Методы физического воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие физических качеств во время спортивных занятий достигается использованием определенных средств и методов физического воспитания. В физической подготовке студентов под термином «метод» понимается способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил спортивной деятельности. В процессе занятий физической культурой используются две большие группы методов:

− общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы;

− практические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

Общепедагогические методы включают:

− словесные методы. Применительно к спортивной тренировке различают рассказ, объяснение, беседу, анализ, обсуждение и др. Эффективность тренировочных занятий во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений;

− наглядные методы. В спортивной практике используются:

1) правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен;

2) демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся, тактических схем на макетах игровых площадок и полей и др.;

3) применение простейших ориентиров, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др.;

4) применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств, в том числе с программным управлением и обратной связью.

Практические методы:

Методы строго регламентированного упражнения направлены на освоение спортивной техники и воспитание физических качеств.

Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, выделяют методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-конструктивные). При применении целостно-конструктивного и расчлененно-конструктивного методов большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям. В имитационных упражнениях сохраняется общая структура основных упражнений, однако при их выполнении обеспечиваются условия, облегчающие освоение двигательных действий.

Среди методов, направленных преимущественно на совершенствование физических качеств, выделяют две основные группы: непрерывные и интервальные. Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений как с регламентированными паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха.

При использовании этих методов упражнения могут выполняться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режиме. При равномерном режиме интенсивность работы является постоянной, при переменном − варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант).

Непрерывный метод тренировки применяется в условиях равномерной и переменной работы, в основном используется для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности.

Равномерный метод характеризуется выполнением физических упражнений в течение относительно длительного времени с постоянной интенсивностью. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью. Недостатком этого метода является быстрое приспособление (адаптация) к нему.

Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем изменения скорости, темпа, ритма, амплитуды движения. Преимущество метода заключается в том, что он устраняет монотонность в работе; этот метод желательно применять для подготовленных спортсменов.

Интервальный метод характеризуется выполнением серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными произвольными паузами отдыха. В качестве примеров можно привести типичные серии, направленные на совершенствование специальной выносливости в беге: 10 х 400; 10 х 1000 м и др. Отдых заранее планируется и строго регламентируется. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1 − 3 мин (иногда до 15 − 30 с). Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения упражнения, сколько в момент отдыха.

Повторный метод характеризуется многократным повторением упражнений с определенным и направленным интервалом отдыха при условии достаточно полного восстановления работоспособности студента. Тренировочный эффект, в отличие от интервального метода, наблюдается только в период выполнения упражнения. Недостаток – он достаточно быстро исчерпывает энергетические ресурсы, могут возникнуть скоростной барьер, эффект перетренированности.

Метод круговой тренировки характеризуется выполнением специально подобранного комплекса упражнений с использованием ряда методов. Это метод сопряженного развития физических качеств и совершенствования навыков. Отличительные черты:

1) регламентация работы и отдыха на каждой станции;

2) индивидуализация нагрузки;

3) использование хорошо изученных упражнений;

4) последовательное включение в работу различных мышечных групп.

 

Игровой метод используется в процессе спортивной тренировки не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества, как ловкость, находчивость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива.

Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности

тренировочного процесса. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям студента, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон физической подготовленности. Тренировочные соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с официальными.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 206.