Роль социального эксперимента в управлении
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальный эксперимент — метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие.

Социальный эксперимент предполагает:

· внесение изменений в сложившиеся отношения;

· контроль за влиянием изменений на деятельность и поведение личности и социальных групп;

· анализ и оценку результатов этого влияния.

Любая компания стремится к повышению производительности труда, научный подход при достижении этой цели способен показать хорошие результаты. Понимание социальных закономерностей становится серьёзным подспорьем для совершенствования системы управления в компаниях. Начало этому было положено Хоторнскими экспериментами, в ходе которых возглавляемая гарвардским социологом Э. Мэйо группа американских учёных пыталась выяснить, как ряд объективных факторов (освещение, оплата, перерывы) повлияют на производительность труда на телефонном заводе Western Electrics, располагавшемся в пригороде Чикаго.

По итогам эксперимента удалось выяснить, что производительность труда работниц возрастала при любом позитивном изменении условий (улучшении освещённости, длительности перерывов). После получения такого результата организаторы эксперимента стали сокращать освещённость, количество и длительность перерывов, вопреки чему производительность труда всё ещё возрастала. Исследование продолжили в прежнем режиме, и на втором этапе эксперимента производительность труда вернулась на прежний уровень.

В итоге учёные пришли к выводу, что на положительную динамику повлияли такие социальные факторы, как отношения между сотрудниками и проявленное к ним внимание руководства. Также полученные в ходе исследования данные позволили выявить, так называемый Хоторнский

эффект, когда новизна и интерес к эксперименту показывает заведомо искажённо-положительные результаты. Само осознание испытуемыми причастности к научному процессу приводило к тому, что они работали гораздо усерднее. Проведённое в Хоторне исследование повлияло на дальнейшее применение научного подхода в менеджменте, став классическим примером социального эксперимента.

Огромная теоретическая и методологическая значимость Хоторнского эксперимента для дальнейшего развития социологии заключается в том, что он привел:

· во-первых, к пересмотру роли и значимости материально-вещественных и субъективных, человеческих факторов в развитии производства;

· во-вторых, дал возможность выявить не только открытые функции и их роль в производстве (в частности, роль материальных условий трудовой деятельности), но и скрытые, латентные функции, ранее ускользавшие от внимания исследователей и организаторов производства (роль "группового духа");

· в-третьих, привел к пониманию значимости неформальной организации (групповая сплоченность коллектива работающих) в социально-экономической жизнедеятельности производственной системы;

· в-четвертых, положил начало развитию одного из важнейших направлений западной социологии - так называемой "теории человеческих отношений", сыгравшей большую роль в развитии социологии управления.

Социальный эксперимент имеет ограничения:

· невозможность воздействовать на изучаемые объекты (в исторических исследованиях изучаемые процессы, события безвозвратно отошли в прошлое);

· в случае принципиальной доступности экспериментальных воздействий на изучаемый социальный объект, необходимо считаться с возможностью отрицательных последствий;

· трудно создать желаемый вариант экспериментальной ситуации, перевод объекта в новые состояния в ходе социального эксперимента не должен нарушать его функционирования;

· сложно применение экспериментального метода при исследовании социально-политических вопросов, поскольку надолго и полностью “отгородить” какую-либо группу людей от всей совокупности общественных связей, поставив их в особые условия жизни и управления, является довольно затруднительно;

· общественные действия личностей, тем более их чувства, настроения и т. п. трудно поддаются экспериментальному изучению.

Схема эксперимента:

· выдвижение гипотез;

· выбор экспериментального и контрольного объекта (или состояний одного объекта);

· определение нейтральных, факторных (будем менять) и контрольных (будем отслеживать) характеристик объекта;

· подтверждение или опровержение гипотез о причинно-следственных связях между явлениями.

Основные требования к проведению эксперимента: четкая ориентация на гипотезы исследования о наличии причинно-следственной связи между исследуемыми явлениями или о характере какого-либо механизма коллективной или индивидуальной деятельности, выведенной логическим путем на основании теоретических и опытных данных; полнота описания объекта; строгий контроль за ходом эксперимента; возможность повторения

как фактор повышения надежности результатов эксперимента. Наличие методов, средств наблюдения и измерения, адекватных социальному объекту.

Добавим еще одну характерную черту эксперимента - в нем обычно выделяются 2 вида объектов (единиц): контрольные и экспериментальные группы. Экспериментальная группа - та, на которую оказывают воздействие экспериментальным фактором (независимой переменной). Контрольная группа - идентична экспериментальной по заданным параметрам, но не испытывает воздействия экспериментальным фактором (независимой переменной).

Дата: 2019-02-19, просмотров: 331.