Возможно ли отсрочить свою смерть?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

«Конечно, возможно!» — скажет читатель, и он будет прав. Здоровый образ жизни, совершенствование функций своего организма, своевременное лечение болезней и предотвращение их углубления, правильная диета, физические упражнения и другие меры, сохраняя здоровье и молодость, продлевают жизнь человека. Об этом много сказано и написано, поэтому вряд ли есть смысл обсуждать здесь эти вопросы.

Нас интересует следующий вопрос: если человек вследствие старения и хронических заболеваний уже находится в таком состоянии, что смерть близка и наступит через несколько месяцев, и если он понимает, что состояние его безнадежно, может ли он отсрочить свою смерть ради достижения каких-то важных для себя целей?

Мы знаем, что встречаются такие случаи: умирающий ждет сына, который находится далеко, ждет его, дожидается, обнимает отпрыска и только после этого умирает. В народе вы можете найти сколько угодно таких рассказов. Эта тема нашла свое отражение и в художественной литературе. Насколько подобные рассказы достоверны?

У нас эта проблема специально не исследовалась. Но мне известно очень интересное исследование американца      Дейвидаа Филипса , результаты которого подтверждают возможность произвольного продления жизни      [146].

Этот исследователь сформулировал следующую гипотезу:      если люди действительно способны отсрочить свою смерть, тогда в месяц, предшествующий дню их рождения, должно умереть меньше людей, чем статистически среднее число . И напротив, после месяца их рождения должны умереть больше людей, чем статистически ожидаемое среднее их число.

 

Для проверки этой гипотезы он собрал сведения о днях рождения и смерти 1251 известных американцев. Речь идет, конечно же, о тех, кто умер своей естественной смертью.

Как это ни удивительно, гипотеза Д. Филипса подтвердилась: в течение месяца, предшествующего дню рождения, умерло на 17 % меньше людей, а в течение последующего за днем рождения месяца — на 13 % больше среднестатистического числа людей.

Затем        по уровню известности этих людей разделили на три группы. Было выдвинуто предположение, что, чем известнее человек, тем большее значение имеет приближение дня его рождения для продления жизни, так как этот день известен обществу, он публично отмечается, ожидаются награды и поздравления. В группу самых знаменитых американцев Д. Филипс включил Дж. Вашингтона, Б. Франклина, Марка Твена и других известных деятелей. Оказалось, что в этой группе самых знаменитых за месяц до дня рождения умерли па 78 % меньше, чем статистически среднее ожидаемое число людей. В то же время в третьей группе наименее знаменитых этот показатель был равен всего 20 %.

Создается впечатление, что, чем сильнее мотивы откладывания дня смерти, тем успешнее оно осуществляется. Автор исследования сообщает несколько интересных частных фактов. Например. Томас Джефферсон и Джон Адамс оба умерли 4-го июля 1826 года, т. е. в день 50-летнего юбилея провозглашения независимости США.

 

О механизмах, лежащих в основе произвольного перенесения дня собственной смерти можно делать только предположения. Но ясно одно: оно является частным выражением      способности к саморегулированию собственных физиологических и психических процессов. Наличие у нас такой способности не вызывает сомнения: в наши дни многие знают об аутогенной тренировке и других способах регулирования своего поведения и психических состояний, немало людей применяет эти способы на практике      [147].

Проблема механизмов откладывания дня смерти этим, конечно, не разрешается, необходимы новые исследования для углубленного понимания возможностей влияния психики на физиологические процессы организма. Такие исследования полезно проводить в различных странах для сравнения результатов. Но главное то, что раскрытие механизмов обнаруженного явления может иметь практическое значение: становится возможным стимулировать долголетие людей, приносящих наибольшую пользу обществу, а также близких нам лиц.

 

Три актуальных вопроса

 

Из числа наиболее часто задаваемых вопросов о смерти я выбрал здесь три и попытаюсь ответить на них.

1 .       Чем обусловлено усиление интереса людей к проблеме смерти? Умирание и смерть — неизбежный исход жизни, ее завершение. Развитие медицины и наук о человеке привело к тому, что стало необходимым углубленное изучение процесса умирания людей. Знание закономерностей этого процесса необходимо для оказания помощи людям на последнем этапе их земной жизни: продления жизни тех, кто еще может жить и даже трудиться, уменьшения страданий тех, смерть которых неминуема. Эти гуманистические цели способствовали усилению интереса к проблеме смерти. Вместе с тем смерть человека является повседневным явлением: каждый из нас рано или поздно теряет своих близких и в такие дни особенно остро чувствует близость смерти. Очень много случаев преждевременной смерти людей от различных несчастных происшествий.

Достаточно сказать, что в бывшем СССР ежегодно в автомобильных авариях погибало около 40 тыс. человек. В такой маленькой республике, как Армения, ежегодно вследствие автомобильных аварий погибают или получают увечья несколько сот человек. Многие погибают во время локальных войн, которые то и дело вспыхивают в различных частях мира. Словом, смерть все время перед нашими глазами. Естественно, что мыслящие люди хотели бы побольше знать о ней, в частности о том, остается ли жить после смерти тела душа человека, его психическое «Я». Живут ли наши дорогие покойники после смерти? Как нам жить после них, чем лучше увековечить их память?

Наконец, проблема умирания и смерти привлекает все большее внимание вследствие того, что продолжительность жизни людей в развитых странах перевалила за 70, везде много престарелых людей, которые нередко страдают характерными для их возраста болезнями, страдают сами и причиняют страдания другим. В этом смысле современные общества заметно постарели. А там, где есть много старых людей, мысли о смерти чаще посещают как их, ожидающих смерти, так и их близких.

Наконец, интерес к глубоким проблемам жизни и смерти — признак, так сказать, психологического и философского созревания личности. Причем этот интерес в настоящее время реализуется с помощью научных исследований. А это уже другой уровень подхода к проблеме смерти по сравнению с религиозным подходом, основанным на вере.

2 .       Почему смерть вызывает у человека отвращение? Исследовав данный вопрос в исторической перспективе, Э. Кюблер-Росс установила, что у всех народов и во все времена смерть вызывала страх и отвращение      [148].

