Социальное проектирование – это специфическая деятельность, связанная с детальной разработкой одного из вариантов развития социальных процессов и явлений, созданием прообраза предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Выбранной модели придаются желаемые свойства и черты, т.е. осуществляется проектирование. Социальный проект — цель проектной деятельности, как вида социального творчества.
К средствам осуществления социального проектирования относятся те (в том числе технические, математические и логические), при помощи которых получается, анализируется и перерабатывается информация о состоянии систем и процессов, тенденциях их развития, возникновения и развития проблемной ситуации, потребностях субъектов, средств, при помощи которых ведется непосредственное проектирование, создаются знаковые сообщения, словесные описания, таблицы, чертежи, бланки, схемы, сети взаимодействий, макеты, коды, символы, алгоритмы, блок-таблицы, матрицы и другие носители, осуществляется управление процессом проектной деятельности. В настоящее время широкое распространение получили технические средства проектирования, в том числе системы автоматизированного проектирования.
Проектные технологические стратегии
Технологические стратегии, применяемые в процессе социального проектирования, варьируются в зависимости от конкретной проектной ситуации. Так, например, в случаях некоторой неопределенности проблемного поля проектного воздействия возможен выбор стратегии случайного поиска, характеризующейся отсутствием какого-либо однозначного и четко определенного плана разработки проектных решений.
Линейная стратегия
Линейная стратегия применяется, как правило, в качестве взаимосвязанных последовательных действий, в которых каждое действие зависит от исхода предыдущего, но не зависит от результатов последующих действий.
Разветвленные стратегии
Разветвленные стратегии социального проектирования позволяют осуществлять многовариантную и альтернативную деятельность, включающую в себя поэтапное сопоставление вариантов, которые могут развиваться независимо друг от друга, проектов, что помимо других преимуществ, позволяет подвергать взаимодополнению проектные модели нескольких проектировщиков.
Циклические стратегии
Применение циклической стратегии социального проектирования позволяет возвращаться непосредственно в процессе проектной деятельности к одному из предыдущих этапов конструирования.
Адаптивные стратегии
Адаптивные стратегии предусматривают лишь начальное проектное действие, тогда как выбор последующих зависит от результатов предшествующих действий.
Стратегии приращения
Стратегии приращения являются одним из вариантов адаптивного поиска в условиях традиционного проектирования. Обобщенные же стратегии, применяемые в целях создания социальных проектов, обладают некоторыми универсальными свойствами, удовлетворяющими требования совершенно различных социальных проектов.
Проектные стратегии находятся в зависимости от целей проектной деятельности, достигаемых на различных ее этапах, причем эти цели могут быть названы этапными целями, которые соответственно определяют название этапов проектирования.
Выбор проектной стратегии
Выбор проектной стратегии должен сопровождаться выбором методов и средств проектной деятельности, а также составлением организационной программы. Наиболее применяемыми методами социального проектирования являются следующие: социальных нормативов, социального баланса, социальной оптимизации, социальной регрессий, социальных последствий, социальной типологии и классификации, социального картографирования.
28.Необходимость социального планирования при реализации проекта.
Реализация проекта начинается с планирования. В плане осуществляющегося проекта важнейшей частью является система достижения соглашения по распределению ролей, ответственности и прав всех участников проекта. Ключом к такому соглашению является обмен информацией, а результатом – план действий, основой которого является ранее достигнутые договоренности.
Следующим этапом реализации является проведение переговоров и заключение контрактов на поставку сырья, материалов, технологий, оборудования, а также заключение договоров на выполнение субконтрактных работ.
На этой стадии может быть осуществлено инженерно-техническое проектирование (дизайнерские работы), строительство, как самого объекта, так и необходимых инфраструктурных элементов проекта, производственный маркетинг и обучение персонала.
Не мене важным элементом обеспечения стадии реализации проекта является контроль.
Обычно осуществляются 3 вида контроля:
1) за реализацией технической стороны проекта;
2) за реализацией проекта в целом;
3) за реализацией финансовых результатов проекта.
Контроль за реализацией технических аспектов проекта осуществляют технические специалисты, которые проверяют: насколько производственные мощности, продукция, которая произведена, и услуги соответствуют техническим требованиям.
Контроль за реализацией проекта в целом осуществляет заказчик. Все аспекты деятельности, связанные с проектом, в том числе: подготовка персонала; исследования; стратегические мероприятия; материальные компоненты проекта должны быть представлены в отчетах. Задачи такого контроля – защищать участников проекта от неожиданных неприятных сюрпризов и расширить сумму знаний о разных подходах к проблемам, чтобы их избежать при разработке и реализации других проектов.
Контроль за реализацией финансовых результатов проекта, прежде всего, производится инвесторами.
Он преследует в основном две цели:
1) обеспечения реализации проекта;
2) погашение кредита или получение плановой прибыли от инвестиций.
Представители кредиторов заинтересованы в том, чтобы обеспечить целенаправленный расход заемных средств на осуществление проекта и обговорить полученные результаты с ответственной за проект организацией.
Завершающая оценка проекта
Завершающая оценка предусматривает ретроспективный анализ проекта. Она проводится преимущественно тогда, когда проект после запуска пробыл в эксплуатации от 2 до 3 лет.
Важным моментом проведения такой завершающей оценки является установление причин успеха или провала проекта. Это дает такие особенности, которые могут быть с успехом использованы в других проектах.
Завершающая оценка также дает менеджерам и заинтересованным потребителям информацию про то, насколько эффективно и полно проекты достигают ожидаемых результатов.
Таким образом, завершающая оценка выполняет две функции:
1) обучающего документа;
2) отчетного материала.
Как правило, завершающая оценка должна дать ответы на ряд вопросов:
Будут ли исходные цели проекта четко определенными и осуществимыми;
Был ли достигнут существенный прогресс в усилении (укреплении) созданных проектом организаций;
Имел ли место значительный перерасход средств, и, по каким причинам;
Была ли достигнута запланированная норма прибыли и, если нет, то по каким причинам.
Ретроспективность является преимуществом завершающей оценки, так как в ходе оценки можно найти пути, с помощью которых удастся достичь лучших результатов. Не существует единого стандарта оценки, однако, целесообразно придерживаться следующих принципов и требований:
1. Лица, которые руководят разработкой и осуществлением проекта должны брать участие в проведении завершающей оценки;
2. Объективность оценки не должна вызывать сомнений;
3. Результаты оценки следует сделать доступными;
4. Завершающей оценке должно быть подвергнуто как можно больше проектов.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 1333.