Некоторые врачи полагают, что предсмертные переживания возникают вследствие того, что умирающему дают галлюциногенные лекарства.
Такие химические средства, вызывающие галлюцинации, конечно же, есть. Известны марихуана, ЛСД и другие. Например, кетамин (циклогексанон) — анестезирующее средство, которое впрыскивается в кровеносные сосуды. Но оно вызывает ряд побочных эффектов, в том числе переживания, близкие к отделению «Я» от тела, деперсонализацию. Человек, принимающий данное лекарство, как бы отделяется как от внешнего мира, так и от собственного тела. Даже после лечения, в течение некоторого времени, у него могут наблюдаться признаки психического нарушения, в частности галлюцинации и очень яркие сновидения.
В состоянии общего обезболивания (наркоза) у некоторых больных появляются переживания, напоминающие те, что описывают у себя оживленные из клинической смерти люди. Например, женщина, которая должна была перенести операцию полости рта, видит ангелов, которые сопровождают ее по другую сторону бытия, понимает, что умирает, но не боится смерти, видит яркий свет и т. д. Она чувствует, что плывет в воздухе, над головами врачей и других медиков, слышит их голоса.
Сходство, как видим, большое. Но эти переживания одновременно значительно отличаются от предсмертных и скорее похожи на галлюцинации, чем на подлинные восприятия реальных вещей. Как мы видели, «умершие» и ожившие люди отвергают утверждение, будто все то, что они видели и слышали, — это галлюцинации. Они убеждены, что имели дело с другой реальностью. Отметим, что с таким впечатлением люди просыпаются после многих сновидений. Переживания людей под воздействием галлюциногенных веществ в значительной степени психологически иные, чем предсмертные переживания.
Однако фармакологическое объяснение ошибочно главным образом по той простой причине, что многие пациенты, оживленные из фазы клинической смерти, ни до, ни в ходе клинической фазы умирания никаких лекарств не принимали. Некоторые лекарства им давали только после выхода из клинической фазы, да и то — не галлюциногены, а различные другие лекарства (напрпмер, аспирин, антибиотики, адреналин, обезболивающие и т. п.).
Имея перед глазами опыт одной женщины, которая в своей жизни два раза была в состоянии клинической смерти, Р. Моуди считает даже, что обезболивающие средства предотвращают появление предсмертных переживаний . Первый раз эта женщина была под наркозом и поэтому ни о каких образах и переживаниях не сообщила, а второй раз, наоборот, таких лекарств не принимала и обезболивающих газов не вдыхала, однако имела очень сложные предсмертные видения и сообщила о них.
Существуют, конечно, некоторые химические вещества (например, сок кактуса), которые с давних времен используются с целью достижения религиозного озарения. Р. Моуди полагает, что если существуют такие вещества, то это означает, что есть еще один, дополнительный путь, которым человек может общаться с другими формами бытия.
Физиологические объяснения
Чаще всего предлагается следующий вариант физиологического объяснения: поскольку мозг в фазе клинической смерти оказывается в состоянии кислородного голодания, то психические явления, воспринимающиеся умирающим, могут быть последней компенсаторной попыткой умирающего мозга .
Те специалисты, которые предлагают такое объяснение, не учитывают того обстоятельства, что многие из предсмертных переживаний возникают еще до того, как организм оказывается в состоянии кислородного голодания, этого своеобразного и тяжелейшего физиологического стресса. В некоторых случаях организм не имеет еще никаких повреждений, однако в психической сфере человека основные элементы предсмертных переживаний уже появляются.
К этим аргументам Р. Моуди мы можем добавить следующий: непонятно, почему же считается, что кислородное голодание мозга должно порождать именно такие переживания. Ведь специфика этих переживаний не физиологическая или фармакологическая, а психологическая. Эта специфика обусловлена тем, что психика умирающей личности сталкивается с другой реальностью, находящейся вне известного нам в обычной жизни физического мира, восприятием и переживанием этой новой, незнакомой реальности.