Почему?

Дело, оказывается, в том, что      на подсознательном уровне никто не верит в то, что должен умереть, т. е. никто не способен представить конец своей жизни на Земле, а если и пытается представить, то лишь как результат вредного воздействия внешних злых сил. Говоря проще, согласно представлениям нашей подсознательной психики, мы можем лишь      быть убитыми . Человеку трудно себе представить, что он умрет вследствие естественных причин и старения. Вот почему смерть обычно связывают со злодейством, с внешними событиями, а это, в свою очередь, вызывает желание отомстить.

Другой психологический факт, на который обращается наше внимание, давно известен в психоанализе (фрейдизм):      на подсознательном уровне психики мы не умеем различать желание от действия .      3. Фрейд , исследуя сновидения, обнаружил, что часто мы видим алогические сновидения, в которых два несовместимых (противоположных) утверждения могут сосуществовать. В сновидении их сочетание представляется естественным, в то время как на уровне бодрствующего сознания — алогичным и бессмысленным. Сходные черты имеет мышление ребенка, для которого очень трудно понять различия между желанием и настоящим действием      [149].

Однако это верно до определенного возраста. Например, для маленького Т., мальчика, которому 2 года и 5 месяца, это верно, поскольку он не считает правильным      принцип реальности . Но вот шестилетняя Н. уже понимает этот принцип: не все ее поведение регулируется      принципом удовольствия . И я полагаю, что в различные возрастные периоды различным должно быть и понимание смерти.

Э. Кюблер-Росс указывает также на другой факт, известный из детской психологии: когда ребенок желает смерти своей матери, потому что она не исполняет какое-то его желание, и если после этого мать действительно умирает, то ему кажется, что это его желание исполнилось. И он начинает переживать угрызения совести оттого, что его желание исполнилось, что он способствовал смерти матери. Ребенку кажется также, что, если пожелает, мать вновь оживет, воскреснет. Не всегда ребенок представляет смерть как постоянное состояние. В результате психического созревания люди теряют чувство собственного всемогущества, становятся более реалистичными, меньше боятся смерти близких людей и чувство вины у них тоже лишается своей интенсивности. Страх смягчается, однако всего лишь до наступления смерти кого-либо из близких людей.

Но в целом каждый из нас в определенной мере верит в «закон возмездия»: когда родные и близкие покойника бьют себя по голове, вырывают свои волосы, бьют по груди и рвут на себе одежду, то они таким образом наказывают себя — как бы пытаясь предотвратить ожидаемые более строгие наказания. Им стыдно, они переживают угрызения совести, поскольку чувствуют себя виноватыми перед покойником.

Но есть мыслители (в числе которых уже упомянутый мною Корлис Ламонт), которые считают, что нам пора менять это свое отношение к смерти: исходя из биологических соображений он считает, что смерть — полезное и доброе дело, так как престарелых и утомленных людей освобождает от груза жизни и открывает место для молодых и жизнеспособных.

3 .       Как можно объяснить спонтанное оживление людей, казавшихся уже мертвыми? Я уже коснулся этой проблемы и описал случаи самопроизвольного оживления людей, казавшихся окружающим, иногда даже врачам, окончательно, т. е. биологически умершими. Между тем они, безусловно, еще находились в фазе клинической смерти и их следовало реанимировать. Видимо, следует совершенствовать методы диагностики состояния клинической смерти: если человек еще не дошел до границы биологической смерти, то по каким-то признакам это должно быть установлено. Ведь не всегда возможно применение электрографической аппаратуры.

Если не оживить таких людей, тогда будет иметь место то, что описал Эдгар По в рассказе «Заживо погребенные», а также в маленькой трагедии «Падение дома Ашеров», отрывком из которой я хочу завершить свой короткий ответ.

 

Напомню, что в рассказе умирает незамужняя сестра хозяина дома Родерика Ашера, живущая у него дома. Родерик решает пока не хоронить ее и спускает в глубокий погреб, который когда-то служил темницей. У него есть еще какие-то смутные подозрения и страхи.

Через некоторое время, особенно по ночам, в доме начинают слышаться странные глухие звуки. И вот однажды ночью покойница, взломав доски своего гроба, выходит из темницы и, поднимаясь по лестнице, направляется в комнату, где сидят ее брат и гость, автор рассказа, и читают какую-то сказку. Родерик понимает, что ожившая сестра поднимается к нему, и бормочет про себя: «Безумец! Говорю тебе, она здесь, за дверью!»

Вот как дальше описывает Эдгар По эту страшную сцену: «И словно сверхчеловеческая сила, вложенная в эти слова, обладала властью заклинания, огромные старинные двери, на которые указывал Ашер, медленно раскрыли свои черные челюсти. Их растворил мощный порыв ветра — но там, за ними, высокая, окутанная саваном, и вправду стояла леди Мэдилейн. На белом одеянии виднелись пятна крови, па страшно исхудалом теле — следы жестокой борьбы. Минуту, вся дрожа и шатаясь, она стояла на пороге… потом с негромким протяжным стоном покачнулась, пала брату па грудь — и в последних смертных судорогах увлекла за собой па пол и его, уже бездыханного, — жертву всех ужасов, которые он предчувствовал»        [150].

 

 

Новые проблемы

 

Этот параграф — особый. Здесь вы не найдете более или менее подробного описания и анализа одного какого-либо вопроса или нескольких взаимосвязанных вопросов. Я хочу предложить вниманию читателя те мысли о различных аспектах проблемы смерти и психической жизни человека, которые у меня возникли в ходе работы над книгой или при чтении различных трудов. Это формулировки проблем, гипотезы, разные соображения, которые еще необходимо раскрывать, углублять, исследовать. Это все не под силу одному человеку, во всяком случае в полном объеме. Поэтому можете воспринимать их как вызов, брошенный вашей любознательности. Если хотите, исследуйте, это интересно!

Голография мозга в предсмертных переживаниях . Р. Моуди высказал мысль о том, что в рассказах оживленных людей имеются описания воспроизведения всей предшествующей своей жизни панорамически и как бы одновременно (симультанно), а не только последовательно. Это подтверждается также исследованиями других авторов.

