Согласно основоположника социальной инженерии американского ученого К.Поппера, социальная инженерия (social engineering) – это совокупность подходов в прикладных социальных науках, ориентированных на: изменение поведения и установок людей; на разрешение социальных проблем, на адаптацию социальных институтов к изменяющимся условиям; на сохранение социальной активности.
Управленческое решение — 1) важнейший вид управленческого труда, а также совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, которые обеспечивают реализацию управленческих задач; 2) творческое, волевое действие субъекта управления, которое основывается на знании объективных законов в сфере функционирования управляемой системы и анализа информации об её функционировании. Данное действие заключается в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива в сфере разрешения проблемы или в сфере изменения цели.
Предметная область социальной инженерии определяется ее управленческим статусом. По своей сути управление более всего соответствует задачам социальной инженерии. Как известно, социальное управление есть не что иное как деятельность по сознательному воздействию на социальные системы с целью их упорядочения, сохранения или изменения в интересах определенных лиц и групп. При таком понимании социальная инженерия входит в систему социального управления как одна из форм его научного обоснования и обеспечения.
Социоинженерная деятельность заключается в изучении и «исправлении» социальных реальностей, не отвечающих современным требованиям, и «складывается» из разнообразных методов, которые, в первом приближении, включают методы социологических исследований, методы диагностики, методы консультирования, методы реформирования, методы социального моделирования и прогнозирования, методы социального проектирования и конструирования и др.
Многие из указанных методов хорошо описаны в научной литературе, однако они имеют достаточно универсальный характер и не «привязаны» именно к социоинженерной деятельности. Поэтому помимо известных методов, социальная инженерия нуждается в разработке новых методов, отражающих ее специфику. К таким методам относятся:
· функционально-диагностический метод;
· метод, основанный на применении технологии когнитивного управления;
· метод, основанный на создании в обществах (или организациях) так называемых «мозговых центров»;
· метод создания проблемно-ориентированных организационных систем (ПОС).
Указанные методы обладают значительной новизной и обладают значительным преимуществом по сравнению с известными методами.
Функционально-диагностический метод значительно расширяет возможности метода управленческого консультирования тем, что он позволяет диагностировать не только явные, но и скрытые (латентные) функции социального управления. Выявляя в процессе диагностирования скрытые недостатки (патологии) функционирования обществ (организаций), метод позволяет планировать широкомасштабные мероприятия по их устранению и повышению качества управления.
Метод, основанный на применении технологии когнитивного управления позволяет значительно улучшить качество принимаемых управленческих решений (по сравнению с методом ситуационного управления), так как основан на применении так называемых «банков проблемных знаний», накапливающих мировой и отечественный опыт решения проблем.
Метод проектирования ПОС позволяет создавать специальные организации, ориентированные на решение сложных межотраслевых проблем, так как существующие организации имеют в основном отраслевую или территориальную ориентацию. Попытки же решения сложных межотраслевых проблем с помощью лишь методов программно-целевого управления, как правило, малоэффективны.
Указанные методы составляют лишь малую часть методов, которые должны использовать социальные инженеры в своей работе и которые ждут своих разработчиков.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 335.