Полное, или «модальное», переживание умирающего
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для науки отчеты реанимированных людей и тех, кто включен      Раймондом Моуди во вторую и третью группы «испытуемых», интересны особенно по той причине, что хотя между их физиологическими и психологическими особенностями, так и обстоятельствами умирания имеются большие различия, все же исследователю удалось увидеть в них примерно 15 повторяющихся «элементов» (образов, действий, сцен и переживаний). Оставляя в стороне многочисленные индивидуальные различия, он составлял «модальное», или, иначе говоря,      гипотетически полное, описание того комплекса переживаний, который мог бы иметь человек, несколько минут бывший в состоянии клинической смерти.

Это модальное описание в работе Р. Моуди дано так «густо» и удачно, что, как говорится, не мудрствуя лукаво, приведем его полностью, вместо того чтобы предложить новое. После этого дадим дополнительные сведения о различных элементах этой общей картины, иллюстрируя их несколькими индивидуальными случаями. Описание психического опыта клинической смерти оставляет чарующее впечатление.

«Человек умирает, и в тот момент, когда его физические страдания достигают предела, он слышит, как врач признает его мертвым. Он слышит неприятный шум, громкий звон или жужжание, и в то же время он чувствует, что движется с большой скоростью сквозь длинный черный тоннель. После этого он внезапно обнаруживает себя вне физического тела, но все еще в непосредственном физическом окружении, он видит свое собственное тело па расстоянии, как посторонний зритель. Он наблюдает за попытками вернуть его к жизни и, обладая этим необычным преимуществом, находится в состоянии некоторого эмоционального шока.

Через некоторое время он собирается с мыслями и постепенно привыкает к своему новому положению. Он замечает, что он обладает телом, но совсем иной природы и с совсем другими свойствами, нежели то физическое тело, которое он покинул. Вскоре с ним происходят и другие события. К нему приходят души других людей, чтобы встретить его и помочь ему. Он видит души уже умерших родственников и друзей, и перед ним появляется светящееся существо, от которого исходит такая любовь и душевная теплота, какой он никогда не встречал. Это существо без слов задает ему вопрос, позволяющий ему оценить свою жизнь, и приводит его через мгновенные картины важнейших событий его жизни, проходящие перед его мысленным взором в обратном порядке. В какой-то момент он обнаруживает, что приблизился к некоему барьеру или границе, представляющей, по-видимому, раздел между земной и последующей жизнью. Однако он обнаруживает, что должен вернуться обратно на землю, что час его смерти еще не наступил. В этот момент он сопротивляется, так как теперь он познал опыт иной жизни и не хочет возвращаться. Он переполнен ощущением радости, любви и покоя. Несмотря на свое нежелание, он тем не менее каким-то образом воссоединяется со своим физическим телом и возвращается к этой жизни.

Позднее он пытается рассказать обо всем этом другим людям, по ему трудно это сделать. Прежде всего, он не может найти в человеческом языке адекватные слова для описания этих неземных событий. Кроме того, он сталкивается с насмешками и прекращает рассказывать другим людям. Тем не менее пережитые события оказывают глубокое влияние на его жизнь и особенно на его представления о смерти и ее соотношение с жизнью»      [55].

После этого «модального» описания Р. Моуди дает ряд разъяснений, важнейшими из которых являются следующие:

• не было случаев, ч тобы два рассказа разных реанимированных людей полностью совпадали;

• не было ни одного рассказа, в котором присутствовали бы все 15 элементов;

• нет ни одного из этих элементов, который встречался бы во всех рассказах, и не было ни одного элемента, который встретился бы только в одном рассказе;

• порядок появления элементов в целом такой, как он дан в модальном рассказе, но могут быть индивидуальные различия. Например, некоторые видят светящееся существо с самого начала, другие — позже;

• то, насколько далеко заходит умирающий по этапам описанных переживаний, зависит от того, был он действительно в фазе клинической смерти, а если был, то как долго;

• есть и такие люди, которые после реанимации ничего не помнят из своих переживаний. Однако это вряд ли доказывает, что у них не было подобных переживаний. Они просто не помнят их. (Это сходно с забыванием сновидений: в настоящее время доказано, что все нормально спящие люди видят много снов, но почти все они утром забываются);

• если человек в своем устном рассказе исследователю сообщает не все элементы из вышеописанных пятнадцати, то это не значит, что в его переживаниях клинической фазы эти элементы отсутствовали. Они могли быть, но позабыты так же, как мы забываем часть нашего обширного сновидения.

В некоторых рассказах встречалось достаточно много — от 8 до 12 элементов.

В связи с тем что в переживаниях «умерших» почти всегда присутствовало светящееся существо, следует сказать, что данное явление было известно давно, еще до публикации результатов исследований Р. Моуди. О том, что умирающие в конце фазы агонии видят свет, говорили      К. Г. Юнг и Л. Н. Толстой .

 

Так, Л. Н.Толстой в конце рассказа «Смерть Ивана Ильича» пишет про умирающего главного героя:

«Он искал своего прежнего привычного страха смерти и не находил его. Где она? Какая смерть? Страха никакого не было, потому что и смерти не было.

Вместо смерти был свет.

— Так вот что! — вдруг вслух проговорил он. — Какая радость!

Для него все это произошло в одно мгновение, и значение этого мгновения уже не изменилось. Для присутствующих же агония его продолжалась еще два часа. В груди его клокотало что-то; изможденное тело его вздрагивало. Потом реже и реже стало клокотанье и хрипенье.

— Кончено! — сказал кто-то над ним.

Он услыхал эти слова и повторил их в своей душе. „Кончена смерть, — сказал он себе. — Ее нет больше“.

Он втянул в себя воздух, остановился на половине вздоха, потянулся и умер».        [56]

 

Как мы видим, автор думал, что умирающий видит свет в фазе агонии. Как показывают исследования Р. Моуди и других танатологов, действительно, яркий свет или «светящееся существо» видели не только те, кто находился в состоянии клинической смерти, но и некоторые из тех, кто до этой фазы не дошел, а был возвращен в сознательное состояние из предсмертных фаз умирания. Одной из таких фаз, как мы знаем, является фаза агонии.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 218.