С другой стороны, некоторые исследователи действительно изучают возможные голографические механизмы работы мозга      [151].

Возможно, что наиболее полно и четко голографические механизмы мозга работают именно в процессе умирания, а также, может быть, в парадоксальных фазах сна с образными сновидениями?

«Память духа» А. Бергсона и современная психологическая танатология . В свете современных достижений психологической танатологии вновь привлекает наше вннмане полузабытая теория       Анри Бергсона о двух видах памяти:

1) «памяти материи» (или механической памяти);

2) «памяти духа» (или логической, независимой от материи памяти).

«Память материи» работает по законам ассоциаций, а «память духа» — по законам логики.

Кажется, Р. Моуди говорил, что после отделения от тела «духовное Я» человека действует только с помощью духовной памяти. Возможно, что А. Бергсон в свое время был озарен глубокой догадкой, которая сегодня подтверждается в танатологических исследованиях.

Время и пространство в предсмертных видениях . Об этом вопросе исследователи «жизни после жизни» много пишут. Анализ свидетельств реанимированных — один из путей исследования этой проблемы. Я же предлагаю провести сравнение      с подсознательным временем и пространством сновидений . Вообще следует иметь в виду, что человек переживает следующие виды времени:

• физическое (объективное) время;

• психическое (эмотивное) время сознательной жизни;

• подсознательное (сновидное) время.

Но есть еще одно измерение времени, которое подсознательно, но даже в сновидениях, не выражается. Например, человек ложится спать и решает для себя, что должен проснуться в 7 часов утра. Это задание никак не отражается в сновидениях, но он почти точно в назначенное время пробуждается без посторонней помощи. Что доказывают подобные факты? То, что мозг (психика) подсознательно измеряют ход времени. Но было бы это возможно, если бы в природе не было объективного времени? А ведь так утверждают некоторые танатологи: основываясь на рассказах оживленных из клинического состояния людей, они говорят, что «по ту сторону» нет временного измерения событий.

Переживания фазы клинической смерти и проблема уровней психической активности человека . На каком уровне психики протекают переживания и видения клинической фазы умирания? Сами реанимированные считают, что у них полностью сохранилось сознание и даже стало более сильным, проникающим, всеохватывающим и т. п. Но является ли это сознанием в обычном смысле слова?

Многие из пациентов Р. Моуди говорили, что предсмертные переживания трудно передать обычными словами. Это уже говорит о том, что они не полностью осознаны. Можно ли считать парапсихологически передаваемыми мысли «светоносного существа?» Вот вопросы, над которыми стоит думать.

Высшие психические процессы во время клинической смерти . Если во время клинической смерти «душа» освобождается от тела (в том числе центральной нервной системы), то каким образом сохраняются восприятие, память, мышление, вообще — высшие психические процессы и способности, которые, как мы думали до сих пор, являются функциями мозга? Более того, каким образом они в процессе умирания организма могут стать более совершенными и почему исчезают некоторые виды ощущений (тепловые — тепла и холода, кинестетические, восприятие времени и т. п.)?

Эти факты парадоксальны! Исчезают элементарные ощущения и восприятия, хотя, казалось бы, только они и должны были сохраниться в умирающем мозгу, а исчезать должны высшие психические функции.

Создается впечатление, что обычное физическое тело обеспечивает только низшие уровни психической активности, а высшие процессы связаны с духовным телом, которое в какой-то момент онтогенеза соединяется с физическим телом, чтобы позже, в период клинической смерти, покинуть его, унеся с собой высшие психические процессы и способности.

Если эта гипотеза подтвердится, то мы неизбежно придем к заключению, что человек состоит из двух субстанций:

• физического тела с элементарной отражательной психикой;

• «духовного тела», несущего «Я» личности и ее высшие психические способности.

Духовное «тело» не умирает в том смысле, в котором умирает физическое тело и связанные с ним элементарные психические процессы.

Если это так, то неизбежно также заключение, что имеются      различные области бытия , которые в нормальном и здоровом человеке объединены так тесно, что он не чувствует их различия. Человек является местом соединения этих двух миров. Как комплексное существо, он един. Наличие в себе двух различных начал человек ощущает:

• в сновидениях;

• при некоторых психических заболеваниях (при наличии синдрома деперсонализации);

• в критических ситуациях жизни (сенсорная изоляция, аварии, прыжок с парашютом, выход в открытый космос, острая конфликтная ситуация и т. п.).

В бодрствующем состоянии и при полном физическом здоровье единство двух начал в человеке такое полное, что он даже не способен вообразить себе существование физического «Я» и духовного «Я» как двух различных аспектов своего бытия.

Когда, на каком этапе развития индивида духовное «Я» входит в физическое тело? Это важная проблема, и она должна быть разрешена наукой. Но вспомним мою гипотезу о том, что Земля — это место, где Природа создает новые человеческие души, новые личности. Следовательно, я считаю, что сформулированные выше проблемы касаются тех случаев, когда уже жившие хотя бы один раз души стремятся к новой жизни, новому перевоплощению.

Требуется, следовательно, объяснить факт постепенности психического развития личности в онтогенезе. Ведь если духовное «Я» личности развивается в онтогенезе, то возможно, что оно не входит извне в телесное «Я» индивида, а вырастает в нем. Это и объясняет моя гипотеза. Одно несомненно: человек высшей мудрости и способности      не столько учится мыслить, сколько открывает в себе эти способности . В этом Сократ и Платон, по-видимому, были правы.

Чувство времени и проблема смерти . Неразработанность проблемы смерти в той или иной культуре является признаком плохого понимания ее носителями историчности мира, жизни народов и отдельных людей. Это выражение непонимания перспективы и ретроспективы, связи прошлое — настоящее — будущее. Это признак непонимания возможности бессмертия народа и расы.

Только понимание смерти, неизбежности индивидуальной смерти и вероятности бессмертия души создают основу для настоящей морали. Человек, который живет только настоящим, не заботится о будущем и даже о прошлом, не может быть подлинно нравственным.

