Реализация данных функций требует определенного механизма. Не ставя цель его всестороннего и полного анализа, обозначим основные этапы (или технологические фазы) осуществления социальной политики.
Первый этап - этап объективной реальной оценки существующей ситуации. Именно на нем необходимо выяснить потребности, интересы, установки, социальные ожидания и т. д. объектов социальной политики. К сожалению, свертывание массовых социологических исследований из-за нехватки финансовых средств, искажение статистических данных и их неадекватность социальной действительности априори приводят к искажению реальной ситуации в обществе, и, следовательно, изначально закладывают неадекватность социальной политики.
На втором этапе происходит оценка возможностей субъектов социальной политики, их ресурсов.
Третий этап- это этап выбора конкретных целей и задач действий (стратегических и тактических), выделения среди них приоритетных.
На следующем, четвертом, этапе осуществляется выбор методов и способов решения поставленных задач. При этом еще раз уточняются материально-финансовые, организационно-правовые, социально-психологические возможности субъектов социальной политики, определяются дополнительные источники привлечения средств (технология фандрайзинга).
Пятый этап посвящен разработке конкретных видов предметно-практической деятельности субъектов социальной политики. Приступая к его реализации необходимо учесть постоянно изменяющиеся условия жизнедеятельности социальных групп, особенности регионов, специфику потребностей и интересов. Эти моменты делают актуальной проблему разработки, апробации и внедрения инновационных социальных технологий.
На шестом этапе происходит нормативно-правовое оформление избранного варианта решения той или иной социальной задачи. Если речь идет о таком субъекте социальной политики как государство, то издается какой-либо нормативно-правовой акт в отношении новых видов социальной помощи.
Если это общественная организация, то она свою деятельность старается осуществлять в соответствии с уже имеющейся правовой базой или включается в законотворческий процесс. Примером может служить деятельность НКО по внедрению социального заказа.
На седьмом этапе создается административно-управленческое обеспечение, то есть формируется система управления ходом социального процесса.
Восьмой этап посвящен идеологическому объяснению и пропаганде выбранного курса среди населения.
Заключительный, девятый этап позволяет обеспечить контроль за социальной политикой, внести необходимые коррективы в предыдущие этапы.
Конечно, выделение этапов отражает механизм реализации социальной политики достаточно условно и схематично, но определенная логика процесса все-таки просматривается. При этом необходимо помнить и об объективных трудностях и противоречиях в реализации социальной политики, глубоких разрывов между поставленными задачами и возможностями по их решению (ухудшение материально-технической базы, дефицит кадров, финансов и т.п.).
Таким образом, рассмотрение некоторых аспектов социальной политики привело к пониманию сложности данного вида политики, слабой теоретической разработки ее сути.
Тем не менее, социальная политика имеет место в любом обществе, выполняет определенные функции, имеет свои цели, задачи, субъекты и объекты. Механизм реализации данного вида политики достаточно сложен и зависит от ряда объективных и субъективных факторов и условий.
Социальная политика реализуется через разработку социальной стратегии и социальных программ.
При разработке конкретных стратегий и социальных программ должны учитываться следующие принципы:
1. государственное вмешательство должно соответствовать требованиям рынка и механизма цен должен работать при этом как сигнальное устройство
2. механизм социальной защиты должен формироваться не на основе государственной благотворительности, а как совокупность государственных гарантий, которые предоставляются каждому человеку. Для такой системы социальной защиты необходимо разработать систему социальных нормативов, которые должны отражать условия труда и быта людей.
3. должен осуществляться дифференцированный подход к различным слоям и группам населения в зависимости от социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности
4. система социальной защиты должна быть многоуровневой и интегрированной
5. стремление обеспечить стабильный уровень благосостояния населения не должен привести к «уравниловке», т.е. перераспределение не должно ориентироваться на уравнение всех, для того, чтобы стимулировать эффективность труда.
Можно выделить следующие способы воздействия социальной политики:
1. на доходы активной части населения - создание условий для оптимального использования рабочей силы; регулирование заработной платы; обеспечение занятости, законодательное определение условий труда и его охрана
2. на благосостояние общественных иждивенцев – путем перераспределения первичных доходов через систему социального обеспечения (т.е. через социальное страхование и общественное вспомоществование
3. воздействие на благосостояние всего населения через обеспечение доступа к социальным услугам. Организация производства этих услуг и обеспечение ими всех слоев населения на минимально гарантированном уровне
Характер социальной политики зависит от степени вмешательства государства в управление социальной сферой, в зависимости от этого все сложившиеся в различных странах типы социальной политики можно разделит на 2 группы:
1.«остаточная социальная политика» - социальная политика выполняет те функции, которые не может выполнить рынок – это ограниченная по своим масштабам и контингенту социальная политика, которая носит пассивный, компенсационный характер. Основа такой социальной политики – идея консерватизма – американская модель социальной политики – это точечная, адресная модель помощи нуждающимся.
2. институциональная социальная политика (при такой политике социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами во всех смыслах, это более конструктивная политика и ее основой является социально – демократическая теория и идеология. Она предусматривает определенные социальные стандарты для населения, стартовые условия создает государство – таковы, например, немецкая и шведская модели социальной политики).
Обе модели социальной политики различаются не отсутствием или наличием каких-то компонентов, а их соотношением и степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства.
Социальную роль государства находится в диапазоне этих двух моделей социальной политики.
Исходя из практики стран с развитой экономикой, можно сделать выводы о роли и месте социальной политики в управлении государством:
1. степень социальной поддержки населения, в первую очередь, касается предоставлению бесплатных или льготных благ и услуг.
2. существует прямая зависимость между уровнем многих социальных индикаторов развития нации и масштабами перораспределительной деятельности государства
3. общество всегда стоит перед выбором: либо рост личных доходов за счет низких доходов других людей, или повышение уровня удовлетворения потребностей на льготных условиях при росте налогов
4. идеология государственной политики в социальной сфере претерпевает циклические изменения, т.е. государство то расширяет воздействие на социальную сферу, то сокращает, предоставляя эту возможность гражданскому обществу.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 300.