Неврологические объяснения
Предполагается, что предсмертные переживания могут быть обусловлены повреждением нервной системы, ее функциональными нарушениями. Отсюда интерес неврологии к этим явлениям и попытки их неврологического объяснения.
Р. Моуди рассматривает возможные неврологические объяснения двух элементов:
1) мгновенное воспроизведение картин прошлого;
2) феномен выхода «Я» из собственного физического тела.
Каковы неврологические механизмы этих явлений?
1. Р. Моуди приводит слова одного больного о том, как он время от времени, неожиданно и непроизвольно, вспоминает события своей жизни, которые четко озаряют его внутренний взор и исчезают, уступая место новым образам. Они быстро забываются, хотя одни и те же образы в разные дни повторяются. Но все они — неорганизованные и не особенно значимые образы. Во время воспроизведения этих образов больной продолжает воспринимать окружающую среду и свои собственные действия, но менее четко, чем обычно. Эти процессы спонтанного воспроизведения продолжаются примерно одну минуту (по свидетельству присутствующих), но больному представляются очень длительными, «как целая вечность». Эти образы, как результат раздражения определенных мозговых центров, имеют определенные сходства с панорамными предсмертными образами, но различия между ними более значительные: они бессвязные, неосмысленные, не способствуют моральному и умственному росту человека, не запоминаются и т. д.
2. Феномен нахождения вне своего тела напоминает неврологическое явление автоскопии , восприятия себя со стороны: человек видит себя перед собой, в поле своего зрения. Появляющийся перед человеком его двойник повторяет его характерные телесные движения и мимику. Больной, видя перед собой самого себя, переживает глубокий шок и смущение.
Но и в этом случае различия между автоскопией и предсмертным выходом «психического Я» из своего тела намного значительнее, чем сходства. При автоскопическом эффекте видимый образ — живой, разговаривает, может даже давать больному указания. В то время как в процессе клинической смерти умирающий видит свое бесчувственное тело вне себя. Он видит все тело целиком, тогда как при автоскопическом феномене больной видит только свою голову или верхнюю часть тела.
Очень верно замечает Р. Моуди, что автоскопический двойник больше похож на духовное «Я» личности, чем на тело. Если это так, то возникает уже другая интересная проблема: возможно ли расщепление духовного «Я» на раздельные «Я-образы»? Мы уже видели, что такое явление имеет место в творческом процессе, в частности в процессе игры артистов на сцене.
Автоскопические образы иногда описываются как цветные, но чаще всего они бесцветные и прозрачные. Больной может видеть, как его двойник без труда проходит сквозь стены и закрытые двери.
Наконец, Р. Моуди приводит очень интересный пример возникновения автоскопического образа и показывает, что это совсем не то, что видит умирающий в своих предсмертных состояниях [141].
Механизмы появления автоскопических явлений пока не раскрыты. Автор отметил также, что только у одного из его многочисленных пациентов после реанимации было обнаружено неврологическое повреждение.
Отметим в конце, что неврологический аспект предсмертных переживаний можно проанализировать глубже только при условии его сочетания с данными о деперсонализации, о которой в психопатологической литературе накоплено значительное количество ценной информации.
Точка зрения психиатров
Психиатрических исследований переживаний людей во время клинической фазы умирания, а также патологических последствий пребывания в этой фазе пока немного.
Авторы опубликованных работ обычно стремятся доказать, что эти переживания — галлюцинаторная деятельность умирающего мозга. А одинаковыми у всех умирающих они должны быть, поскольку устройство мозга и процесс его умирания у всех одинаковы. Во всяком случае, переживания умирающих весьма сходны с теми, которые наблюдаются при психических заболеваниях [142].
Объяснение ли это? Я полагаю, что нет. Дело в том, что само появление галлюцинаций и других странных переживаний психотиков во многом еще загадка для науки. Эти явления довольно подробно описываются на феноменологическом уровне, однако почти не объяснены, не раскрыты психологические и психофизиологические механизмы их возникновения. Поэтому сравнение с ними предсмертных переживаний людей в смысле понимания их сущности нам мало что дает. Возможно даже, что исследование предсмертных переживаний окажется более полезным для понимания психотических явлений, чем обратное. Во всяком случае, сведение одной группы непонятных явлений к другой группе — это не путь подлинного научного познания, это тупиковый путь.