Я заметил (и убедился на основе бесед с другими мыслящими людьми), что с возрастом у многих появляется ощущение того, что время течет все быстрее и быстрее, что его скорость увеличивается. Одна очень умная женщина недавно мне сказала: «Я всегда удивляюсь, что время идет так быстро. Я, например, удивлена, что сейчас уже май, а ведь как будто вчера был Новый год».

Размышляя над такими фактами, я пришел к выводу, что субъективное ускорение времени является результатом того, что с возрастом на человеческое поведение и познавательные процессы все более глубокое неосознаваемое влияние оказывает ожидание смерти, ощущение трагичности и конечности индивидуального существования. Ожидание смерти создает хроническое состояние экзистенциальной фрустрации, хотя мысли о возможной своей смерти у психически нормальных людей с сильной структурой «Я-концепции» и ее защитных механизмов постоянно вытесняются. У невротиков механизм вытеснения действует менее удачно и их экзистенциальная фрустрация осознается.

Эмпирический факт субъективного ускорения скорости времени нуждается, конечно, в более фундаментальном объяснении. Поскольку существуют психофизиологические механизмы восприятия времени, то следует выяснить природу изменений работы этих механизмов начиная со зрелого возраста и при экзистенциальной фрустрации под воздействием ожидания смерти. Почему у людей возникает ощущение, что они все быстрее и быстрее устремляются в пропасть?

При более конкретном психологическом исследовании следует использовать тесты и вопросники (для получения более богатых и точных данных о чувстве ускорения времени). Следует выяснить влияние чувства ускорения времени на мораль, процессы целеполагания и другие важнейшие психические процессы и качества личности.

Смерть и смысл жизни . Смерть человека делает его индивидуальные старания, психическую жизнь и стремления во многих отношениях      бессмысленными . Против такой экзистенциальной фрустрации можно бороться тремя способами:

1) если видеть смысл своей жизни в жизни и активности своих детей и потомков вообще;

2) если видеть смысл своей жизни в жизни всего общества (нации, государства, народа);

3) если получить сведения о существовании других (высших) миров, в которых продолжает свою жизнь душа человека и где результаты психической активности периода земной жизни сохраняются и используются. Вера в бессмертие души и существование высшего (спиритуального) мира сразу же снимает многие вопросы нашей «земной философии» и во многом освобождает человека от экзистенциальной фрустрации.

Замечено, что в поздней юности (в 18–20 лет) страх смерти посещает многих. Почему? И хотя этот страх у многих затем исчезает, тем не менее само его появление в таком цветущем возрасте загадочно.

Какое влияние оказал страх перед смертью на ход и особенности истории человечества? Когда говорят о мотивах поведения великих исторических личностей, обычно упоминают тщеславие, стремление к богатству и власти, роль женщин и т. п. Никто не заметил, что      великие люди подгоняемы страхом смерти и жаждой бессмертия . Ведь недаром же 20-летний Юлий Цезарь воскликнул: «20 лет, и еще ничего не сделано для бессмертия!»

Египетские пирамиды — это могилы, которые строились для того, чтобы надежно хранить тела фараонов и других сановников. Для чего? Не для того ли, чтобы их странствующие души в конце концов вернулись в них и оживили их? Вот какая была глубокая вера в бессмертие души.

О возможности бессмертия тела и его влиянии на психологию. В течение последних десятилетий даже некоторые серьезные ученые, в первую очередь из среды биологов, обсуждали вопрос о возможности бесконечного продления жизни организма.

Создана международная ассоциация по проблеме «Искусственное увеличение видовой продолжительности жизни людей». Ее основатели исходят из предположения, что возможно продление жизни человека на сотни лет      [152].

А известный писатель      Артур Кларк считает, что человек достигнет бессмертия к 2090 году. Эго должно быть достигнуто с помощью так называемой      гомотехнологии , в которую входят: трансплантация органов, их искусственная замена с помощью бионической техники, психохирургия и другие методы, которые чреваты угрозой утраты человеческой индивидуальности.      И. Т. Фролов в упомянутой статье справедливо замечает: «… опасны не только геронтофобия, но и геронтофилия, всякая остановка исторического движения поколений, консервации достигнутого и ужасающая перспектива ее экстраполяции на сотни лет вперед, а то и на… бесконечность»      [153].

Таким образом, мы стоим перед двумя важными, диаметрально противоположными проблемами:

• какое влияние оказывает идея неизбежности смерти на психику и развитие личности?

• как повлияет на психическое развитие и жизненный путь личности возможность бессмертия? Кем станет человек в таком случае?

Однако, по-видимому, перспектива бессмертия тела нам не угрожает. Я склонен согласиться с В. А. Неговским, который недавно писал: «15–20 лет назад стали появляться статьи известного белорусского ученого академика В. Ф. Купревича, который считал возможным увеличение жизни человека до 5000 лет, а в ряде случаев высказывался и о возможности достичь бессмертия. „Почему человек должен умереть? — писал В. Ф. Купревич. — Почему жизнь — умирание? Нет объективного закона природы, который бы гласил: да, живой организм должен умереть! И никогда не будет открыт этот закон. Его нет в природе“. И далее: „…убежден, что взяв в свои руки дальнейшее совершенствование своего организма, человек сможет воспользоваться этой щедростью природы и сделать себя бессмертным… нет сегодня более важной, величественной и благородной задачи, чем победить процессы старения и смерти человека“. Подобные же мысли мы находим у А. Кларка. При всем оптимизме подобных высказываний мы не можем относиться к ним без улыбки как к увлекательной фантазии»      [154].

Правда, и улыбка иногда требует объяснения.

Следует, конечно, более последовательно заниматься биологией умирания и смерти, что и делается в последние десятилетия. Я не буду обсуждать здесь вопросы биологии старения и умирания, поскольку это не моя область исследовательской работы, но позволю себе сформулировать по крайней мере одну задачу: одной из актуальных задач современной танатологии я считаю поиск тех физиологических процессов, которые связаны с психическими процессами и переживаниями, возникающими во время клинической смерти. Психологическая танатология и физиологическая (биологическая)      танатология должны составлять две неразрывные стороны единой науки об умирании и смерти человека — танатологии.

