Сущность социального управления.
Социальным управлением называется воздействие на социальные процессы, направленное на достижение поставленных целей. Понятие является ключевым для любого вида управления. Применительно к социальным системам это понятие раскрывается как воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние. Таким образом, управление – процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме.
Системой называется составляющая целостное образование совокупность взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Части системы называют также подсистемами, звеньями или элементами.
Объектом управления называется управляемая подсистема (социальные организации, люди), воспринимающая воздействие со стороны субъекта управления.
Субъектом управления называется управляющая подсистема (орган управления, руководитель), воздействующая на другие звенья системы (объект управления).
Поясним приведенные выше определения на примере системы Университет – факультет – кафедра
Целью управления называется желаемое состояние системы, которое должно быть достигнуто в результате управленческого воздействия.
Социальное управление – управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни, средство реализации социальной политики. Отличительной особенностью менеджмента от социального управления является его нацеленность на удовлетворение потребностей клиентов и получение оптимальных результатов, прибыли с наименьшими затратами. Эта особенность предопределена конкурентной средой, в которой функционирует большинство коммерческих организаций. В то время как цель социального управления – удовлетворение жизненоважных потребностей и интересов населения.
Начиная с античных времен, представление о социальном управлении и его функциях неоднократно изменялось и не утвердилось вплоть до настоящего времени. Началом научного изучения социального управление следует считать сочинение древнегреческого философа Платона (VIV вв. до н.э.) «Государство», где он отмечал, что управление (правление) - это не просто искусство, но деятельность, которая во многом может и должна быть упорядочена. Он давал правила, советы для управления человеческими коллективами. Вслед за Платоном, его ученик Аристотель считал, что с помощью разумного управления государство может обеспечить социальное благополучие людей. В качестве основных функций управления он рассматривал законодательную, исполнительную и судебную.
Основатели менеджмента совсем иначе отнеслись к управлению, чем их предшественники. В частности, Анри Файоль пишет: Я предлагаю следующее определение: управлять значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.
Французский менеджер и ученый А. Файоль считал, что к обязательным относятся следующие управленческие функции: планирование; организация; распорядительство; координирование; контроль.
Впоследствии этот перечень был существенно расширен путем внесения в него таких управленческих функций как: мотивация; лидерство; коммуникация; исследование ситуаций; оценка внутренней и внешней среды; принятие решений; подбор персонала; представительство; ведение переговоров.
Есть и другие определения управления, например, определение Питера Дракера. Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен.
В дальнейшем вопросами управления обществом занимались Фома Аквинский, Маккиавели, Гоббс, Дидро, Руссо, Локк, Конт, Спенсер и многие другие ученые.
Как видим, указанные функции существенно отличаются от законодательной, исполнительной и судебной функций. Это отличие объясняют обычно различием управляемых объектов (общество и фирма). В таком случае получается, что функции управления не являются универсальными, так как зависят от вида рассматриваемой организации.
Необходимость выработки универсального представления об управлении привела многих исследователей к идее обратной связи как основе управления и надежде на кибернетику, которая в конце 40х и в 50х годах претендовала на роль универсальной науке об управлении в обществе, живом организме и машине. Формированию кибернетического подхода к управлению во многом способствовал системный подход (системный анализ), чрезвычайно популярный в мире в 6070е годы.
В конце 60х и 70е годы в России под влиянием идей кибернетики и системного анализа в рамках марксистсколенинской философии появляется множество теоретических работ по социальному управлению.
Представители этого направления исследований (В.Г.Афанасьев, Г.И.Петров, В.С.Основин, Б.М.Лазарев) понимали под социальным управлением обществом.
При этом к функциям социального управления они относили: выработку и принятие управленческих решений, организацию (как процесс), регулирование, учет и контроль, информация (как процесс), сбор, обработка, хранение, анализ, руководство, планирование, прогнозирование, моделирование, подбор, расстановка и воспитание кадров.
Состав этих функций включает, с одной стороны, функции классического менеджмента (планирование, организация, регулирование, контроль, прогнозирование),а с другой – функции управления кибернетических систем (моделирование, информацию, выработку и принятие управленческих решений).
На наш взгляд, указанные выше функции безусловно могут быть отнесены к разряду функций социального управления, однако они не достаточны для управления такими сложными социальными объектами, каковым является общество.
Среди них, в частности, отсутствуют законодательные и правоохранительные функции, а также ряд других функций, которые связаны с выявлением и решением социальных проблем.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 484.