Психологические объяснения
В своей книге Р. Моуди рассматривает два возможных пути психологического объяснения, которые чаще всего предлагались и представляются ему наиболее серьезными:
1) исследования последствий изоляции;
2) исследование снов, иллюзий и галлюцинаций.
Исследования последствий изоляции. В этой области обнаружены явления, которые наиболее близки к предсмертному опыту людей. Причем здесь получены также экспериментальные результаты. Речь идет об исследованиях по сенсорной изоляции и одиночеству, их психологических и психосоматических последствий [143].
Данные о последствиях сенсорной изоляции получены двумя основными путями:
1) от людей, по воле случая оказавшихся изолированными от общества в результате кораблекрушения, во время полярных исследований и т. д. Сюда можно отнести, кстати говоря, и случай с американским пилотом, полковником Линдбергом, о котором я уже подробно писал;
2) новейшими экспериментами, связанными, в частности, с космическими исследованиями и подготовкой космонавтов.
Как проводятся такие эксперименты?
Вот их краткое описание: добровольца помещают в танкер, наполненный водой. Температура воды равна температуре тела. Поэтому температурные и гравитационные ощущения сводятся к минимуму. Глаза и уши испытуемого также закрывают, чтобы исключить соответствующие восприятия. Он оказывается в полной темноте и тишине. Руки помещены в специальные трубки, ими он не может двигать, следовательно, не может иметь соответствующих (гак называемых кинестетических) ощущений. Это и есть состояние сенсорной изоляции.
В таких условиях люди переживают ряд необычных состояний. Во-первых, перед мысленным взором человека появляется панорамное видение событий своей жизни, различные галлюцинации, образы сверхчувственных существ, напоминающих привидения или духов. В этих условиях происходит также нарушение чувства времени. Некоторые переживают отделение своего «Я» от тела, чувство единства со Вселенной. При выходе из ситуации одиночества и изоляции, особенно когда они возникают по естественному стечению обстоятельств, они чувствуют, что производят переоценку ценностей, т. е. происходит перестройка личности.
Как видно из этого краткого описания, имеются сходства с предсмертным психологическим опытом умирающих.
Р. Моуди очень верно заметил, что условия, в которых умирают люди, весьма сходны с ситуациями сенсорной изоляции. Терминальные больные помещаются в отдельные палаты, лежат на кровати (часто неподвижно), в тишине и т. д.
«Может даже возникнуть вопрос, — замечает Р. Моуди, — не являются ли психологические изменения, происходящие при умирании тела, результатом полного блокирования мозга от ощущений внешнего мира». Он приводит описание одного такого пограничного случая, когда человек был тяжело болен и одновременно был помещен в условия сенсорной изоляции. Больной рассказал, что видел различные человеческие лица, которые подходили к нему, удалялись, проходили мимо. «Я совершенно отчетливо осознавал, что болен и нахожусь в больничной палате, и с удивлением наблюдал за происходящим. Потом я стал узнавать некоторых из появлявшихся людей, — это были мои родственники и друзья, но других я не знал. Неожиданно я понял, что все эти люди, которых я узнал, уже умерли» [144].
Действительно, это пограничный случай, имеющий сходство как с предсмертным опытом, так и с ситуацией сенсорной изоляции.
Когда пытаются объяснить предсмертный опыт людей с помощью результатов исследования сенсорной изоляции, забывают, что ведь эти результаты тоже еще не получили должного объяснения, что они тоже тайна, мистика, как и предсмертные переживания. Их сравнение поучительно, но какая польза от сведения одних непонятных явлений к другим? Нельзя также отнести все переживания, имеющиеся в условиях сенсорной изоляции, к разряду нереальных, галлюцинаторных явлений, говорит Р. Моуди и отмечет, что во все века мистики уединялись для достижения просветления и откровения. Так обычно создаются новые религиозные учения. Достаточно вспомнить жизнь и деятельность Будды, Христа и Мухаммеда.