При этом, конечно, следует учесть достижения теории стресса. Известно, что смерть наступает очень часто от болезней адаптации. Когда с целью защиты организма при стрессах параметры различных систем выходят за пределы нормы (сахар в крови, давление, свертываемость крови и т. д.) и больше к норме не возвращаются, возникают болезни адаптации.      Защитная адаптационная реакция превращается в патологический синдром .

Шизофрения и идея бессмертия . При шизофрении, наряду с другими интересными особенностями, у больной личности иногда появляется убежденность в собственном бессмертии. В клинической литературе описаны случаи (      Антохин , 1978), «когда больные шизофренией ложились на проезжую часть дороги перед транспортом с целью доказать свое бессмертие или прыгали с большой высоты, чтобы „пролететь над городом“. Эти и подобные действия не могут быть отнесены к суицидальным попыткам или к самоповреждениям, а являются несчастными случаями, несмотря на их операциональное сходство с суицидами»      [155].

Кроме этого психиатрического истолкования, возможно также следующее объяснение этих поступков больных: шизофреники часто переживают состояние выхода психического «Я» из своего тела, поэтому у них возникает убеждение, что обладают бессмертной душой.

Религия и танатология . Для так называемых мировых религий — буддизма, христианства и ислама — физическое тело является временным носителем души (атмана, рухи) и во время смерти разлагается, а душа переходит в новую форму существования. При рождении человека, наоборот, душа соединяется с телом. Но эти религии отличаются друг от друга тем, как они представляют себе загробную жизнь.

Для буддистов эта жизнь — одна из многих. Здесь основное — гипотеза о метампсихозе. Для христиан эта жизнь — подготовка к следующей, где душа попадает или в рай, или в ад.

Я думаю, что в конце концов современная танатология поможет найти более тонкие различия, существующие между мировыми религиями. И я думаю также, что каждая религия опирается в конце концов на определенный танатологический опыт.

Случаи высокого развития психических способностей слепоглухонемых (      Элен Келлер, О. И. Скороходова и др.). Эти факты, по моему мнению, можно понять только при условии, если иметь в виду существование высших психических реальностей, существование того «третьего мира», куда попадают души людей после смерти.

 

 

Заключение

 

Мы обсуждали целый комплекс проблем психологической танатологии. Здесь остановлюсь, может быть повторяясь, на одном важном вопросе, который, как мы знаем, в наибольшей степени интересует всех, в том числе психологов, философов и богословов. Есть ли бессмертие индивидуальной души? Живут ли где-то в другом мире или в другом «измерении» Вселенной наши умершие родственники и знакомые?

Как мы уже знаем, Э. Кюблер-Росс на основе своих исследований пришла к положительному ответу на данный вопрос. В своей второй книге, опубликованной в 1977 году, по существу к такому же выводу пришел и Р. Моуди. Если в книге «Жизнь после жизни» об этом он высказался с осторожностью, то в «Размышлении о жизни после жизни», отвечая на вопрос о том, какое влияние оказывали его исследования на его собственную жизнь, он ответил примерно так: «…я пришел к выводу, что… имеется жизнь после смерти, и я верю, что явление, которое мы рассматриваем, является проявлением этой жизни. Тем не менее я не одержим смертью, я хочу жить».

Что касается христианских богословов, то они давно уже решили для себя эту задачу положительно и даже считают исследования и суждения танатологов довольно грубыми и приблизительными. Вспомним статью Иеромонаха Серафима (Роуза), которая уже была мною упомянута.

Я же считаю более перспективным научный подход к проблеме: накопление новых фактов, их тщательный анализ и постепенное продвижение по пути построения теории психологической танатологии. Я считаю, что уже сейчас имеются факты, которые дают основание для предположения существования каких-то других измерений бытия. Это, конечно, один из центральных вопросов танатологии. Но ведь, как мы видели, имеются и другие, не менее интересные и важные для понимания жизни человека. Некоторые из них я уже сформулировал и обсуждал в данной работе.

Какое влияние оказывает осознание неизбежности смерти на развитие человека и формирование его особого типа личности?

Когда впервые и как воспринимают дети смерть, как их представления о смерти и умерших меняются в течение жизни, в процессе возрастного развития?

В чем смысл последних предсмертных переживаний людей?

Как влияют представления о смерти и судьбе души после смерти тела на поведение людей, совершающих убийство и самоубийство?

Вот лишь некоторые из тех задач, которые уже упомянуты мною в книге и обсуждены, ко требуют новых исследований. Это особенно касается проблемы самоубийства.

Важно понять, что, разрешая все эти задачи, новая наука — психологическая танатология — становится важным разделом современного человековедения.

Важно выяснить также следующее: что дают танатологические исследования научной психологии?

Сугубо кратко скажу, что танатологические исследования позволяют сделать следующее:

• углубляют теорию личности, фактически открывая новые области психологии личности и социальной психологии;

• предоставляют новый материал для дальнейшего развития теории уровней психической активности человека;

• дают новый материал для понимания глубинных мотивов поведения человека, особенно перед смертью;

• углубляют и расширяют теорию фрустрации и психической защиты личности; особый интерес представляют новые данные о стратегиях адаптации в период психологической смерти человека;

• помогают более глубокому пониманию сновидений, галлюцинаций, а также целого ряда парапсихологических явлений.

Вот почему дальнейшее развитие психологической танатологии — насущная познавательная и практическая задача.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Гуревич П. С. Возрожден ли мистицизм? — М., 1984.

2. Зорза Р., Зорза В. Путь к смерти. Жить до конца. — М., 1990. (Лондон, 1981).

3. Касаткин В. Н. Теория сновидений. — Л., 1972.

4. Морено Дж. Социометрия. — М., 1958.

5. Моуди Р. Жизнь после жизни. — М., 1990.

6. Налчаджян А. А. Личность, психическая адаптация и творчество. — Ереван, 1980.

