группы по составлению СИПР, педагогическим работникам.

Содержание

 

1. Введение……………………………………………………………...........4

2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР……………………………………………………...6

3. Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР…………………………………………………….12

4.  Регламент организации обучения детей с ТМНР………………………15

5. Организация работы психолого-педагогического консилиума………..20

6. Требования к проведению психолого-педагогического обследования детей с ТМНР ……………………………………………………………..21

7.  Направления работы специалистов психолого-медико-педагогического консилиума…………………………………………………………….......24

8. Структура СИПР обучающегося………………………………………...26

9. Содержание структурных компонентов СИПР обучающегося………..27

10.  Заключение ………………........................................................................37

11. Литература………………………………………………………………...38

12.  Нормативно-правовые документы……………………………………...39

 

Введение

В соответствии с пунктом 2.3 федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС), утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599, для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее –ТМНР), на основе требований ФГОС и адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП) организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (далее – СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся.

В структуру СИПР, в соответствии с пунктом 2.9.1 приложения к ФГОС, входит индивидуальный учебный план, через который реализуются следующие требования ФГОС: "обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП образования и организационных форм получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей" (абзац 7 пункта 1.12), а также пункта 2.2 ФГОС: "АООП образования реализуется с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение АООП образования на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося".

Механизмы реализации данных положений стандарта подробнее раскрываются в методических рекомендациях по вопросам внедрения ФГОС (письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07), где в пятой части, в разделе "Разработка СИПР" (пункт III "Индивидуальный учебный план"), в частности, указывается: "Следует различать учебный план организации, реализующей вариант 2 АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и индивидуальный учебный план (далее - ИУП). Первый включает две части: I - обязательная часть, включающая шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами; II - часть, формируемая участниками образовательного процесса, включающая коррекционные занятия и внеурочные мероприятия. Объем для частей определен стандартом соответственно 60 и 40 процентов.

Вместе с тем указанный объем относится к АООП в целом, но не к СИПР, который имеет свою структуру (пункт 2.9.1 приложения ФГОС), включающую индивидуальный учебный план. ИУП отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. ИУП включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося с указанием объема учебной нагрузки.

При организации образования на основе СИПР список предметов и коррекционных курсов, включенных в ИУП, а также индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться. ИУП детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, как правило, включают занятия коррекционной направленности.

Для таких обучающихся учебная нагрузка формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом АООП.

У детей с менее выраженными интеллектуальными нарушениями больший объем учебной нагрузки распределится на предметные области.

Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется ИУП и отражается в расписании занятий".

В случае необоснованного переноса всех предметов и часов из примерного учебного плана в индивидуальный учебный план создается риск нарушения требований ФГОС, сформулированных в пункте 1.12, а также в пункте 2.2 о необходимости учета особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, что может привести к нарушению права обучающегося на доступное образование.

В целях соблюдения права обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) на доступное образование образовательная организация создает экспертные группы, которые на основе данных психолого-педагогического обследования детей разрабатывают СИПР, включая ИУП. Важно, чтобы конкретный порядок разработки и реализации СИПР был принят педагогическим советом и утвержден приказом руководителя образовательной организации в качестве локального акта.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 248.