Затем, упоминая книгу Джона Лилли «Центр циклона», в которой тот рассказывает об исследованиях по сенсорной изоляции и о своих предсмертных переживаниях, Р. Моуди заключает: «Таким образом, мы можем с полным основанием рассматривать изоляцию, наряду с галлюциногенными явлениями и приближением к смерти, как один из путей вхождения в новые измерения сознания» [145].
Однако здесь, по-видимому, нужно сделать одно уточнение: это путь вхождения не в новые измерения сознания, а в новые измерения бытия, которые отражаются человеческим сознанием.
Из всего этого видно, что исследование сенсорной изоляции позволяет углубить наше понимание психики, а также некоторых аспектов предсмертных переживаний, но по причинам, о которых я уже говорил, таким путем мы опять-таки не получаем объяснения механизмов предсмертного опыта.
Сновидения, галлюцинации и иллюзии . Как мы видели из предыдущих глав, в сновидениях очень богато и разнообразно отражается тема смерти, появляются образы, которые сходны с некоторыми образами доклинической и клинической фаз умирания. Однако, по-видимому, правы те реанимированные люди, которые утверждают, что предсмертные переживания не являются сновидениями: они примерно одинаковы у всех — как у современных людей, так и людей прошедших веков. Утверждается, что таких сновидений не бывает. Предсмертные образные видения — какие-то особые явления, отражающие какую-то особую реальность. Все оживленные утверждают, что все то, что они видели и слышали во время клинической смерти — это действительные события, они реально происходили с их участием. Эти люди были, по свидетельству Р. Моуди, психически здоровыми, «славными» людьми и четко различали сновидения и действительность.
Поскольку это так, заключает Р. Моуди, предсмертные переживания являются для науки совершенно новыми явлениями и требуют новых методов исследования, новых способов истолкования .
Хотя это в основном и верно, однако я считаю, что требуется более детальное сравнение сновидении и предсмертных видений. В танатологических работах до сих пор такая работа почти не была произведена. В какой-то мере я попытался в данной книге заполнить эту брешь, включив в нее соответствующую главу. Однако исследования в этом направлении следует продолжить.
Предсмертные переживания не являются также галлюцинациями, и умирающие не являются психогиками. Такова точка зрения Р. Моуди. Но здесь налицо сложная проблема.
Так ли это во всех случаях?
Во-первых, психически больные люди тоже умирают и было бы чрезвычайно интересно узнать, чем характерны их предсмертные переживания.
Во-вторых, если болезнь и умирание — длительные процессы, человек от страха и стрессов может стать психотиком. Возможно, что следует говорить об особом предсмертном психозе или психозе умирающих людей?
В-третьих, если умирающий даже психотик, он может, умирая, освободиться от своего психоза и иметь все те нормальные общечеловеческие переживания, которые характерны для всех нормальных людей.
Здесь, как мы видим, есть еще очень много сложных и неисследованных проблем.
Наконец, предсмертный опыт отличается от сновидений и галлюцинаций еще и тем, что подтверждается другими, живыми свидетелями. Вспомним те случаи, когда умирающий вне своего тела наблюдает за действиями медиков и слушает их разговоры, после своей реанимации сообщает об этом и участники реанимации подтверждают эти свидетельства. А это еще раз доказывает, что их видения не являются сновидениями. Таких сновидений и галлюцинаций не бывает! Предсмертный опыт — новое явление, и его нельзя свести к известным явлениям.
Действительно, не бывает так, чтобы спящий видел сон и одновременно события этого сновидения происходили вокруг него так, чтобы другие тоже видели их. Только дети, да и то до определенного возраста, верят, что то, что они видят во сне — реальные события жизни и о них знают и другие. «Помнишь, сегодня ночью я во сне видел…?» — так может обращаться ребенок к матери или отцу, предполагая, что они также видели этот сон. Каждое сновидение — явление индивидуальное, и о нем мы можем узнать только тогда, когда сновидец рассказывает о нем. Что же касается предсмертных переживаний, то они, по-видимому, повторяются у всех умирающих. Это принципиальное различие.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 201.