7. Налчаджян А. А. Личность в своих сновидениях. — Ереван, 1982. — (на армянском языке).

8. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. — Ереван, 1988.

9. Налчаджян А. А. Психология смерти. — Ереван, 1992 (на армянском языке).

10. Неговский В. А. От смерти к жизни. — М., 1975.

11. По Э. Рассказы. — М., 1980.

12. Харди И. Врач, сестра, больной // Психология работы с больными. — Будапешт, 1981.

13. Эдвардс Ф. Странные люди. — Ереван, 1992.

14. Aeppli Е. Der Traum and seine Deutung. Mit 500 Traumsymbolen. Sechste Aufgabe. — Zurich und Stuttgart, 1975.

15. Kastenbaum R. Death, Society and Human Experience. — Saint Louis, 1977.

16. Kiibler-Ross E. On Death and Dying, N. Y, 1969.

17. Kiibler-Ross E. Questions and Answers on Death and Dying. — N. Y., 1974.

18. Moody R. Life after Life. - N. Y., 1978.

19. OJacobson Nils. La vie apres la mort? — Paris, 1977.

20. Passian R. Abschied ohne Wiederkehr? Tod und Jenseits in parapsychologischer Sicht. — Kleinjorl bei Flensburg, 1972.

 


[1] Морено Дж . Социометрия. — М., 1958. — С. 108.

 

[2] Там же. — С. 108

 

[3] Там же. — С. 108–109

 

[4] Lynch J.J. The broken heart: The medical consequences of loneliness. — N. Y.: Basic Books, 1977.

 

[5] Морено Дж. Социометрия. — М., 1958. — С. 109.

 

[6] Мурадян Т. Философское эссе о жизни и смерти. — Алеппо, 1986. — С. 42 (на армянском языке).

 

[7] Подробно теория фрустрации и психической защиты изложена в книге:    Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. — Ереван: Изд-во АН Армении, 1988.

 

[8] Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987. — С. 151.

 

[9] Там же. — С. 151–152

 

[10] Вейнингер О. Пол и характер. — М.: Сфинкс, 1909 — С. 111.

 

[11] Там же. — С. 111.

 

[12] Goethes V . Gesprache mit Eckerman. Aufbau-Verlag. — Berlin, 1955. — S. 445.

 

[13] См. сб.: Психологическое исследование творческой деятельности. — М., 1975. — С. 143–204.

 

[14] Литературная газета. 1987. 13 мая. — № 20 (5138). — С. 15.

 

[15] Литературная газета. 1989. 6 дек. — № 49 (5271). — С. 15.

 

[16] Jourard В. The Transpapent Self. Disclosing Man to Himself. - N. Y., 1971; Harrison J. Warning: the male sex role may be dangerous to your health. — The Journal of Social Issues, 1978. — Vol. 34; Кон И. С. Дружба. — М., 1980. — С. 229.

 

[17] Современные психологические представления об этой проблеме можно найти в книге:    Обуховский К. Психология влечений человека. — М., 1975.

 

[18] См. например: Аичел Е. Мифы потрясенного сознания. — М., 1979. — С. 154 и др.

 

[19] Эти стадии описаны в прекрасной книге американской исследовательницы. См:    Kubler-Ross Elisabeth . On Death and Dying. Macmillan publishing Co., — N. Y… 1969. — Ch. III–VII. — Pp. 38-137.

 

[20] Ktihler-Ross Elisabeth. On Death and Dying. Macmillan publishing Co., N. Y., 1969. Ch. III–VII. - P. 39.

 

[21] Kubler-Ross Elisabeth. On Death and Dying. Macmillan publishing Co., N. Y., 1969. Ch. Ill — VII. -P. 50.

 

[22] См.: KasCenbaum R. Death, Society and Human Experience. — Saint Louis, 1977.

 

[23] Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. — Ереван: Изд-во АН Армении, 1988.

 

[24] Об этих исследованиях мимоходом говорится, например, в следующей книге:    Nils O’Jacobson. La vie apres la mort? — Paris, 1977. - P. 104.

 

[25] Неговский В. А. Некоторые методологические проблемы современной реаниматологии // Вопросы философии. 1978. № 8. — С. 71.

 

[26] Известия. 1994. — № 83.

 

[27] Известия. 1994. - № 83.

 

[28] Подробно об этих механизмах см.:    Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. — Ереван: Изд-во АН Армении, 1988.

 

[29] Известия. 1989. — 21 апреля. — С. 5.

 

[30] См.    Мурадян Т. Философский опыт жизни и смерти. — Алеппо, 1986. — С. 82–83 (на армянском языке).

 

[31] Известия. 1990, — 7 сентября. — № 250.

 

[32] Зорза В., Зорза Р. Путь к смерти. Жить до конца. — М.: Прогресс, 1990.(Книга впервые была издана в Лондоне в 1981 году.)

 

[33] Зорза В., Зорза Р. Путь к смерти. Жить до конца. — М.: Прогресс, 1990.

 

[34] Эти гуманистические подходы возникли, конечно, раньше, чем хосписы. См., например:    Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. 4-е изд. — Будапешт, 1981.

 

[35] Зорза В., Зорза Р. Путь к смерти. Жить до конца. — М.: Прогресс, 1990. — С. 85.

 

[36] Эдвардс Ф. Странные люди. — Л., 1991. — С. 27–30.

 

[37] Литературная газета. 1989. — 12 июня. — № 28 (5250). — С.5

 

[38] См.:    Пермяков Н. К., Хучуа А. В., Туманский В. А. Постреанимационная энцефалопатия. — М., 1986.

 

[39] Ю. Жуков. Тетрадка покойной мадам Пишон // Правда. 1985. — 22 сент.

 

[40] Юсин М. // Известия, 1988. — 26 июня

 

[41] Эдвардс Ф. Странные люди. — Л.: СП Смарт, 1991. — С. 24–25.

 

[42] См.    Cuttler A. Four minutes to life. — N. Y., 1970;    Неговский В. А. От смерти к жизни. — М., 1975.

 

[43] См. в кн.:    Налчаджян А. А. Личность, психическая адаптация и творчество. — Ереван, 1980.

 

[44] Интересные данные об этом и других вопросах можно найти в следующей книге:    Майстрах Е. В. Приостановленная жизнь. — М., 1971.

 

[45] Неговский В. А. От смерти к жизни. — М., 1975. — С. 59–60

 

[46] Эдвардс Ф. Странные люди, — Ереван, 1992. — С. 24–25.

 

[47] По Э. Рассказы. — М., 1980. — С. 275–286.

 

[48] Эдвардс Ф. Странные люди. — Ереван, 1992. — С. 129–130.

 

[49] Кюблер-Росс Э. Предисловие к книге //     Моуди Р. Жизнь после жизни. — М., 1990.-С. 5.

 

[50] Моуди Р. Жизнь после жизни. — М., 1990. — С. 117.

 

[51] Там же. — С. 12.

 

[52] Моуди Р. Жизнь после жизни. — М., 1990. — С. 12–13.

 

[53] Там же. — С. 13.

 

[54] См.: Неговский В. А. Клиническая смерть глазами реаниматолога // Человек. 1991. — № 2. — С. 62–67.

 

[55] Моуди Р. Жизнь после жизни. — М., 1990. — С. 13–14.

 

[56] Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича // Повести и рассказы. — Л., 1983. — С. 171–172.

 

[57] Моуди Р. Жизнь после жизни. — М., 1990. — С. 17.

 

[58] Моуди Р. Жизнь после жизни. — М., 1990. — С. 17.

 

[59] Там же. — С. 18.

 

[60] Там же. — С. 20.

 

[61] Моуди Р. Жизнь после жизни. — М., 1990. — С. 20–21.

 

[62] Моуди Р. Жизнь после жизни. — М., 1990. — С. 26.

 

[63] Там же. — С. 27.

 

[64] Там же. — С. 27.

 

[65] Там же. — С. 27.

 

[66] Там же. — С. 29.

 

[67] Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. — Ереван: Изд-во АН Армении, 1988.

 

[68] Моуди Р. Жизнь после жизни. — М., 1990. — С. 29.

 

[69] Там же.

 

[70] Ламонт Корлис. Иллюзия бессмертия. 2-е изд. — М., 1984. — С. 61.

 

[71] Моуди Р. Жизнь после жизни. — М., 1990. — С. 30.

 

[72] Там же. — С. 32.

 

[73] Там же. — С. 32.

 

[74] Моуди Р. Жизнь после жизни. — М., 1990. — С. 33.

 

[75] Там же. — С. 34.

 

[76] Налчаджян А. А. Личность, психическая адаптация и творчество. — Ереван, 1980.

 

[77] Пенфильд У., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. — М., 1965.

 

[78] Там же. — С. 38.

 

[79] Пенфильд У., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. — М., 1965 — С. 40.

 

[80] Моуди Р. Жизнь после жизни. — М., 1990.

 

[81] Там же.

 

[82] Пенфильд У., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. — М., 1965. — С. 14.

 

[83] Пенфильд У., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. — М., 1965. — С. 17.

 

[84] Там же. — С. 21.

 

[85] Моуди Р. Жизнь после жизни. — М., 1990. — С. 50.

 

[86] Моуди Р. Жизнь после жизни. — М., 1990. — С. 51

 

[87] См.:    Неговский В. Л. Клиническая смерть глазами реаниматолога // Человек. 1991. № 2. — С. 65; В. А. Неговский ссылается на следующую работу:    Noyes R.J. Attitude change following near-death experiences. Psychiatry, 1980, Vol. 43, № 3. - P. 234.

 

[88] Kubler-Ross Е. Questions and answers on death and dying. - N. Y.: Macmillan, 1979.

 

[89] WeissJ. E. The Vestibule. — N. Y.: Ashley Books, 1972.

 

[90] Неговский В. А. Клиническая смерть глазами реаниматолога // Человек, 1991. - № 2. — С. 64.

 

[91] Там же.

 

[92] Shneidman E. Deaths of men. — N. Y.: Times Books, 1973.

 

[93] Неговский В. А. От смерти в жизни. — М., 1975. — С. 60.

 

[94] Неговский В. А. Клиническая смерть глазами реаниматолога // Человек. 1991, — № 2. — С. 62–67.

 

[95] См.: The Meaning of Death. - N. Y., 1959.

 

[96] Платон. Сочинения. — М., 1971. — Т. 3. Ч. — С. 447–449.

 

[97] Платон. Сочинения — М., 1971 — Т. 3. Ч. 1 — С. 453–454.

 

[98] См.: Бхагавадгита как она есть / Бхактиведанте Бук Траст. — М., 1984.

 

[99] Возвращение: Наука о возвращении души. — Нью-Йорк, 1983 (на армянском языке).

 

[100] Возвращение: Наука о возвращении души. — Нью-Йорк, 1983 (на армянском языке). — С. 138.

 

[101] См., например:    Шерток Л. Неопознанное в психике человека. — М., 1982.

 

[102] Психологическим проблемам сновидений посвящены ряд моих статей, а также книга «Личность в своих сновидениях». — Ереван, 1982 (на армянском языке). Уже готова к публикации более обширная книга на русском языке.

 

[103] Эту фазу называют «медленной» ввиду того, что глаза спящего или неподвижны, или же совершают медленные плавающие движения. Парадоксальный же сон называют «быстрым», поскольку в этой фазе яблоки под закрытыми веками совершают быстрые движения, исследуя открывшееся перед внутренним взором психическое пространство.

 

[104] Один цикл сна состоит из одной парадоксальной и одной ортодоксальной фаз сна. Ночной сон человека, который спит 7–8 часов, состоит примерно из 4–5 циклов.

 

[105] См.:    Aeppli Е. Der Traum und seine Deutung. Mit 500 Traumsymbolen. Sechste Aufgabe. — Zurich und Stuttgart, 1975. — Ss. 113–114.

 

[106] Эдвардс Ф. Странные люди. — Л., 1991. — С. 125–126.

 

[107] См.:    Налчаджян А. А. Личность в своих сновидениях. — Ереван, 1982 (на армянском языке).

 

[108] См.:    Касаткин В. Н. Теория сновидений. — С. 59–60.

 

[109] См.:    Касаткин В. Н. Теория сновидений. — С. 176–196.

 

[110] Nils O’Jacobson. La vie apres la mort? — Paris, 1977. — P. 129.

 

[111] Там же, — P. 126–127.

 

[112] Nils O’Jacobson. La vie apres la rnort? — Paris, 1977. — P. 130.

 

[113] Ницше Ф. Полное собр. соч. — Спб, 1901. — С. 27.

 

[114] См.:    Jung С. G. Memoires, Dreams, Reflections. — N. Y., 1963. (Изложено по работе: Gooch S. The Paranormal. — N. Y., 1978. — P. 94–95.)

 

[115] См.:    Nils О Jacobson. La vie apres la mort? — Paris, 1973. - P. 14.

 

[116] Налчаджян А. А. Личность, психическая адаптация и творчество. — Ереван, 1980.

 

[117] См.:    Douglas, Alfred. Extra-Sensory Powers. — N. Y., 1976: Gooch S. Paranormal. -N. Y.-L., 1978. - P. 77.

 

[118] Приводится но книге: Меграбян А. А. Деперсонализация. — Ереван, 1962.

 

[119] Меграбян А. А. Деперсонализация. — Ереван, 1962. — С. 73.

 

[120] Там же. — С. 74.

 

[121] Меграбян А. А. Деперсонализация. — Ереван, 1962. — С. 91

 

[122] Бэлан Дж. Я. Рихард Вагнер. — Бухарест. — С. 23.

 

[123] Gooch S. The Paranormal. - N. Y.-L., 1978. Ch. 2. - P. 77.

 

[124] Там же. — P. 80.

 

[125] Nils O'Jacobson. La vie apres la mort? — Paris, 1977. — P. 58.

 

[126] Nils O'Jacobson. La vie apres la mort? — Paris, 1977. — P. 56.

 

[127] Gooch S. The Paranormal. — N. Y.-L., 1978.

 

[128] Gooch S. The Paranormal. — N. Y.-L., 1978. — P. 140.

 

[129] Много фактов этого рода содержится также в следующей книге:    Brown, Bath. ESP writh Plants and Animals. — N. Y., 1970.

 

[130] Passian R. Abschied ohne Wiederkehr? Tod und Jenseits in parapsychologischer Sicht. — Kleinjorl bei Flensburg, 1972. — S. 73–74.

 

[131] Passian R. Abschied ohne Wiederkehr? Tod und Jenseits in parapsychologischer Sicht. — Kleinjorl bei Flensburg. 1972. — S. 74–75.

 

[132] Цитируется по книге:    Passian R. Abschied ohne Wiederkehr? Tod und Jcnseits in parapsychologischer Sicht. — Kleinjorl bei Flensburg, 1972. — S. 21–23.

 

[133] Nils O’Jacobson. La vie apres la mort? — Paris, 1977. — P. 232–235. (Описанию этого случая Стивенсон посвятил 47 страниц своей книги.)

 

[134] Эдвардс Ф. Странные люди. — Ереван, 1992. — С. 96–103.

 

[135] Там же. — С. 103–111.

 

[136] По Э. Рассказы. — М., 1980. — С. 37.

 

[137] Там же. — С. 37

 

[138] Бек А. Волоколамское шоссе // Новое назначение. — М., 1988. — С. 211.

 

[139] См.: Психологические исследования творческой деятельности. — М., 1975. — С. 143–204;    Райков В. Л. В сб.: Новые исследования в психологии. 1976. № 1, — С. 15–18.

 

[140] Очень четко эта точка зрения представлена в следующей работе:    Иеромонах Серафим (    Роуз ). Душа после смерти. Современные «посмертные» опыты в свете учения Православной Церкви //Человек. — М., 1991. — № 1. — С. 70–86.

 

[141] Моуди Р. Жизнь после жизни. — М., 1990. — С. 167–168.

 

[142] Очень кратко об этих работах пишет В. А. Неговский. См.:    Неговский В. А. Клиническая смерть глазами реаниматолога //Человек. — М., 1991. — № 2. — С. 64–65.

 

[143] См.:    Кузнецов О. Н., Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества. — М., 1972.

 

[144] Моуди Р. Жизнь после жизни. — М., 1990. — С. 86.

 

[145] Там же.

 

[146] Краткое описание результатов см.:    Baron R. A., Byrne D., Kantowitz В. Я. Psychology. Understanding Behavior. — Philadelphia-London-Toronto, 1977. — P. 268;    Philips D. Statistics: A guide to the Unknown. — N. Y., 1972.

 

[147] См.    Линдеман X. Аутогенная тренировка. — М., 1980;    Леви В. Везет же людям… — М., 1988;    ГримакЛ. П. Резервы человеческой психики. — М., 1989.

 

[148] Kiibler-Ross. Е. On Death and Dving. Macmillan Publ. Corp. — N. Y., 1969. — P. 2.

 

[149] Фрейд 3. Толкование сновидений. — М., 1913. Его же: Введение в психоанализ / Лекции. — М., 1989.

 

[150] По Э. Рассказы. — М., 1980. — С. 90.

 

[151] См., например: Прибрам К. Языки мозга. — М., 1975.

 

[152] См. об этом:    Фролов И. Т. О жизни, смерти и бессмертии (Этюды нового (реального) гуманизма // Вопросы философии. 1983. № 1. — С. 97. Его же: Перспективы человека. — М., 1983.

 

[153] Фролов И. Т. О жизни, смерти и бессмертии (Этюды нового (реального) гуманизма // Вопросы философии. 1983. № 1. — С. 98.

 

[154] Неговский В. А. Клиническая смерть глазами реаниматолога // Человек. 1991. — № 2. — С. 67.

 

[155] Тихопенько В. А. Классификация суицидальных проявлений // Актуальные проблемы суицидологии / Отв. ред. А. А. Портнов. — М., 1978. — С. 66.

 


Дата: 2019-02-19, просмотров: 231.